Областная общественно-политическая газета
Издание основано в июне 1917 года,
выходит по вторникам, четвергам и субботам

Как разобраться в рекламе кредитных потребительских кооперативов

Новости 2018 года  :  Общество29 июня 2018, 11:44ПечатьОтзывы

На вопросы о рекламе кредитных потребительских кооперативов (КПК) отвечает управляющий Отделением по Курской области ГУ Банка России по Центральному федеральному округу Евгений Викторович Овсянников:

- Евгений Викторович, как разобраться в рекламе многочисленных КПК в регионах и выбрать КПК?

В первую очередь, необходимо проверить, включен ли кооператив в государственный реестр КПК. Он опубликован на сайте Банка России (www.cbr.ru). Принимать новых членов и привлекать их сбережения может только кооператив, который есть в списке Банка России.

Во-вторых, важно помнить, что организационная форма кооператива – «кредитный потребительский кооператив», а не ЗАО, ООО, АО и тому подобное..

В-третьих, одновременно и в обязательном порядке данный КПК должен быть членом саморегулируемой организации (СРО) – объединения таких же кооперативов. Это также можно проверить в реестре, который обновляется ежемесячно. КПК, не вступивший в СРО в установленные сроки, подлежит ликвидации в судебном порядке по иску Банка России.

И самое гласное, если КПК ведет агрессивную рекламную кампанию в регионе, резко наращивает количество своих членов, это тревожный сигнал: возможно, под его вывеской может скрываться финансовая пирамида.

КПК не должен привлекать случайных людей, должна соблюдаться кооперативная общность – территориальная, профессиональная либо иная, закрепленная в уставе КПК. Именно наличие подобной устойчивой связи между пайщиками является основой для солидарной ответственности членов кооператива, их равенства и возможности их самоорганизации в рамках кооператива, снижения рисков в деятельности КПК и его более высокой финансовой устойчивости по сравнению с другими финансовыми организациями.

Есть ограничения и по доходности сбережений членов КПК. Процентная ставка по договору передачи личных сбережений не может более чем в 1,8 раза превышать ключевую ставку Банка России (сейчас это 7,25%), то есть не должна быть выше 13,05%. Если членам кооператива обещают сверхвысокую доходность по их личным сбережениям, это повод задуматься и не связываться с таким КПК.

- Евгений Викторович, кто-нибудь регулирует рекламу КПК? Почему они заманивают людей выгодными ставками и обещаниями огромных доходов.

Базовый Стандарт, разработанный саморегулируемыми организациями КПК и утвержденный Банком России, предъявляет особые требования к рекламе КПК. Она должна быть добросовестной и достоверной. Нельзя злоупотреблять доверием граждан и использовать отсутствие у них финансовых знаний, вводить людей в заблуждение с помощью рекламных технологий. Вся информация для участников КПК должна быть расположена в доступном месте и оформлена таким образом, чтобы можно было свободно ее изучить. Язык изложения должен быть доступным, шрифты — удобными и легкими для прочтения, а специальные термины – разъяснены.

Необходимо помнить, что согласно российскому законодательству термином «вклад» («депозит») может называться только операция, проводимая банком. КПК принимает денежные средства по договору передачи личных сбережений. Если в рекламе кредитного потребительского кооператива упоминается слово «вклад» — это явный признак недобросовестности компании.

Особо хочу обратить внимание: если вы видите недобросовестную рекламу КПК, если возникают сомнения в легальности деятельности организации, рекламирующей себя как кредитный потребительский кооператив и привлекающей деньги граждан, или в ней усматриваются признаки «финансовой пирамиды», необходимо обращаться в Банк России: через Интернет-приемную на сайте Банка России www.cbr.ru; по адресу: 107016, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12; по электронной почте fps@cbr.ru.

Что вы можете посоветовать гражданину, который выбирает КПК для инвестирования личных сбережений?

Прежде всего хочу обратить его внимание на то, что средства пайщиков в КПК не страхуются государством, в отличие от банковских вкладов, и в случае банкротства или ликвидации КПК нет гарантии, что средства удастся вернуть.

Даже если вы видите в рекламе надпись: «Денежные средства застрахованы», всегда уточняйте, что именно застраховано. На практике были случаи, когда денежные средства страховались только от пожара в КПК. А вот банкротство в результате экономических причин в договор не входило. Так что, стоит внимательно изучать документы, в которых может быть очень много подводных камней.

Члену кооператива стоит также понимать, что пайщики несут общую ответственность за результаты работы КПК, и при убытках кооператива может быть принято решение о необходимости дополнительных взносов членов КПК.

Я советую внимательно прочитать устав и другие документы КПК, чтобы понимать все финансовые и нефинансовые обязательства, связанные с членством в кооперативе. И только после этого принимать решение о членстве в данном КПК.

Оставьте ваш отзыв
ФИОВаше имя или ник (псевдоним)
E-mailУкажите ваш e-mail для ответа
ГородСтрана (если не РФ), город
ТекстВ тексте распознаются гиперссылки http://site.ru/page.html и электронная почта mail@mail.ru
АнтиспамВведите в поле цифры на изображении → Введите в поле цифры на изображении
Выделенные поля обязательны для заполнения
При использовании информации ссылка на сайт обязательна
Постоянный адрес страницы: http://www.kpravda.ru/new/society/037117/
© 2003–2019 АУКО «Редакция газеты «Курская правда»
Разработка сайта: КурскИНФО
Размещение рекламы
г. Курск, ул. Максима Горького, д. 9
телефон: (4712) 51-11-35
e-mail: reklama@kpravda.ru