Учиться добру

Номера 2019 года  :  № 59  :  Общество24 мая 2019ПечатьОтзывы

Протоиерей Олег Чебанов о межконфессиональных конфликтах, любви и терпимости.

Считается, что есть четыре запретные темы в светской беседе: религия, политика, доходы и болезни. Сегодня поднимем одну из них: мы встретились с протоиереем Олегом Чебановым и поговорили о конфликтах на межконфессиональной почве, вере и истинном христианстве.

Об основе человеческих отношений

В Русской православной церкви уделяется огромное внимание работе с детьми. В дошкольном и младшем школьном возрасте как раз формируется мировоззрение. А это, наверное, и есть та основа, на которой строятся все взаимоотношения человека: с природой, с мировой и отечественной историей, с другими людьми, с Богом. От них зависит, каким будет человек в будущем. В этой работе нельзя переоценить значение родителей – ведь, подражая им, ребенок перенимает моральные устои и ценности, учится добру.

Мировоззренческая основа христианства заключается в любви. Господь четко говорит: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга». Поэтому нужно с самого раннего возраста говорить о своих традициях, культуре, вере и взаимоотношениях с Богом. Именно поэтому мы стараемся проводить как можно больше встреч и мероприятий, активно работать со школьниками.

О терпимости к другим людям и новых западных ценностях

Слово «толерантность» мне не нравится. По-моему, это некая улыбка с фигой в кармане. Церковь призывает нас иметь традиционную семью, а западные ценности говорят об ином: о свободе от деторождения, о том, что есть не два пола, а три, о возможности выйти замуж за дерево, об однополых браках. Все это противоречит замыслу Бога о человеке, поэтому относиться к этому «толерантно» и улыбаться как христианин я не могу. Слово «терпимость», мне кажется, здесь более уместным.

Когда я не поддерживаю позицию другого человека, я не могу говорить «да, это твое мнение, ты имеешь на него право», улыбаться и принимать его взгляды. Но дело в том, что когда человек болен, мы не говорим «твое право не принимать лекарство, твое право быть больным», мы помогаем, даем дельные советы.

Относиться к человеку терпимо – это относиться с уважением, любовью и состраданием. Сострадая, мы берем частицу этой боли на себя. В армянском языке есть замечательная фраза «цавттанем», что переводится, как «беру твою боль на себя». В этом и заключается смысл терпимости.

Человек, любой человек – это творение Божие, и мы не должны отторгать друг друга из-за разногласий на межконфессиональной почве. Это не значит, что я буду разделять с представителем другой конфессии молитву, но на межличностном, человеческом уровне я могу и должен контактировать с ним. В Царствии Небесном «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» – говорит апостол Павел в своем послании к колоссянам.

О ярких красках и серой биомассе

Каждый народ относится к своему культурному архетипу. К сожалению, сейчас эти устои пытаются расшатать, говоря: не важно, какой у тебя пол, и есть ли он вообще, не важно, откуда твоя семья, не важны традиции, культура, религия; нет «мамы» и «папы», а есть «родитель номер один» и «родитель номер два». Все это ведет к тому, что человек превращается в серую безликую биомассу. А посмотрите: каждый народ играет яркими красками, своей культурой, верой, традициями, которые складывались тысячелетиями. Так почему же мы, жители ХХI века, должны перечеркнуть все то, что создавалось нашими предками?

О смысле христианства «на пальцах»

Конфликты, к сожалению, неизбежны, но происходят они в основном из-за отсутствия любви. Кто-то пытается утвердить свое превосходство, кто-то говорит, что только он должен занимать все мировоззренческое пространство, кто-то возмущается существующим порядком вещей. Еще Василий Великий (Василий Кесарийский 330-379 гг.) говорил, что если бы все были христианами, то не нужны были бы ни суды, ни тюрьмы. И это правда.

Однажды молодой человек попросил меня объяснить ему смысл христианства «на пальцах». Вопрос был сложный: я лекцию на несколько часов прочитать могу, арсенал книг на эту тему порекомендовать могу, но рассказать «на пальцах» впервые попросили. Все-таки Господь дал мне мысль, и я спрашиваю: «Если тебя кто-то обидит сильно, оскорбит, что ты сделаешь?» «В глаз дам», – отвечает. Нормальная реакция человека, пораженного грехом, каждого из нас.

В том-то и дело: в тот момент, когда твоя пятерня сжимается в кулак, наливается свинцом и идет по траектории «в глаз» – кулак трансформируется в троеперстие, ты осеняешь себя крестным знамением и говоришь: «Господи, если я не прав – меня накажи, меня (дай наказ, как поступить), а если он виноват – его вразуми, чтобы он понял какую-то свою неправоту». Вот и весь смысл христианства. Одним словом его можно описать – любовь. Вот и давайте уважать и любить друг друга.

Записала Дарья Толстых, Центр детского творчества

Оставьте ваш отзыв
ФИОВаше имя или ник (псевдоним)
E-mailУкажите ваш e-mail для ответа
ГородСтрана (если не РФ), город
ТекстВ тексте распознаются гиперссылки http://site.ru/page.html и электронная почта mail@mail.ru
АнтиспамВведите в поле цифры на изображении → Введите в поле цифры на изображении
Выделенные поля обязательны для заполнения

Спецпроект



Спецпроект

Социальные сети


Instagram

Партнеры


Официальный сайт администрации Курской области

Официальный сайт Общественной палаты Курской области, комитета внутренней политики Администрации Курской области

Официальный сайт телерадиокомпании Сейм

Стратегия Президента

www.gosuslugi.ru

Работа в России

© 2003–2019, АУКО
«Редакция газеты « Курская правда»,

e-mail: info@kpravda.ru
телефон: (4712) 51-24-62
При использовании информации ссылка на сайт обязательна. 
Размещение рекламы
г. Курск, ул. Максима Горького, д. 9
телефон: (4712) 51-11-35
e-mail: reklama@kpravda.ru
Посетители сайта
Сегодня: 3 541
Вчера: 3 722
Всего: 10 564 219