Сколько в среднем времени в день вы проводите в интернете?
Выберите вариант ответа!


Результаты опроса

Равнодушие – путь в никуда

Номера 2017 года  :  № 3  :  Общество13 января 2017ПечатьОтзывы

«Нет опаснее человека, которому чуждо человеческое, который равнодушен к судьбам родной страны, к судьбам ближнего», – почти полтора века назад сказал русский писатель Михаил Салтыков-Щедрин.

Сегодня его слова не только не потеряли актуальности, но и, наоборот, зазвучат острее и злободневнее. Все чаще мы слышим о том, что люди стали более агрессивными, черствыми, эгоистичными и пассивными. Донести старушке тяжелую сумку до дома или помочь подняться упавшему на тротуаре человеку, позаботиться о бездомных животных теперь стремится далеко не каждый. Большинство предпочитают пройти мимо, делая вид, что ничего не происходит.

Наглядно несколько лет назад эту черту современного общества продемонстрировали журналисты одной из местных газет в ходе небольшого эксперимента. Суть его была проста: мужчине средних лет предстояло разыграть резкое ухудшение здоровья и проверить, как на него отреагируют окружающие. Для прогулки «испытуемому» предложили традиционно оживленную улицу Ленина. Результаты теста, к сожалению, оказались неутешительными: мало кто стремился прийти на помощь попавшему в беду человеку. Видя внезапно оседающего на землю мужчину, куряне в лучшем случае ускоряли шаг. Иные не стеснялись в выражениях, экспрессивно транслируя реплики о том, что «напиваться среди бела дня – это полное свинство», а порой и обзывали человека, не утруждая себя попытками узнать, пьян он или нездоров. Считанные люди проявили сочувствие и предложили незнакомцу вызвать «скорую помощь», сходить в аптеку за лекарством или проводить до дома…

Откуда же взялась в современном обществе такая концентрация безразличия к окружающим людям и событиям, и можно ли справиться с распространением человеческого равнодушия, мы узнали у доктора психологических наук, профессора, заведующего кафедрой психологии КГУ, лауреата общественной премии имени Петра Великого за подготовку лидеров Алексея ЧЕРНЫШЕВА.

– Алексей Сергеевич, что такое равнодушие, с точки зрения психологии? Почему оно появляется в людях?

– Людское равнодушие – это действительно серьезная проблема. Она возникла тысячелетия назад, а в наше время обострилась до уровня кризиса. Сегодня в мире льется кровь, погибают дети. Половина жителей просвещенной Западной Европы боятся собственных подростков, а мировое сообщество не может (скорое – не хочет!) сообща предотвратить беду. Сейчас крайне остро встал вопрос о том, как людям овладеть искусством жизни. Причем имеется в виду не столько материальное благополучие, сколько контакт с другими людьми. Живя среди людей, человек не может быть свободен от них. Люди все взаимосвязаны, но то, каков характер этой взаимосвязи, ее содержание и последствия, и определяет счастье человека и общества в целом. Для того чтобы понять причины появления равнодушия или даже агрессии у человека, наделенного разумом, способного выстроить свою собственную судьбу и взаимодействующего с окружающими, нужно сначала разобраться, каков сам человек.

– То есть истоки безразличия нам следует искать в нас самих?

– Отчасти. Точнее, от нашего духовно-нравственного потенциала, морально-психологического климата коллектива, в котором находится человек, стратегии государства по отношению к человеку как ценности, которые транслируются через СМИ или адекватно, или искаженно.

Психологическая наука долгое время шла к пониманию человека, хотя и на сегодняшний день нет единого подхода. Выявлены разные грани и разные сущностные стороны человека, которые качественно резко отличаются друг от друга. Вопрос состоит в том, как сами люди каждую из этих граней используют. Начнем с «черных», негативных моделей человека. По Фрейду человек живет ради удовольствия, напрягаться не может, им могут управлять только кнут и пряник. Но самое главное, фрейдовский человек предельно сексуален, агрессивен и неразумен. Эти три качества являются самыми эмоционально насыщенными, они человека радуют больше всего. И самое удивительное, что человек способен реализовать все эти качества в широком масштабе, и всю свою жизнь он посвящает тому, чтобы жить этими наслаждениями, а не заниматься духовно-нравственным самосовершенствованием. Такой человек очень выгоден для определенных политических и социальных сил, стремящихся манипулировать «неразумным человеком» в собственных интересах, например, для наживы, рекламы, потому что эти низкие грани легко привлекают людей. Полураздетые женщины, агрессия, бессмысленное поведение – это стало содержанием нашего кинематографа, развлекательных передач по телевидению. Это то, что наносит нравственному здоровью нации огромный ущерб. И те, кто активно и умело использует такую модель человека, поневоле внедряют ее в сознание (и особенно – в подсознание) общества.

Но к счастью, это не единственное проявление человека, а только, скажем, «первый этаж». Есть в человеке высоконравственные качества! Так, австрийский психолог Виктор Франкл считает, что человек – это тот, кто ищет смысл жизни. Мыслителей всего мира интересовал вопрос: «Зачем ребенок в этот мир пришел?». И ответ один: для того, чтобы иметь большую цель собственного роста, благополучия семьи, страны. Причем цель у человека созидательная, личностно-ценная, сознательная. Это уже порождает надежду на то, что такими людьми можно обеспечить богатую социальную среду с милосердием, состраданием, добродетелью.

Американский мыслитель Гордон Олпорт считал, что «сущность человека – забыть себя в любимом деле, нужном твоему народу, твоей стране». Смысл жизни человека – стремиться к другим людям, чтобы оказать им помощь и поддержку. Эта грань в отличие от фрейдовской сама не работает, она требует актуализации и прицельной работы.

Великий отечественный психолог Сергей Леонидович Рубинштейн понимает человека как субъекта, то есть распорядителя своих духовных сил, а любой субъект – это субъект деятельности. То есть человек – это тот, кто осваивает игровую, учебную, трудовую и, как правило, совместную деятельность. Она проявляет все лучшее в человеке, его мотивы, цели, способности, а самое главное, дар изменять предмет активности. Например, пришел больной к врачу, а выходит здоровым; в школу отправился несмышленый, а выходит мыслящим, образованным, воспитанным и так далее. Человек, по Рубинштейну, наделен любовью, способностью любить свою семью, работу, природу, саму жизнь. Это светлое чувство делает человека счастливым. Тут не может быть ни суицида, ни наркомании, человек любит все потому, что многое делает, и этим он связан с обществом. Рубинштейн пишет: «Человек – это тот, кто стал источником света и тепла для других». И эту грань тоже нужно воспитывать, это потенциал! Ориентация же только на себя, собственное благополучие является тупиком.

Советский педагог Антон Семенович Макаренко, единственный в мире человек, создавший глубокую теорию о человеке и реализовавший ее на практике, писал, что человек предприимчив, наделен высокой мотивацией. Но мало быть активным и предприимчивым, нужно быть еще и способным. В человеке главное – способности, поэтому фонд способных людей определяет экономические, политические, научные и другие успехи любой нации. Макаренко видел в человеке еще одно важное качество – способность приносить пользу. Родитель, учитель, чиновник, политик должен видеть разные грани человека. Фрейдовское надо блокировать, франкловское, олпортовское, рубинштейновское и макаренковское – развивать.

– Получается, что главный ресурс современного общества – это не полезные ископаемые, экономика или наука, а сам человек?

– Так и есть! Все ресурсы современного мира оказались ограниченными для сохранения нации, кроме одного – социального, или человеческого. Никогда в истории человечества человек не играл столь важную роль, потому что при современном развитии техники и электроники он может очень многое сделать.

– Так почему же многие люди стали жить по принципу моя хата с краю, а призывы о помощи зачастую не находят отклика у наших современников?

– Человек – это основной ресурс для политиков. Фрейдовский этаж человека очень доступен, и много заинтересованных властителей мира используют человека именно в этих его проявлениях. В 1943 году Ален Даллес разработал доктрину уничтожения СССР изнутри, весь мир об этом знает. Десятилетия велась прицельная война против нашей страны по подмене истинных ценностей ложными и ослаблению государства, и, к сожалению, «нашим партнерам» многое удалось сделать.

Но есть еще ряд причин изменения жизни и человека, и общества. Среди них – высокие стандарты жизни. Телевидение во всех станах мира внушает молодежи прекрасные условия жизни: коттеджи, иномарки, дорогие вещи. Но самое главное, не раскрывается, каким путем всего этого можно достичь. Американцы пишут, что у них тоже появилась массовая подавленность настроения среди молодежи, распространяются депрессии и суициды. Кроме того, возникает так называемая фрустрированная агрессия подростков. Фрустрация – это ощущение озлобленности, безысходности, и она начинает проявляться в агрессивном поведении, наносящем ущерб окружающим.

Итак, современный российский подросток, насмотревшись по телевидению, как нужно жить человеку, сделав первый шаг в жизни, понимает, что не только на коттедж, но и на штаны заработать непросто. И он удивлен и обижен: обещали красивую жизнь, а подарили трудную, тяжелую, где просто так ничего в руки не плывет. Естественной реакцией становится агрессия.

Еще одной стала проблема «человек – вещь». Сколько классиков взволнованно писали о том, как мы можем погубить человека, сравняв его с вещью! Сначала вещь – раба человека, но потом, наоборот, вещи стали управлять людьми. К примеру, поцарапаете нечаянно чужую иномарку, и вы сразу же увидите бурную реакцию ее хозяина. В обществе появляется иная нравственность. Людей, имеющих много вещей, боготворят, их прославляют, им поклоняются. А тех, у кого мало вещей, презирают, относятся к ним скептически, снисходительно.

Работает еще непростой выбор: многим быть или многое иметь. Чтобы многим быть, необходимо много работать, напрягаться, выдерживать колоссальные перегрузки, быть человеком по Макаренко. Но тогда много иметь не будешь. Ты будешь сильным, успешным, авторитетным, но пожертвуешь изобилием, дорогими курортами, личным самолетом. Или многое иметь, но малым быть. Это опасно! В руках таких людей огромные рычаги, и мы напрасно надеемся на их щедрость и великодушие. Обычно они, наоборот, бывают желчными, жадными и космополитичными. И сейчас установка, которая внушает, что бедный человек – это уже не человек, культивируется.

– А равнение на Запад, начатое в 90-е годы прошлого века, как-то повлияло на распространение равнодушия в обществе?

– Да, и очень сильно! Игнорирование национального менталитета и национальных ценностей породило огромную проблему. К сожалению, в конце 90-х годов в нашей стране появилась целая группа людей, которые откровенно превысили роль «общечеловеческих» ценностей по сравнению с национальными, считая, что нужнее общечеловеческие, а национальные – это недостаток. Но ведь мы с вами не раз видели, как проявляют себя двойные стандарты Запада. В каждой стране есть три кита: национальный дух, национальный характер и национальное самосознание. У всех они свои, и нельзя говорить, что чьи-то хорошие, а другие – плохие. Надо опираться на свой (!) менталитет!

– Как это?

– Давайте обратимся к ее величеству российской душе. Мыслители Бердяев, Лосский, Ушинский утверждали, что как только мы берем копию заграничной организации, мы отстаем в развитии на 50 лет. Они нашли уникальные качества русской души. Это прежде всего сострадательность. Русские люди сострадательны к своим, а к чужим еще больше. Вот вам ряд примеров. Александр Невский разбивает врагов на Чудском озере и отпускает их. Петр I, разбивая шведов, пригласил за стол побежденных генералов и вручил им шпаги, обнял их. Третий приведу пример: Берлин, 1945 год. На улицах Берлина стоят советские полевые кухни, где немцев кормят солдатским супом. И вот другая сторона. Я жил в оккупации: денег нет, спичек, соли, дров нет, ничего нет, и отобрали немцы последнее – пасеку разрушили, кур перестреляли. Если бы кто сказал, что немцы, придя на оккупированную территорию, будут нас кормить супом, лечить, беречь, этого человека назвали бы сумасшедшим. Широта и сострадательность лежат в основе русского характера. И подмена нашего национального менталитета «общечеловеческими» ценностями – откровенное предательство своего народа. И еще один важный момент. Только изнурительный, но радостный труд сохраняет цивилизацию, это уже доказано. Стремление облегчить жизнь, избавиться от труда убьет людей.

– А что следует делать родителям, чтобы воспитать ребенка неравнодушным? Какие практические советы им можно дать?

– Прежде всего в семье должен быть совместный труд. В совместном труде обязательно требуется поддержка друг друга. Не важно: родители с детьми убирают дома или вскапывают огород, главное, что они это делают вместе.

Вторая важная составляющая формирования человека по Макаренко – это дисциплина. Здесь, я думаю, понятно, о чем идет речь.

Третье – это эстетическая выразительность жизни. Красота должна быть во всем: в окружающей обстановке, внешнем облике, духовном содержании жизни.

Еще одна важная составляющая – это коллектив. Если действовать на ребенка напрямую, его психика не выдерживает, он становится озлобленным. В хорошем коллективе ребенок чувствует защищенность, поддержку, формируется взаимоподдержка, чувство локтя.

И, конечно, в жизни необходим веер деятельности. Ребенок должен заниматься трудовой деятельностью, игровой, умственной, эстетической, художественной и так далее. К счастью, в отечественной психологии накоплен богатейший материал о том, как сделать человека человеком. В формировании личности семья может быть своего рода закалкой, но, конечно, для того, чтобы достичь цели, обществу необходимо сложить усилия воедино. Хочется пожелать читателям использовать материал статьи как ориентир в решении сложных жизненных задач.

Беседовала Ирина ЛЕОНОВА

Оставьте ваш отзыв
ФИОВаше имя или ник (псевдоним)
E-mailУкажите ваш e-mail для ответа
ГородСтрана (если не РФ), город
ТекстВ тексте распознаются гиперссылки http://site.ru/page.html и электронная почта mail@mail.ru
АнтиспамВведите в поле цифры на изображении → Введите в поле цифры на изображении
Выделенные поля обязательны для заполнения

Партнеры


Официальный сайт администрации Курской области

Официальный сайт Общественной палаты Курской области, комитета внутренней политики Администрации Курской области

Официальный сайт телерадиокомпании Сейм

Работа в России

www.gosuslugi.ru

средне-русский экономический форум


© 2003–2017, АУКО
«Редакция газеты « Курская правда»,

e-mail: info@kpravda.ru
телефон: (4712) 51-24-62
При использовании информации ссылка на сайт обязательна. 
Размещение рекламы
г. Курск, ул. Максима Горького, д. 9
телефон: (4712) 51-11-35
e-mail: reklama@kpravda.ru
Посетители сайта
Сегодня: 971
Вчера: 2 971
Всего: 8 273 554