Путевые заметки в час пик

Номера 2016 года  :  № 4  :  Общество19 января 2016ПечатьОтзывы

Увлекательное это все-таки дело – путешествие в городском и пригородном общественном транспорте по дороге на работу и домой

И каждая подмеченная деталь ярче всяких научных докладов и диссертаций, будь то кандидатских или профессорских, говорит о том, как мы живем и чем дышим. А еще о нашем воспитании и многом другом. Наверное, данная точка зрения спорная: отдельные детали, может быть, и не создают общей картины. Да, собственно, мои личные мысли не претендуют на роль истины в последней инстанции, но, как говорится, из песни слов не выкинешь. А песню мою в прозе веселой вряд ли назовешь. Больше все лирическая грусть и смех сквозь слезы. В общем, как у русского поэта-классика позапрошлого века Некрасова: «Всюду родимую Русь узнаю. Быстро лечу я по рельсам чугунным, думаю думу свою». Правда, я мчался (или плелся – в зависимости от ситуации) по добротным асфальтированным дорогам, но разницы в впечатлениях немного.

В основном она заключается в техническом прогрессе XXI века и его влиянии на нас, правда, далеко не везде и не всегда, вымирании интереса к окружающему миру у отдельных категорий граждан, чувства сострадания и во многом другом. Всего не перечислишь. Впрочем, обо всем по порядку. Хотя как раз выстроить все по порядку, может быть, и не получится: слишком пестрой получается картина жизни при поездках в общественном транспорте.

С чего бы начать? Наверно, с утреннего часа пик, до боли знакомого гражданам, спешащим на работу. Но не только. Детишки торопятся в школу, малышей мамы стараются побыстрее доставить в садик, чтобы самим после на работу не опоздать. С каждой следующей остановкой салон автобуса наполняется все больше. Все теснее связь пассажиров друг с другом. Кажется, что уже и яблоку в автобусе негде упасть, но народ все напирает и сжимает попутчиков как сельдей в бочке. Частенько берут транспорт штурмом с криками, а иногда с нецензурной лексикой: «А ну-ка, потеснитесь! Всем на работу ехать надо!» А тут еще водитель жару поддаст и хриплым голосом заорет на пассажиров: «Пройдите взад – зад свободный!» Но зайти в транспорт утром в час пик – это полбеды. Более сложной выглядит задача выйти оттуда на нужной тебе остановке. Порой это сопровождается опять же ненормативной лексикой, оторванными пуговицами на одежде, едва вытянутой из цепких объятий граждан сумкой. А «сказочной» слякотной осенью иногда и измазанной курткой от соприкосновения с входной дверью или штанами, когда буквально вываливаешься из транспорта на остановке в лужу – редко кто из водителей останавливает транспортное средство аккурат к бордюру. Ну да ладно: что мне стоит, молодому да неженатому, штаны с курткой постирать?! Плевое дело!

Впрочем, дорога с работы домой мало чем отличается от увлекательного утреннего путешествия. Транспорт снова набивается под завязку. Правда, не сразу, а постепенно. А потому на обратной дороге иногда получается «забить» сидячее местечко, с которого еще удобнее наблюдать за путевыми коллизиями. Что особенно подмечаешь? Например, то обстоятельство, что юное наше поколение, спешащее из многочисленных вузов и ссузов домой, почти никогда не уступает место старшим. Беременным женщинам и подавно. Да и когда уступают, то не от нахлынувшей невесть откуда совести, а чтобы устыжающие окружающие отстали. Убеленные сединой граждане и гражданки порой саркастически сопровождают данный процесс изречениями, вроде «сиди, сиди, родной, намаялся за день!» Или: «Сиди, милый, учеба-то трудная – с ног сбивает!»

Все это мне почему-то напомнило рассказ из младших классов, когда еще сам учился в школе. Не помню уж и автора, и как он называется. Но суть его в том, что мальчишка решил привлечь к себе внимание окружающих. Каким образом? Забегал в общественный транспорт, быстренько занимал свободное место. А когда в салон автобуса входила какая-нибудь старушка, вставал со словами: «Садитесь, пожалуйста!» И все кругом говорили: «Какой воспитанный мальчик». А мальчик сиял и млел оттого, что его хвалили. Но однажды случился облом: в автобус вошла его родная бабушка и встала рядом. И мальчика загрызли сомнения: вроде бы и старый человек, но это же его бабушка! И так старушка не дождалась от внука, чтобы он уступил ей место. Нынешние внучата подобными сомнениями не мучаются. Сколько раз был свидетелем того, как они занимали свободные места, штурмуя подошедший автобус. А бабушки, не обладающие в силу возраста такой скоростью реакции, как внуки, кряхтя, влезали в автобус позже, когда свободных мест уже не было. Редкий внучок вставал с места и предлагал бабушке присесть, чуть чаще забирали у старушек сумки с провизией, купленной ими за деньги, вырученные с дневной рыночной торговли товарами с собственного огорода.

Кое-когда представители юной поросли разговаривают друг с другом, удобно расположившись на сиденьях и перемежая литературные слова отборным матерком. Вернее даже сказать, разговаривают матом, вставляя в реплики слова из нормативной лексики в качестве связных элементов между матами. Как тут не вспомнить слова известного русского поэта-пародиста Александра Иванова о крепких «народных» выражениях: «Слов немного – всего лишь пяток. Но какие из них комбинации!» Как говорится, «все это было бы смешно, когда бы не было так грустно.

Но разговаривают нечасто, только если уж переполняют эмоции от уже свершившегося или ожидаемого события. В основном они заняты иными делами. И сидя, и стоя, втыкают наушники в свои слуховые отверстия (никогда не думал, что у нас столько меломанов!), а никогда не устающими пальцами тыркают по своим мобильникам и смартфонам, что-то пытаясь найти в интернете или забавляясь любимой игрой. И от этого занятия их ничто не в силах оторвать! Счастливые люди! Даже если, не дай Бог, произойдет авария, они безболезненно перекочуют с этого света в иной. Впрочем, если бы можно было пользоваться чудо-техникой и там, они бы далеко не сразу осознали, что сменили бренный мир на вечный.

Поражаюсь их умению отключиться от всего окружающего. Я, например, по дороге на работу и домой не могу налюбоваться в пути красотой окружающей природы, насладиться огромным счастьем, что живу на этом свете. Но подрастающему поколению не до бренных хлопот. Мне порой кажется, что если отнять у них на пару-тройку дней мобильники и компьютеры, очень многие просто сойдут с ума, потому что не будут знать, куда себя деть и чем заняться. Как говаривал в одном из своих монологов известный юморист, наш земляк Владимир Винокур, «если птице отрезать ноги, если крылья отрезать тоже, эта птица умрет со скуки, потому что сидеть не сможет». Так и нынешние продвинутые малолетки-технари. Они сидеть не смогут, они будут с воплями бегать в поисках внезапно исчезнувших благ цивилизации. И запросто могут свихнуться рассудком: еще бы – внезапно исчезла любимая игрушка, бывшая смыслом всей жизни! А живут они, отрешившись от суеты и бренности окружающего мира, зачастую по принципу, опять же озвученному Винокуром: «На улицу не выходи – поскользнешься, по лестнице в подъезде не спускайся – навернешься, к унитазу не подходи – засосет!»

Но как показывает практика, различные электронные стрелялки вовсе не безобидны, как может показаться на первый взгляд. В Бразилии, как известно, национальной страстью является футбол. Помнится, лет 20 назад прочитал в газете заметку о том, как мужик выкинул с пятого этажа жену, которая надумала убрать в квартире, мелькала перед экраном и мешала ему смотреть матч бразильской сборной. Наши компьютерные стрелки перещеголяли бразильца. Недавно многих потрясла история о том, как несовершеннолетний сын зарезал мать и отца, которые запрещали ему играть в компьютерные стрелялки, после чего сел к компьютеру и продолжил заниматься любимым делом. Трагедия показывает, что «свихнутость» на крутых мобилах и компьютерах достигает апогея. В автобусах, даже в давке, юные создания обоих полов, кряхтя и пыжась, достают из карманов и сумок свои мобильники и, даже стоя на одной ноге и держась за воздух, все равно чего-то там ищут, без чего в следующую секунду, если судить по выражению их озабоченных лиц, они могут просто скончаться.

Что поражает еще в пути, так это гонки водителей маршрутных автобусов малой и средней вместимости. Крутые водилы обгоняют друг друга в попытках быстрее добраться до ближайшей остановки и завладеть раньше соперника по схожему маршруту пассажирами и прибылью соответственно. И вот ради этого они готовы на все. Особенно впечатляют гонки на крутом спуске к Центральному рынку. Порой ощущаешь себя в автобусе, как на трассе «Формулы-1». При этом иной раз водители, соревнуясь в скорости, еще и по мобильному телефону разговаривают, а то и покуривают одновременно. Чем рулят в это время, остается только догадываться. И все эти гонки ради 14 рублей прибыли! То есть это цена человеческой жизни – наконец-то я определил ее! Во всяком случае, в общественном транспорте зачастую она именно столько и стоит!

Что привлекает внимание еще? Некая несуразность окружающего мира. Совсем недавно ехал на одно из редакционных заданий по улицам Бойцов 9-й дивизии и Косухина. На первой рядом с новыми навороченными коттеджами сохранились неброские старые избушки, из некоторых труб валил дым: топят еще дровишками. И рядом с сиротливыми избами сияла огнями огромная двухэтажная аптека. Пейзаж еще тот! Не менее впечатлило странное соседство на улице Косухина. В окружении современных недавно построенных 16-этажных домов сиротливо приютился небольшой магазинчик Секонд хенд. Как говорил известный герой анекдотов школьник Вовочка, «где смысл, где логика?» Может быть, строители магазинчика наивно решили, что обладатели недешевых квартир настолько материально поиздержались, что теперь им дорога только туда?

В общем, впечатлениями от поездок в общественном транспорте можно делиться долго. Особенно много их случается в час пик, когда переполненный автобус попадает в пробку. Вот тут-то пассажиров распирает от нахлынувших чувств и эмоций. Только вряд ли все это можно пересказать словами – это надо испытать на себе. А особенно чувства напирают оттого, что народ, наконец-то выползая из огромной пробки, узнает, что парился он чуть ли не час лишь потому, что две крутые девахи за рулем опять же крутых иномарок зацепили друг друга зеркалами. И из-за этого сотни пассажиров опаздывают на работу! Я понимаю, когда произошла действительно какая-то существенная авария. Но не это же…

Кажется, пора заканчивать. Как и предполагал, повествование вряд ли получилось связным. Но на то они и путевые заметки. Это не роман с несколькими героями, где описывается их жизнь почти от рождения и чуть ли не до кончины. В путевых заметках героев множество, правда, без имен и без судьбы, ведь запечатлеть требуется лишь миг их жизни. Как поется в известной песне, «есть только миг между прошлым и будущим, именно он называется жизнь». Наша жизнь. В данном случае, лишь ее часть. И уж ежели она получилась не очень веселой, не взыщите. Да ведь и всю нашу жизнь со сплошным веселым карнавалом не сравнишь. Всего в ней хватает. В том числе и того, о чем велась речь выше.

Владимир СОГАЧЕВ

Оставьте ваш отзыв
ФИОВаше имя или ник (псевдоним)
E-mailУкажите ваш e-mail для ответа
ГородСтрана (если не РФ), город
ТекстВ тексте распознаются гиперссылки http://site.ru/page.html и электронная почта mail@mail.ru
АнтиспамВведите в поле цифры на изображении → Введите в поле цифры на изображении
Выделенные поля обязательны для заполнения

Партнеры


Официальный сайт администрации Курской области

Официальный сайт Общественной палаты Курской области, комитета внутренней политики Администрации Курской области

Официальный сайт телерадиокомпании Сейм

Работа в России

www.gosuslugi.ru

Стратегия Президента

© 2003–2017, АУКО
«Редакция газеты « Курская правда»,

e-mail: info@kpravda.ru
телефон: (4712) 51-24-62
При использовании информации ссылка на сайт обязательна. 
Размещение рекламы
г. Курск, ул. Максима Горького, д. 9
телефон: (4712) 51-11-35
e-mail: reklama@kpravda.ru
Посетители сайта
Сегодня: 1 353
Вчера: 2 874
Всего: 8 524 740