Сколько в среднем времени в день вы проводите в интернете?
Выберите вариант ответа!


Результаты опроса

Нельзя жить так, как будто Бога нет

Номера 2015 года  :  № 145  :  Общество3 декабря 2015ПечатьОтзывы

Государство официально признало теологию наукой, введя в оборот научную дисциплину с таким названием. Произошло это совсем недавно. И снова российское общество, по крайней мере интеллигенция, разделилось на две части. Одни приветствуют случившееся – наконец-то мы стали цивилизованным обществом и у нас теология, как и в Европе, является теперь наукой.

Другие возмущены, для них теология – пережиток средневековья. Между тем у нас в Курском государственном университете работает факультет теологии и религиоведения, поэтому вполне естественным в данной ситуации стало наше обращение к заведующему кафедрой теологии и религиоведения, профессору Владимиру Михайловичу МЕНЬШИКОВУ с просьбой ответить

на ряд вопросов.

– Владимир Михайлович, давайте начнем с самого начала. То есть попробуем вкратце объяснить значение терминов – теология и религиоведение. С последним, впрочем, все более-менее ясно – религиоведение изучает разные религии, их возникновение, особенности, развитие, место в истории и так далее. А вот теология? Буквально – наука о Боге. Как я понимаю, это дисциплина носит мировоззренческий характер, то есть пытается рассказать об отношениях человека с тем абсолютом, который стоит в основе всего… И еще теология и богословие – это синонимы?

– Да, это синонимы. Богословие – это русское слово, теология – древнегреческое. И означают они науку о Боге. Но это общее определение, которое нуждается в существенном уточнении. А именно: теология – это наука о Боге. Но нужна ли наша наука Богу. Да нет же! Тогда кому она нужна? Нам. Тогда о чем теология? О духовной жизни общества и человека.

– Сейчас о духовности много говорят, но что такое духовность общества? Помните, как говорили: «Гагарин в космос летал, но Бога там не видел». Так и с духовностью. Сегодняшние прагматики могут сказать, что это такое, покажите нам вашу духовность?

– Вы правы. Если человек знает, что нет Бога, то он знает, что нет и души. Но... если души нет, то откуда такое огромное число духовно больных людей в современном мире? Подумайте, сколько российских людей находятся сегодня в сектах. Сколько людей страдают алкоголизмом, наркоманией. Переполнены психиатрические больницы. Но если души нет, то откуда миллионы и миллионы духовно больных людей?

Так что теология – это наука о нас! О собственно человеческом в человеке и человеческом в обществе. И это именно наука. Почему наука? Многие с этим не согласятся: все что угодно – но только не наука. По известным словам Салтыкова-Щедрина: «Есть истина вообще, а есть истина участково-околоточная». Получается, что наука – это истина вообще, настоящая истина, а теология, это истина – «участково-околоточная», т.е. истина, имеющая отношение к частной группе людей.

На самом же деле нельзя жить так, как будто бы Бога нет. А когда люди забывают или не хотят это знать, то они просто вырождаются и гибнут. И поодиночке, и сообществами, вплоть до громадных цивилизаций. Они просто исчезают с лица земли. Приводить примеры надо?

Но чтобы люди жили по воле Божией, необходимо знать, как это делать в каждое конкретное время. И теология как наука дает ответы на эти вопросы. А если теология не может или не хочет давать эти ответы, то она превращается в теологию ради теологии, т.е. совершенно бесполезную мертвую культуру, в схоластику XVI века.

Конечно, кто-то из православных собратьев заметит, что ответ на вызовы времени дает не теология, а Церковь. Правильно, Церковь. Но в том числе и прежде всего с помощью теологии, потому что теология, богословие – это и есть интеллектуальная сфера Церкви.

– А теперь, если можно и о Европе. То, что теология теперь является научной дисциплиной, и у нас со временем появятся кандидаты и доктора теологии – это, на ваш взгляд, движение вперед или назад? Но сразу, наверное, стоит оговориться, что в пресловутой Европе теология преподается и изучается в тамошних «оксфордах» и «сорбоннах» уже лет семьсот…

– Нет, больше. Сорбонну открыли в 1215 году, так что уже восемьсот. Оксфорд – в 1117 году, значит, более восьмисот. Но еще раньше, с VIII века теологию изучали в высших школах Западной Европы. У нас богословие появилось вместе с христианством. Разве Кирилл и Мефодий не богословы? А «Слово о Законе и Благодати» разве не богословие? Просто с 1918 года богословие запретили. Поэтому сегодня, когда идет реабилитация Церкви, когда ей возвращают храмы, чаще всего руины, пришло время официально реабилитировать и богословие.

Правда, косвенным фактом реабилитации является официальное утверждение теологии в качестве ВАКовской специальности (ВАК – Высшая аттестационная комиссия министерства образования – «КП»). Что же касается научных степеней кандидата и доктора теологии, то это такое же обычное научное явление, как ученые степени по другим научным специальностям.

– Ну и как отнесутся к вашим словам атеисты?

– Очень даже просто. «По плодам их узнаете их», так сказано в Евангелии. Пусть они сравнят, что внесли в мировую теоретическую мысль атеизм и богословие. Может кто-то из них назвать атеистический труд, сравнимый с трудами Иоанна Златоуста или Василия Великого, Игнатия Брянчанинова или Феофана Затворника? Нет, конечно. Ведь у вершины атеизма – у Маркса, об атеизме нет ничего, кроме нескольких крылатых фраз: «Религия – это вздох угнетенной твари, сердце бессердечного мира, подобно тому, как она – дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа». И все!!! А почему? Потому что можно писать о том, что есть, но нельзя писать о том, чего нет.

– Теперь, если позволите, на злобу дня. Об исламе. Он к нам ближе, чем экран телевизора. Причем с каждым днем это расстояние все сокращается. Вот всего пара деталей. Год назад я купил отрывной мусульманский календарь, до этого не встречал ничего подобного – в таком формате издавались разве что православные календари да астрологические. Еще. В книжных магазинах теперь количество книг по исламу уже практически не уступает количеству христианской литературы. Совсем недавно в «Читай-городе» с интересом наблюдал за молодой парой восточной внешности, которая перебирала книги на полке с религиозной литературой. Вопрос – ваш факультет готов, если будут такие желающие, принять на обучение мусульманскую молодежь? И вести разговор об истинном исламе…

– Что касается ислама и православия в целом. Мы более тысячи лет живем вместе. И за это время в нашей стране не было ни одной религиозной войны. А сегодня мы с исламом не просто живем вместе, а мы фактически в одном окопе, потому что сегодня по всему миру идет уничтожение традиционных религий. Но если христианство уничтожают методом сплошной зачистки, то ислам – методом переформатирования в бандитский ислам. Но какая разница, каким способом уничтожают традиционную религию. Так что, наверное, поодиночке нам спастись не удастся. Поэтому у нас на факультете и дается знание об истинном исламе.

Что же касается исламской молодежи, то она может учиться у нас, если хочет профессионально освоить православную теологию. Если же кто-то захочет изучить исламскую теологию, то ему надо поступить на соответствующий исламский теологический факультет. То есть аналогично тому, как если кто-то хочет профессионально осваивать русскую литературу, он поступает на факультет русского языка, а если английскую – английского. Соответственно, и православный человек, если он захочет профессионально изучить ислам, должен поступить на исламский теологический факультет.

– Следующий вопрос касается взаимодействия тех структур, которые, кроме всех прочих официальных обязанностей, еще имеют и миссию нести основы христианской нравственности в сегодняшнее непростое общество. У нас есть митрополия, духовная семинария, ваш факультет, Центр духовной культуры им. Щепкина. Но пока впечатление, что они действуют разрозненно. Вот пример. На сайте духовной семинарии прочитал сообщение о том, что состоялась встреча семинаристов с известным православным европейским подвижником, богословом, писателем – отцом Гавриилом (Бунге). Личность легендарная, католик, перешедший в православие… Но как я понял, встречался он только с семинаристами. Вопрос: есть ли какая-то координация в действиях тех, кто призван к миссионерству, или каждый занят своим «участком»?

– На самом деле мы работаем непосредственно под руководством Митрополии. Естественно, постоянно работаем вместе с Центром духовной культуры им. Щепкина. У нас добрые отношения с семинарией.

– Возвращаясь к теме встречи с отцом Гавриилом (Бунге), хочу спросить вот о чем. Сегодня знаменитый диакон отец Андрей Кураев, образно говоря, мается без работы – из духовной академии и МГУ он ушел (или его «ушли» – неважно). Не было ли мысли и желания пригласить его на работу, хотя бы вахтовым методом – отец Андрей человек мобильный. Личность незаурядная, большой умница, эрудит, лектор и полемист, он и религиовед, и теолог – на его лекции ходили бы и с других факультетов КГУ…

– Отец Андрей несколько раз бывал в нашем университете. Конечно, было бы хорошо, чтобы он преподавал у нас. Но, учитывая его огромную востребованность, едва ли он будет часто у нас, даже если перейдет на работу к нам. Здесь мы иллюзий не питаем.

– Последний вопрос. Ваш факультет работает уже 12 лет, а до этого было отделение теологии и религиоведения. И если сравнить с первыми годами, не падает ли интерес у молодежи к вашему направлению? Какие перспективы у факультета? Где трудятся ваши выпускники?

– Если сказать в целом о самой университетской специальности, то это самая обычная классическая университетская специальность. Наряду с правом и медициной – это самая старая университетская специальность. А университет есть то место, где людям дают высшее классическое образование. А где люди найдут применение своим знанием – это должны решать сами люди.

Вы знаете, за всю историю существования университетов, пожалуй, нигде и никогда, кроме СССР, университеты не занимались трудоустройством своих выпускников, потому что само собой разумеющимся было то, что человек с университетским образованием найдет свое место в жизни.

Наш факультет работает 16 лет. Он готовит религиоведов, теологов и преподавателей религиозных культур. Об интересе трудно судить. Год на год не приходится. Есть годы, когда большой конкурс, есть – маленький.

Есть ли перспективы? Да, есть. Наши выпускники трудятся во многих структурах: от структур государственной власти до образования. Сегодня во всех школах Курской области преподаются основы православной культуры. А поэтому очень нужны учителя, профессионалы в области православной культуры. Наш факультет ведет большую научную и методическую работу. Верю, что скоро мы откроем на факультете аспирантуру и докторантуру, по очной и заочной форме обучения.

Поэтому мы ждем поступающих к нам на все направления подготовки. И на бакалавриат, и в магистратуру. На очное, и на заочное отделения.

– Спасибо большое за ответы на вопросы. Желаем вам и вашему факультету дальнейших успехов, потому что значение его все-таки велико. Ведь как ни крути, но давно сказано: «Без Бога ни до порога».

Вопросы задавал Юрий МОРГУНОВ

Отзывы читателей (3)
4 декабря
2015, 09:47

Александр

e-mail: Alex-Ehre@mail.ru, город: Москва

История первых университетов : в древних Греции и Риме молодёжь занимались спортом и философией — это было необходимостью; в Х1-Х11 веках в западной Европе основаны первые университеты в которых профилирующая была теология — это была ДАНЬ традиции ЗАКАБАЛЕНИЯ под властью монархий = диктатур и католической церкви которая с каждого взимала мзду. Наконец-то, казалось бы можно вздохнуть свободно : ДИКТАТУРЫ ПОБЕЖДЕНЫ и церковь не влияет на государство, но почему осталась ДИКТАТУРА ЦЕРКВИ ? Внимательно читая Библию можно понять : эти книга не для России, эта книга — история древнего еврейского народа который долго скитался по южной Азии, повидал разные якобы "чудеса" и перебив 7 народов в Палестине занял их территорию ( "Ветхий завет Библии" ) — но причём здесь История России ?
Молодёжь России должна знать Историю России, но без фальсификации и без антисоветского вранья !

10 декабря
2015, 20:43

Силаков Евгений

e-mail: silakoves@mail.ru, город: Курск

"Богословие", хотя изначально и перевод древнегреческого "теология" — не совсем его синоним. У нас богословом принято было называть лиц духовного звания, а теологом может быть и мирянин. Впрочем, это разница непринципиальная. А вот делать синонимами "духовность" и "религиозность" вряд ли следует. У нас в области под этим соусом позакрывали курсы по истории религии, истории религиозного искусства, целенаправленно сокращается количество детей, изучающих этику — мол, "бездуховные" предметы. А "все школы Курской области" в ущерб своей специфике, интересам детей и выбору родителей вынуждены обеспечивать рост процента изучающих ОПК. Кстати, "православная культура" у нас очень часто преподается как православное вероучение, а это тоже совсем не синонимы.

25 декабря
2015, 19:26

Силаков Евгений Святославович

e-mail: silakoves@mail.ru, город: курск

Отправлял отзыв вскоре после выхода газеты, наверное, он не дошел.
Хотел отметить,что очень опасно отождествлять "духовное" и "религиозное" — у нас в области и так все "духовно-нравственное воспитание" свели к православному вероучению. А нужные, востребованные курсы истории религии, религиозного искусства, этики школам приходится сокращать или убирать вовсе. Непонятно, на себя школа работает или на церковь. Это не всегда одно и то же. Вот, например — "На самом деле мы работаем непосредственно под руководством Митрополии" — это речь идет о кафедре светского ВУЗа в светском государстве. Интересно, финансирует эту работу тоже Митрополия?

Оставьте ваш отзыв
ФИОВаше имя или ник (псевдоним)
E-mailУкажите ваш e-mail для ответа
ГородСтрана (если не РФ), город
ТекстВ тексте распознаются гиперссылки http://site.ru/page.html и электронная почта mail@mail.ru
АнтиспамВведите в поле цифры на изображении → Введите в поле цифры на изображении
Выделенные поля обязательны для заполнения

Партнеры


Официальный сайт администрации Курской области

Официальный сайт Общественной палаты Курской области, комитета внутренней политики Администрации Курской области

Официальный сайт телерадиокомпании Сейм

Работа в России

www.gosuslugi.ru

средне-русский экономический форум


© 2003–2017, АУКО
«Редакция газеты « Курская правда»,

e-mail: info@kpravda.ru
телефон: (4712) 51-24-62
При использовании информации ссылка на сайт обязательна. 
Размещение рекламы
г. Курск, ул. Максима Горького, д. 9
телефон: (4712) 51-11-35
e-mail: reklama@kpravda.ru
Посетители сайта
Сегодня: 2 645
Вчера: 2 944
Всего: 8 269 316