Проходите ли вы профессиональный медосмотр, диспансеризацию?
Выберите вариант ответа!


Результаты опроса

Вячеслав Гвоздев: Менеджер от образования

Номера 2015 года  :  № 17  :  Общество19 февраля 2015ПечатьОтзывы

Сегодня на страницах нашей газеты открывается новая рубрика – «Персона». В ее рамках мы будем общаться с курянами различных сфер деятельности, имена которых, что называется, на слуху. Помимо тонкостей профессиональной работы, обязательно коснемся их взглядов, интересов и увлечений, жизненных принципов.

Первый наш гость – ректор Курского государственного университета, председатель совета ректоров вузов области Вячеслав Гвоздев.

– Вячеслав Викторович, Вы – известный человек и в нашем регионе, и далеко за его пределами. В представлении читателям, как говорится, не нуждаетесь. Хотелось бы узнать про то, как все начиналось. Расскажите о своем выборе профессии.

– Наверное, никто и никогда в молодом возрасте не ставит перед собой задачу стать ректором или уж тем более председателем совета ректоров области. Чаще речь идет не о должности, а о какой-то специальности. Примерно до восьмого класса школы я очень увлекался биологией, особенно той ее частью, которая касалась клеточного строения организмов.

Мне сейчас трудно вспомнить, как именно это случилось, но в определенный момент в старших классах произошла резкая смена интересов в сторону иностранных языков – в школе я изучал французский.

Редко кто из юношей, интересующихся иностранными языками, мечтает работать учителем или преподавателем вуза. Чаще желают стать переводчиком, дипломатом, на худой конец разведчиком или контрразведчиком. Я – не исключение. Однако человек предполагает, а Бог располагает. После некоторых перипетий я оказался на факультете иностранных языков Курского пединститута, получил специальность, а затем занялся преподавательской деятельностью.

По прошествии лет я понимаю, что Бог уберег меня от карьеры переводчика. В силу своей работы мне приходится иногда выступать в этой роли, находясь в кругу людей, не владеющих французским. Сейчас я понимаю, насколько это не мое.

Другое дело – преподавание, учительская деятельность. К тебе приходят молодые люди, еще не сформировавшиеся до конца как личности, а как специалисты – вообще нулевые… Когда же его выпускаешь, прощаешься с ним даже на твоем этапе обучения, ты видишь, что ему дал, как повлиял на его развитие и становление. Это не только интересно, но и очень ответственно. Поэтому я люблю преподавательскую работу.

Что касается административной карьеры, я целенаправленно не стремился ко всем занимаемым должностям, хотя и рано ступил на этот путь. Был заместителем декана, затем деканом факультета иностранных языков, проректором по учебной работе. Скоро исполнится 20-летний юбилей моей ректорской деятельности. Отмечу, что это тяжелая, во многом неблагодарная работа. Тем не менее определенные успехи, наверное, есть, а потому могу себе сказать, что не напрасно занимаю данное кресло.

К сожалению, я не отношусь к тем ректорам, которые успешно сочетают административную деятельность с научной. Такие примеры, конечно, есть, но их очень и очень немного. Все-таки это во многом автономные направления деятельности, которые требуют двух разных образов жизни и быстрого переключения от одного к другому. Ректор вуза занимается чаще административно-хозяйственной работой, чем научной. Поэтому и я сегодня более менеджер, управленец, нежели ученый. Хотя в рамках своих обязанностей организую научную деятельность в университете.

Я очень горжусь, что за время моего ректорства в нашем вузе на порядок выросло число докторов наук и профессоров. Когда я начинал работу в ректорате, у нас было 7 или 8 профессоров, а сегодня их более 70. Подобное увеличение не было спонтанным, оно всячески стимулировалось, в том числе материально. Поэтому менеджер от образования, от науки тоже, наверное, нужен, чтобы растить настоящих ученых.

– Какими еще достижениями и успехами КГУ Вы гордитесь?

– Я бы здесь отметил два момента, две эпохи, если хотите. Первая – это 90-е годы, жуткие и страшные с точки зрения функционирования системы образования в стране. Мы в то время финансировались только по двум статьям – зарплата и стипендии, которые были мизерными и выплачивались с большими опозданиями. Государство не давало ни копейки на коммунальные услуги, на развитие материальной базы, на приобретение литературы, подписку на периодику и т. д.

Казалось бы, образовательная система должна была если не рухнуть, то, по крайней мере, сильно поколебаться. Парадоксально, но именно в эти годы все серьезные вузы страны сделали рывок в развитии компьютеризации. И мы – в их числе. Конечно, те компьютеры были абсолютно не похожи на имеющиеся у нас сейчас, но для той эпохи они считались современными и, кстати, весьма дорогими. В результате мы подготовили первое поколение российских программистов, которые оказались так востребованы на Западе, что их охотно брали работать в самые престижные мировые фирмы.

Почему это произошло? Я объясняю просто. В эти сложные годы про нас как бы забыли, оставили в покое. Пытаясь выйти из тяжелой ситуации, мы вынуждены были искать какие-то решения, которые помогли не только сохранить вуз, но и сделать новый, качественный шаг вперед.

Вот это первое достижение, конечно, не мое личное, а всей высшей школы страны, но к которому я имел отношение на примере своего вуза.

Второй момент – это относительно спокойные 2000-е годы, когда мы поставили перед собой весьма амбициозную задачу – стать классическим университетом. Было принято непростое решение, что нужно двигаться дальше, ведь вуз, как и живой организм, должен постоянно развиваться.

Как итог – мы стали сильным научным и культурным центром, где проводятся важные исследования, мощной базой подготовки кадров.

Вот эти два момента, я считаю, должны засчитаться мне на каком-то высшем суде.

– Кстати, а какие кадры необходимы сегодня нашему региону? Какие отрасли наиболее нуждаются в квалифицированных специалистах?

– Я хорошо помню систему советского образования. Тогда в каждом регионе, как правило, велась подготовка по трем основным направлениям. Это учителя, врачи и инженеры. Именно эти специализации, если вдуматься, обеспечивают основные жизненные потребности людей. В этом смысле сегодня ничего не изменилось. Нам по-прежнему остро необходимы работники данных профессий, особенно в сельской местности. Это, так сказать, три кита, к которым добавляются другие специальности.

Наш университет, естественно, старается идти в ногу со временем. Сегодня наши студенты обучаются по 150 специальностям. Недавно построенный учебный корпус целиком занимают так называемые «молодые» факультеты, появившиеся на протяжении последних 10 лет: экономический, юридический, физкультуры и спорта, искусств, а также философии, социологии и культурологии. Наша самая главная задача – создать все необходимые условия, чтобы готовить качественных специалистов, которые, я надеюсь, в будущем принесут пользу родному краю.

– Каковы, на Ваш взгляд, особенности современного высшего образования в России? На какие «вызовы» приходится отвечать курским вузам?

– Необходимо констатировать, что на данный момент высшее образование в стране развивается в условиях демографического кризиса. Как результат, уменьшается число абитуриентов и выпускников, что влечет за собой урезание финансирования вузов, сокращение профессорско-преподавательского состава. Сегодня это очень актуальная проблема.

Другая особенность – мы наблюдаем тягу к повышению общего образовательного уровня. Молодые люди стали понимать: чем выше уровень твоего образования, тем легче тебе завоевать достойное место в жизни, сделать хорошую карьеру. И я считаю, что это понимание надо всячески поддерживать, его нужно культивировать. Человек должен иметь возможность в соответствии со своими способностями подняться до максимального уровня по шкале образовательных учреждений.

По моим наблюдениям, почти третья часть студентов нашего университета, особенно старшекурсники, уже работают по своей специальности. Понятно, что на каких-то начальных должностях. Это свидетельствует о том, что они учатся не для получения диплома, чтобы потом положить его под сукно. Они целенаправленно готовятся к профессиональной деятельности.

Вот эта прагматичность нынешних студентов в чем-то отличает их от молодежи времен, скажем, моего студенчества. Если они не хотят учиться, не связывают своей жизни с наличием диплома о высшем образовании, то они не придут поступать в вуз. Или, проучившись некоторое время и разочаровавшись в выбранном пути, они, не колеблясь, покинут стены университета.

– А чем еще отличаются студенты времени Вашей учебы и современные? Чем, наоборот, похожи?

– Похожи они своей молодостью. Все-таки это тот незабываемый возраст, когда присутствует некая беспечность, когда есть желание не только учиться и трудиться, но также немного развлечься. Это вполне естественно и нормально.

С другой стороны, как мне кажется, нынешние студенты более самостоятельны, внутренне свободны. Раньше система образования строилась так, что в нас скорее вырабатывали исполнительность, дисциплинированность. Кстати, очень хорошие качества. Сегодня организация учебного процесса воспитывает у молодых людей самостоятельность мышления, некую свободу творчества, жизненную свободу. Мне кажется, сегодня они взрослее, чем мы в их возрасте.

– Заканчивая тему университета, расскажите, как складывается сотрудничество КГУ с учебными заведениями других стран?

– Мы не занимаем первое место в городе по количеству обучающихся студентов-иностранцев. Тем не менее на разных факультетах у нас на сегодняшний день занимаются около 300 студентов из 57 стран мира. Это очень важная составляющая нашей международной деятельности, способствующая не только привлечению денежных средств, но и повышению престижа вуза.

К тому же, это возможность для наших студентов получить своего рода «зеркало», в котором себя лучше видно. Когда с тобой рядом сидит парень из Африки или девушка из Китая, тебе легче понять: а что такое есть ты по сравнению с ними. Только рядом с другим человеком мы можем сказать о себе: я добрый, а не злой, я трудолюбивый, а не ленивый и т. д.

Поэтому наши иностранные студенты являются своего рода точкой сравнения, помогающей понять нашу собственную идентичность.

Помимо этого, у нас развиваются академические контакты с зарубежными вузами. Мы проводим большое количество международных конференций, наши преподаватели выезжают за границу для участия в научных мероприятиях и проведения занятий, иностранные ученые приезжают читать лекции нашим студентам и т. д. Радует, что масштабы подобных взаимоотношений увеличиваются, несмотря на внешнеполитические проблемы.

– Вячеслав Викторович, помимо основной работы, Вы еще являетесь членом Общественной Палаты РФ, представляете там наш регион? Какие ставите для себя цели в этом направлении деятельности?

– Я не так давно являюсь членом Общественной Палаты – чуть более полугода – и пока во многом присматриваюсь, вникаю. С формальной точки зрения Палата выполняет две основные задачи – организует общественный контроль за решениями, которые принимаются правительством и администрациями всех уровней, а также общественную экспертизу тех норм, которые только готовятся к принятию.

Мне очень интересно в Общественной Палате то, что там идет презентация огромного количества различных проектов. Абсолютное большинство их авторов – молодые люди. Помимо морального одобрения, подобные демонстрации могут способствовать материальной поддержке проектов со стороны каких-либо фондов, через выделяемые гранты и т. д. У региональных инициатив появляется реальная возможность получить путевку в жизнь. Об этом я буду в ближайшие дни говорить со своими студентами, поскольку у нас тоже много всяких молодежных разработок. Некоторые из них вполне достойны, чтобы выйти на общероссийский уровень.

К большому сожалению, как я вижу, в Москве имеется слабое представление о жизни российских регионов. Поэтому другая моя задача – донести до членов Общественной Палаты РФ как можно более полную информацию о том, что происходит в Курской области.

– Раз уж мы коснулись этой темы… Как Вы оцениваете социально-экономическое развитие региона за последние годы?

– То, что у всех перед глазами, не требует особых оценок или комментариев. Не заметить позитивных перемен, которые происходят в нашей области, не может только слепой. У нас строятся школы, детские сады, медицинские учреждения. Если раньше по нашим дорогам невозможно было проехать, то сейчас к нам приезжают изучать опыт, как за короткие сроки привести их в порядок. Я не специалист в области экономики и сельского хозяйства, но я вижу, сколько построено новых животноводческих комплексов, как поля, ранее заросшие сорняками, покрылись пшеницей или рожью.

Одним словом, идет процесс развития во всех сферах жизни региона. Это немыслимо тяжело, особенно в нынешних условиях, но движение вперед совершенно очевидно. Я знаю людей, которые за этим стоят. Это высококлассные специалисты, профессионалы своего дела. Можно было сделать больше – наверное, можно лучше – наверное. Но в жизни не бывает всего и сразу, хотя этого очень и очень хочется. Мы уже имеем значительные положительные изменения и будем надеяться на то, что они продолжатся.

– В последнее время многие представители российской интеллигенции говорят о заметном снижении культурного уровня в российском обществе. Вы согласны, что сегодня такая проблема существует?

– Я думаю, что данный вопрос правомерен. Вот с ответом на него дело обстоит гораздо сложнее. Все дело в том, что не существует четких критериев того, как измерить культурный уровень человека. В чем он выражается – в книгах, которые мы читаем, в фильмах, которые смотрим, или в количестве тупо проведенного времени в социальных сетях? Думаю, здесь есть над чем поработать культурологам и социологам.

Советское общество было самым читающим в мире. Стали ли мы меньше читать? Печатных книг – совершенно точно. Однако в вагонах московского метро я замечаю, что очень многие пассажиры читают электронные книги. Чтение продолжается, только в несколько иной форме.

Лично для меня человеческая культура – это во многом то, как мы относимся к другим людям: терпимы ли мы, благожелательны, способны прийти на помощь попавшим в беду или нет. Так что трудно однозначно ответить на Ваш вопрос. Хочется надеяться, что постепенно наше общество все-таки становится немного лучше.

– Что такое успех, на Ваш взгляд? Какова сегодня роль высшего образования в его достижении?

– Успех – это понятие скорее из категории личного. Что это такое – каждый для себя определяет сам. У мужчин он во многом связан с профессиональной деятельностью, карьерным ростом. У женщин – со счастливой семьей.

А роль высшего образования… Это тот дополнительный шанс, который появляется в жизни. Думаю, с дипломом вуза все же проще стать успешным, чем без него.

– В силу Вашей разноплановой занятости свободного времени, судя по всему, остается немного. Как Вы его проводите? Есть ли какие-то увлечения у ректора Гвоздева, кроме профессиональной деятельности?

– Свободного времени, которое можно было бы посвятить себе или семье, действительно, немного. Главное мое «увлечение» – это мои внуки, общение с ними. Это радость, это удовольствие, которое сложно передать словами.

А второе хобби напрямую связано с природой. У нас есть загородный участок в одном из красивейших уголков Курской области. Летом мы с супругой, а также семьей дочери собираемся там и отдыхаем в общении с окружающей красотой, которая создана своими силами. То, что сегодня принято называть ландшафтным дизайном. Это увлечение, создание среды обитания для большой семьи.

Сейчас я с нетерпением ожидаю весенне-летнего периода, чтобы опять поселиться там с нашими внуками и после работы, на выходных проводить время с любимыми людьми и заниматься любимым делом. В этом, наверное, для меня и заключается понятие счастья.

– Каковы главные принципы, которыми Вы руководствуетесь в жизни?

– Мы все живем по каким-то своим принципам, даже их не формулируя. У меня тоже нет каких-то вылитых в бронзе формул. Есть вещи, от которых мы не можем отступить, переступить через что-то, что-либо нарушить… Я, наверное, попытаюсь ответить афоризмом: делай, что можешь, и пусть будет, что будет. В твоей ситуации, с твоими способностями, при твоих возможностях… Делай все, что в твоих силах, а дальше – воля Господня. Именно этого я бы и пожелал всем своим студентам.

– Если оглянуться назад, как Вы считаете, в Вашей жизни все так, как и должно было сложиться, или у судьбы были какие-то другие варианты?

– Нам ли об этом судить…

Беседу вел Александр ЛОШКАРЕВ

Оставьте ваш отзыв
ФИОВаше имя или ник (псевдоним)
E-mailУкажите ваш e-mail для ответа
ГородСтрана (если не РФ), город
ТекстВ тексте распознаются гиперссылки http://site.ru/page.html и электронная почта mail@mail.ru
АнтиспамВведите в поле цифры на изображении → Введите в поле цифры на изображении
Выделенные поля обязательны для заполнения

Партнеры


Официальный сайт администрации Курской области

Официальный сайт Общественной палаты Курской области, комитета внутренней политики Администрации Курской области

Официальный сайт телерадиокомпании Сейм

Работа в России

www.gosuslugi.ru

Стратегия Президента

© 2003–2017, АУКО
«Редакция газеты « Курская правда»,

e-mail: info@kpravda.ru
телефон: (4712) 51-24-62
При использовании информации ссылка на сайт обязательна. 
Размещение рекламы
г. Курск, ул. Максима Горького, д. 9
телефон: (4712) 51-11-35
e-mail: reklama@kpravda.ru
Посетители сайта
Сегодня: 1 404
Вчера: 3 439
Всего: 8 611 978