Являетесь ли вы подписчиком какого-нибудь периодического печатного издания?
Выберите вариант ответа!


Результаты опроса

Первый хранитель Коренной иконы

Номера 2014 года  :  № 119  :  Общество2 октября 2014ПечатьОтзывы

Есть такая почетная и очень ответственная должность и обязанность – быть хранителем Курской Коренной иконы Божией Матери «Знамение». В разное время святыню хранили такие известные архиереи, как митрополит Анастасий (Грибановский), архимандрит Аверкий (Таушев), затем священник Борис Крицкий. Но первым хранителем иконы считается епископ Курский Феофан (Гаврилов), который вывез икону из России и 25 лет оберегал в Сербии…

Этим летом в Сербии побывала делегация из Курского госуниверситета. По возвращении на встрече с главой региона Александром Михайловым рассказав о результатах поездки, члены делегации сообщили, что сербы, высоко почитающие святой образ Курской Коренной иконы, попросили курян помочь составить подробное жизнеописание владыки Феофана. Все-таки у нас архивы многие сохранились. Историки КГУ намерены просьбу сербов выполнить. Губернатор этот проект тоже одобрил.

Но пока историки будут перелопачивать архивы, давайте просто вспомним о первом хранителе Коренной иконы, воспользовавшись уже известными, пусть пока и скупыми, сведениями.

Архиепископ Феофан (в миру Федор Георгиевич Гаврилов) родился в 1872 году в Орловской губернии. Окончил Орловскую духовную семинарию, в 1897 году был рукоположен во священника. Рано овдовел. Поступил в Киевскую духовную академию, где принял монашество. С 1910 года – ректор Витебской духовной семинарии.

В 1913 года стал епископом Рыльским, викарием Курской епархии (заместителем правящего епископа). После Февральской революции 1917 года правящий курский архиепископ удалился на покой, а духовенство и паства единогласно избрали епископа Феофана епархиальным архиереем.

В апреле 1918 года среди бела дня чудотворная икона и ее список в драгоценных, украшенных самоцветами ризах были похищены из Знаменского собора. Владыка тотчас распорядился оповестить власти и дать телеграмму в Москву знаменитому начальнику Московского уголовного розыска Кошко.

Курск только что был захвачен большевиками, а чекисты вместо поисков иконы посадили под домашний арест епископа Феофана и всю братию, а сами произвели в монастыре поголовный обыск. Однако на следующий день арест с монастыря сняли, но приказали монахам сидеть тихо и не возбуждать народ. Кошко, правда, прислал из Москвы двух агентов, но те, побыв два дня в Курске, вдруг спешно уехали обратно в Москву.

Пасха прошла без иконы… Но вскоре святые образа были найдены брошенными у колодца, выкопанного, по преданию, самим Феодосием Печерским. Колодец располагался недалеко от монастыря, а в то время и от ЧК, помещавшейся в бывшем Дворянском собрании (Дом офицеров).

Иконы нашла одна бедная женщина, по профессии белошвейка, которая возвращалась с базара и заметила мешок у колодца. В это время мимо проходила похоронная процессия. Священник, сопровождавший покойника, сразу догадался, что это чудотворная икона и ее список. Он послал в монастырь оповестить о чудесной находке.

Владыка Феофан приказал звонить во все колокола и крестным ходом со всеми иноками отправился к месту обретения иконы. Одновременно он велел привезти иконописца Григория Шуклина, писавшего копию с чудотворной иконы, чтобы тот точно определил, какая из двух найденных икон чудотворная, и какая – список. Шуклин сразу же узнал в одной из двух найденных икон чудотворную – и по ее древности, и по рубцу, оставшемуся на ней после рассечения татарином в 1385 году.

На икону была надета запасная, довольно простая, серебряная, покрытая голубой эмалью риза, которая находится на ней и поныне. Весь день во всех курских церквях звонили колокола, как на Пасху…

Потом город взяли кутеповцы. Но в октябре 1919 года генерал Кутепов дал понять епископу Феофану, что Курск будет оставлен. Икону решили вывезти. Ровно в 9 часов вечера 31 октября 1919 года святой образ покинул Знаменский монастырь. Двое саней, метель… Медвенка, Обоянь…

После трехдневного тяжелого пути добрались до Белгорода и поставили икону в мужском монастыре рядом с мощами святителя Иоасафа. Там икона пробыла около двух недель, все время посещая дома белгородцев, как бы прощаясь с родным краем.

1 марта 1920 года в сопровождении епископов Курского Феофана, Новороссийского Сергия и не пожелавших расстаться со святыней иноков икона покинула берег России из Новороссийска на пароходе «Святой Николай». Потом были Греция, Сербия… 

Что примечательно, в сентябре 1920 года по просьбе генерала Врангеля икона вернулась в Отечество, а именно – в Крым, последний оплот белой России. Но пришлось уходить и оттуда… Это очень интересно, что Коренная икона побывала в Крыму, от которого в свое время защищала Россию. От крымских татар, совершавших набеги на Русь, она и претерпела: была рассечена надвое ударом татарского меча и чудесно срослась, только «шрам» остался.

В Сербии икона пробыла четверть века. Вместе с нею жил, опекая ее, и курский епископ Феофан, первый хранитель Коренной иконы. Жил в нужде до конца своих дней. Скончался в Белграде в 1943 году.

В 1944 году икону перевезли в Вену, потом в Карлсбад, а далее в Мюнхен. В 1951 году икона была доставлена в Новую Коренную Пустынь в США в штате Нью-Йорк. Там она остается и доныне. Но именно сейчас гостит у себя дома, как ни странно это звучит…

Что же касается сегодняшнего хранителя Коренной иконы, то им в декабре 2010 года был назначен диакон Николай Ольховский (ныне епископ Манхэттенский). Несмотря на высокую честь – быть  хранителем такой святыни, владыка Николай со смирением относится к этой обязанности: «Не я  хранитель   иконы  – ее хранит весь русский народ. В России или за рубежом – каждый православный человек чтит нашу Владычицу Небесную, а значит, с трепетом и любовью оберегает Ее образ. За границей мы часто проводим краткие молебны с иконой дома у прихожан. Спустя несколько дней после таких посещений у меня непременно звонит телефон – люди спешат рассказать о том, что произошло с ними или их близкими. Много случаев исцеления. Часто Богородица помогает найти работу по душе. А чаще всего рассказывают о необычайном аромате, которым наполняется квартира или дом после такой службы. Прекрасный аромат напоминает запах свежих роз, масла и ладана. Иногда он очень сильный, иногда – еле ощутим. Могу заверить: сопровождающие ничем и никогда образ не натирают, не смазывают – ни капли масла или другого ароматного вещества на икону не попало. Хочу отметить, что где бы ни пребывала  икона  – в Париже, Нью-Йорке или Курске, – везде это событие становится настоящим праздником, маленькой Пасхой».

Курские священники, вывозившие икону: архиепископ Курский и Обоянский Феофан, настоятель Коренной пустыни архимандрит Варнава, монахи Аристарх и Гермоген
Курские священники, вывозившие икону: архиепископ Курский и Обоянский Феофан, настоятель Коренной пустыни архимандрит Варнава, монахи Аристарх и Гермоген

Подготовил Юрий МОРГУНОВ

Оставьте ваш отзыв
ФИОВаше имя или ник (псевдоним)
E-mailУкажите ваш e-mail для ответа
ГородСтрана (если не РФ), город
ТекстВ тексте распознаются гиперссылки http://site.ru/page.html и электронная почта mail@mail.ru
АнтиспамВведите в поле цифры на изображении → Введите в поле цифры на изображении
Выделенные поля обязательны для заполнения

Партнеры


Официальный сайт администрации Курской области

Официальный сайт Общественной палаты Курской области, комитета внутренней политики Администрации Курской области

Официальный сайт телерадиокомпании Сейм

Работа в России

www.gosuslugi.ru

Информация


Детская страница портала персональные данные

© 2003–2017, АУКО
«Редакция газеты « Курская правда»,

e-mail: info@kpravda.ru
телефон: (4712) 51-24-62
При использовании информации ссылка на сайт обязательна. 
Размещение рекламы
г. Курск, ул. Максима Горького, д. 9
телефон: (4712) 51-11-35
e-mail: reklama@kpravda.ru
Посетители сайта
Сегодня: 1 252
Вчера: 3 175
Всего: 7 991 152