«Без грамматической ошибки я русской речи не люблю»

Номера 2014 года  :  № 89  :  Общество24 июля 2014ПечатьОтзывы

Да, это сказал великий Пушкин, что, безусловно, не стоит воспринимать буквально – это всего лишь легкая ирония в определенном контексте:

«Как уст румяных без улыбки,

Без грамматической ошибки

Я русской речи не люблю… Неправильный, небрежный лепет, Неточный выговор речей

По-прежнему сердечный трепет Произведут в груди моей;

Раскаяться во мне нет силы,

Мне галлицизмы будут милы,

Как прошлой юности грехи».

Мы помним, что именно Пушкину

мы обязаны тем русским языком, который Тургенев называл «великим, могучим, правдивым и свободным».

Но что происходит с нашим языком сегодня? Из уст филологов, школьных учителей, из СМИ слышатся возмущения засильем в нем не одних галлицизмов – «сплошными заимствованиями из других иностранных языков – «ни звука русского». Молодежь безграмотна, ненормативная лексика

в современной прозе и драматургии едва ли не стала нормой,

а порог на ЕГЭ по русскому языку опустили ниже некуда! Кого мы готовим?». Обо всех этих важных с точки зрения нашей культуры проблемах мы беседуем с кандидатом филологических наук, деканом филологического факультета КГУ Юрием Филипповым.

– Юрий Леонидович, сегодня ваш факультет выпускает и филологов, и журналистов, и специалистов в области рекламы и связи с общественностью. Но в восприятии многих университет по-прежнему остается колыбелью учителей русского языка и литературы. С набором этих абитуриентов проблем нет?

– Всегда были дети, осознанно выбирающие профессию педагога, независимо от условий, в которые они будут поставлены после получения диплома, независимо от денежного содержания. Но их оказывалось не так много, и проблемы с набором, естественно, были. Теперь, когда учителям подняли зарплату, число желающих увеличилось, но количество мест на педагогические специальности уменьшается. В Министерстве образования и науки вообще обсуждают вопрос о том, что педагогов должны готовить профильные вузы – их в стране 49. Понятно, что львиная доля бюджетных мест на учительские специальности будет отдана им. Мысль эта не лишена здравого смысла. Но возникает другой вопрос: поедет ли выпускник, скажем, Ярославского педагогического университета работать в Курск?

Так что конкурс на русский язык и литературу у нас сегодня поставлен в прямую зависимость от количества бюджетных мест. Вот что касается, например, обеспечения безопасности жизнедеятельности человека – дают много мест, потому что сейчас эта специальность в силу новых образовательных стандартов в школе – в приоритете. А в плане русского языка и литературы сложнее. В прошлом году выделялось 15 мест и было 64 заявления, а в нынешнем уже поступило 86 заявлений, а бюджетных мест выделили всего 8.

– Обидно.

– На самом деле обидно. В этом году результаты ЕГЭ по русскому языку, мягко говоря, оставляют желать лучшего – это уже притча во языцех. Сразу снизили на 12 пунктов нижний порог для того, чтобы выпускник школы мог получить аттестат. Ну что такое получить 24 балла по русскому языку?! Откровенно говоря, это выходит недостаточно грамотный человек.

– Как Вы сами относитесь к единому государственному экзамену, который многие бранят?

– Я во всяком явлении пытаюсь найти какой-то компромисс, который бы позволил человеку легче жить. И к ЕГЭ я тоже подхожу с компромиссной точки зрения. Задумка была, на мой взгляд, хорошая, а вот воплощение не совсем удачное. Что получилось на самом деле? Коррупция из вуза перешла в другие инстанции.

– Зато теперь, говорят, «можно поступить в престижный вуз даже из глубинки».

– Давайте попробуем в глубинке найти такую школу, где бы ребенок получил такие знания, с которыми он может пойти в престижный вуз. Кроме того, по опыту знаю, как много детей переводятся, например, из Москвы в Курск, потому что материальное благосостояние далеко не каждого студента может позволить ему жить в столице. К тому же в престижных вузах (помимо результатов ЕГЭ) абитуриенты сдают дополнительный экзамен.

Не могу не акцентировать внимание и на формализации знаний: в 10-11 классах ученик полностью сосредоточивается на предметах, которые будет сдавать и практически полностью отставляет те, которые сдавать не будет. Подготовка к ЕГЭ превращается в натаскивание по тестам. Как в ГАИ: ты можешь не знать теорию, но если ты по какой-то картинке трижды щелкнул, ты и на экзамене по ней щелкнешь. Поэтому к ЕГЭ я отношусь и хорошо, и плохо. Считаю, что ЕГЭ по русскому языку – это нормально, можно проверить грамотность. Но уровень знаний по литературе таким способом проверить невозможно.

– Двухуровневая система образования в вузе Вас как ученого, педагога, декана устраивает?

– Я пока не очень вижу достоинства двухуровневой системы подготовки, но не говорю, что это плохо. Словом, если не акцентировать внимание на деталях, а сказать коротко, я считаю: поскольку мы вступили в Болонскую систему, одним из элементов которой является двухуровневое образование, то должны придерживаться всех принципов этой системы – нельзя «вынимать» из нее что-то выборочно.

– Есть ощущение, что гуманитарное образование сегодня как-то уходит с переднего плана. Вы так не считаете?

– Я искренне рад за получившего Государственную премию России академика Александра Чубарьяна, который упорно и настоятельно отстаивает ценности гуманитарного образования, потому что не может современное общество развиваться без гуманитарного знания. Любое ущемление гуманитарного знания одновременно означает ущемление экономических, технических знаний. Просто противоестественно не видеть и не понимать этого!

Как ни грустно, филология как направление подготовки в вузах начала постепенно исчезать. В прошлом году ученые МГУ поднимали вопрос о том, что не дают бюджетных мест. К нам подавали заявления абитуриенты из Брянска, южных регионов страны, где просто исключили филологию как направление, а в нашем вузе набор еще был. В этом году и мы, к сожалению, не получили ни одного бюджетного места на филологию, хотя в плане набора на 2015-й год нам предоставляют бюджетные места.

– На пике научно-технического прогресса на филологов нет спроса?

– К сожалению, филологу с его фундаментальными знаниями по окончании университета трудоустроиться непросто.

– В то же время выпускников педагогических колледжей берут преподавателями русского языка в школах… Может быть, оттого мы теперь такие «грамотные», что учимся «чему-нибудь и как-нибудь»?

– Как-то, беседуя с журналистами-телевизионщиками, я сказал, что неплохо было бы начальникам всех уровней иметь на рабочем столе «Словарь ударений русского языка». Обратная реакция не заставила себя долго ждать: «Филиппов всех хочет научить правильно ставить в словах ударения».

– Так это же замечательно!

– Я тоже думаю, что должно быть стыдно неправильно говорить. И это должно быть твоим внутренним ощущением. А если начальник говорит докУменты, возбУждены, осУждены, то и все остальные (неудобно же его поправлять) начинают произносить это слово так же. Вот ведь ситуация!

– А как же быть со словами йогУрт, дОговор, средним родом слова кофе – ведь они включены в словари их новыми создателями, кстати, утверждающими, что это «результат огромных исследований, словари прошли строжайшую экспертизу в соответствующих институтах». В то же время это вызвало возмущение многих людей (не только филологов), считающих, что нельзя узаконивать безграмотность, делать ее нормой.

– Да, это воспринималось едва ли не как катастрофа.

– А это не так?

– Словарь лишь отражает те явления, которые происходят в языке. И если большинство говорит, что кофе – оно, то словарь это фиксирует.

– И это становится нормой.

– Совершенно верно.

– Но как быть в таком случае филологу, который понимает, что кофе все-таки горячий, а не горячее?

– Вот эту ситуацию мы как раз обсуждали с работающим в нашем вузе доктором филологических наук Александром Тимофеевичем Хроленко. Я спрашиваю: «Как же быть? Теперь и мне говорить, что кофе – оно?». На что Александр Тимофеевич мне ответил: «Нет, вы никогда не скажете, что кофе – оно». Так вот…

– Понятно, что язык – не догма.

– Да, язык – живое явление. И когда слышишь возмущения по поводу засоренности его, возникает желание спросить: а что же вы хотите, господа?! Это как дедовщина в армии. Откуда эти ребята? Да из общества, конечно. То же самое происходит и с языком. Он – часть нашей культуры. Высока ли культура нашего общества сейчас?

– В школах сократилось количество часов русского языка и литературы. Этот вопрос, кстати, поднимала и Наталья Солженицына в разговоре с президентом Владимиром Путиным.

– Кое-кто из министерских чиновников предлагает часы русского языка возвращать за счет иностранного или национального языка – последнее, на мой взгляд, некорректно, это может быть расценено как ущемление интересов национальных меньшинств. Что касается иностранного языка, то не хочется говорить прописные истины о том, что чем больше языков мы знаем… Кстати, и иностранные языки тоже подвергаются существенным изменениям. В школах практически повсеместно отказываются от уроков французского и немецкого – все изучают английский, что естественно, потому что это язык бизнеса. Какие у нашей молодежи в приоритете понятия, стандарты жизни? Бизнес, экономика… Я с удивлением узнал, что и в приграничных с Китаем регионах тоже изучают английский, в Карелии в пользу этого же языка отказываются от изучения финского. То есть английский язык становится в нашем обществе универсальным.

– А каково положение русского языка в современном обществе? Государственная Дума, как известно, отклонила предлагаемый законопроект о запрете иностранных слов в СМИ.

– И слава богу! По-моему, эта тема исчерпала себя еще в ХIХ веке вместе с пресловутыми мокроступами. Наблюдается глобализация в экономике, культуре… Язык – лишь отражение того, что уже было в нашем обществе. Я вот выявил для себя такую закономерность: больше всего аббревиатур появляется в сложные, противоречивые времена. Вспомним начало ХХ века, Гражданскую войну – именно тогда сплошь были аббревиатуры. А сейчас их сколько! Да к тому же таких замысловатых, хотя иногда за ними не кроется ничего большого, содержательного.

А что касается засилья иностранных слов, которые не привычны нашему слуху… Ну, если это специальные термины, понятия, которым нет замены в русском языке… Вот скажите: терпимость и толерантность – одно и то же?

– По-моему, не совсем…

– Вот именно! Коннотация у этих слов разная.

– Так же, как и у слов недостаток и дефицит…

– Да! Абсолютно разные вещи, хотя понимаются как синонимы. Поэтому катастрофичности в этом по большому счету нет. Есть более-менее объективная картинка, которая рисует состояние нашего языка в современном обществе. К сожалению, оно не самое радужное, поэтому есть над чем работать.

Хорошо уже то, что русский язык как предмет сдают в вузы все: и филологи, и технари. Плохо, что это 24 балла. Но вузы абитуриентов с таким результатом не берут. Во всяком случае, наш университет по-прежнему оставил порог в 38 баллов: безграмотный студент нам не нужен, даже если он хороший математик.

– Юрий Леонидович, но ведь и некоторые представители искусства, увы, не отличаются избытком грамотности.

– Должны ли они владеть русским языком в такой же степени, как учителя русского языка? Я не стал бы говорить твердое «да», даже будучи деканом филологического факультета. Я знаю прекрасных музыкантов, которые поступали учиться, когда еще не было ЕГЭ по русскому языку. Теперь бы они его могли не сдать…

– Их самих это не смущает?..

– Я уже говорил, что это должно быть откровенно стыдно. Но это должно быть в системе наших ценностей в целом, в системе ценностей культуры! А если не стыдно называть черное белым, а белое черным, то почему должно быть стыдно говорить безграмотно?! Я вот недавно услышал такое: «Ну, знаете, у него столько денег, что он может позволить себе быть безграмотным». Так что это внутреннее состояние человека, который опять же воспитывается всей системой ценностей: нравственных, моральных, культурных… Глубокая моя убежденность: нельзя научить человека, если он сам того не желает. В молодости мне пришлось столкнуться с таким феноменом: человек гордился тем, что его ничему не смог научить ни один учитель… Что поделать: есть и такая категория людей. Поэтому мы стараемся работать в основном с теми ребятами, кто на ЕГЭ по русскому языку получил и 70, и 80 баллов.

– У вас на факультете таких много?

– Много. Я не встречаю у себя таких студентов, которые плохо знают русский язык. Нет, если говорить о самом предмете, то они могут быть и троечниками – у всех разный уровень, разная мотивация. Но уровень знаний по русскому языку, полученный в школе, высокий. И я бы не сказал, что он снижается. Снижается иногда общий кругозор, отсутствует навык чтения. Сам с подобным столкнулся, когда именно по этой причине у студентов, сдававших такой интересный предмет как устное народное творчество, появились проблемы. А все это опять-таки реалии нашей жизни: компьютер, 100 золотых сочинений, поверхностное знание текстов изучаемых произведений.

– Некоторые учителя литературы рассказывают, что школьникам предлагаются тексты «в кратком изложении».

– Как можно изучать произведение «в кратком изложении»?! Но, к сожалению, такие явления есть. Или вот еще пример: пришел ко мне как-то учитель из глубинки. Я, зная, что на литературу в школе отводится мало часов, поинтересовался, как изучается, например, такое произведение как «Тихий Дон» – читают его дети? В ответ услышал: «Да у нас же есть фильм!». Но фильм – это уже Герасимов, а не Шолохов.

– Хорошо еще, если Герасимов, а не новоявленный режиссер «с новой версией прочитанного». Зачем трогают классику? Снимали бы свои фильмы «по мотивам произведений» современных авторов…

– Мат запрещен законом.

– А «современники» этим «грешат»? Интересно знать Ваше отношение к этому, Юрий Леонидович.

– Мы как-то разговаривали с профессором психологии Алексеем Сергеевичем Чернышевым, который как раз был возмущен использованием обсценной лексики в одном из современных романов и восхищался тем, как описывает оборону Севастополя Лев Толстой.

– Так то – Толстой…

– Да, то – Толстой, а это – современник. В ХIХ веке мат вообще считался прерогативой низших классов. А после семнадцатого года все изменилось. Жизнь многовекторна, и напрасно надеяться, что одним запретом что-то можно исправить. Использование мата считается неприемлемым в приличном обществе, литературе, СМИ, но… У детей, которые сегодня ходят в детский сад, разные родители – в плане и материального достатка, и культурного уровня. Потом эти дети идут в школу и далее по жизни. Вот улучшилось ли поведение отдельных водителей на дорогах, когда повысили штрафы? Нет, конечно. Они ведут себя на дороге так, как в жизни вообще. То же самое и со стилистически сниженной лексикой: повысится уровень бытовой культуры – многие вопросы отпадут сами по себе.

– То есть язык сам отбросит все ненужное, весь мусор?

– Да. Даже не язык, а культура – она саморегулирующаяся, выбрасывает все плохое. Да, сегодня процветает культура масс, не те книги читают, не те фильмы смотрят – значит, время такое. Давайте что-то поменяем в отношениях в нашем обществе! Оно у нас очень разнородное. Может быть, запретить сериалы смотреть?

– Общество активно обвиняет «в растлении молодежи» средства массовой информации.

– Нет, не СМИ виноваты – это лишь инструмент, а каждый волен все выбирать для себя сам. Это опять же во многом зависит от того, кто тебя учит и воспитывает: повезло ли тебе с учителями и прежде всего с родителями. Если отец на глазах у ребенка бьет мать, то какой поведенческий стереотип выработается у этого малыша?

Если бы все было так просто: увеличили количество часов по русскому языку и литературе – и все проблемы решили…

Анна БЕЛУНОВА

Отзывы читателей (1)
26 июля
2014, 13:26

Александр Т

e-mail: Alex-Ehre@mail.ru, город: Москва

ЧТО ЧИТАТЬ ? Это серьёзная проблема, если молодёжь будет читать современные бредни написанные в виде сокращённой закодированной стенограммы — результат будет плачевный, и повзрослев человек будет мыслить, говорить и писать так-же КОСНОЯЗЫЧНО, будет так-же ненавидеть : свою родину, своё прошлое и наших предков !
Настоящему русскому языку можно научиться только читая классику : А.Пушкин и М.Лермонтов, Лев и Алексей Толстые, А.П.Чехов, Н.Гоголь, А.Куприн, И.Тургенев. Для того чтобы проникнуть в глубь и охватить всю ширь русского языка, понять тонкости народного мышления читайте М.Горького, М.Шолохова и В.Закруткина. Вечная литература русских народных гениев, которую должен знать каждый считающий себя русским Человеком !

Оставьте ваш отзыв
ФИОВаше имя или ник (псевдоним)
E-mailУкажите ваш e-mail для ответа
ГородСтрана (если не РФ), город
ТекстВ тексте распознаются гиперссылки http://site.ru/page.html и электронная почта mail@mail.ru
АнтиспамВведите в поле цифры на изображении → Введите в поле цифры на изображении
Выделенные поля обязательны для заполнения

Партнеры


Официальный сайт администрации Курской области

Официальный сайт Общественной палаты Курской области, комитета внутренней политики Администрации Курской области

Официальный сайт телерадиокомпании Сейм

Стратегия Президента

www.gosuslugi.ru

Работа в России

© 2003–2017, АУКО
«Редакция газеты « Курская правда»,

e-mail: info@kpravda.ru
телефон: (4712) 51-24-62
При использовании информации ссылка на сайт обязательна. 
Размещение рекламы
г. Курск, ул. Максима Горького, д. 9
телефон: (4712) 51-11-35
e-mail: reklama@kpravda.ru
Посетители сайта
Сегодня: 2 628
Вчера: 2 733
Всего: 8 781 841