Кругосветное путешествие отца Василия

Номера 2013 года  :  № 41  :  Общество13 апреля 2013ПечатьОтзывы

Сегодня многие совершают дальние поездки в экзотические страны – этим теперь уже вряд ли кого удивишь. Быстрые корабли и самолеты с комфортом мчат туристов в самые отдаленные уголки планеты. Однако и в наш век небывалого технического прогресса не каждый может похвастаться кругосветным морским путешествием, а что уж говорить о былых временах, когда даже поездка до губернского города составляла большую проблему и отнимала уйму времени.

Тот самый фрегат. Рис. Павла Илышева
Тот самый фрегат. Рис. Павла Илышева

Прочитав книги Дефо, Стивенсона, Жюля Верна, каждый мальчишка мечтал бороздить морские просторы, но юношеские фантазии для большинства романтиков так и оставались несбыточной мечтой. Отважившийся же на такое предприятие, полное опасностей и немалых лишений, был достоин искреннего уважения и восхищения. В истории курского края не много найдется подобных смельчаков. Со школьной скамьи все знают рыльского купца Шелихова, достигшего берегов Америки, а вот имя еще одного кругосветного путешественника мало кому известно.

Примечательно то, что жизнь его связана с историей нашего Железногорья. Обычному сельскому священнику из села Радубеж, не склонному к разного рода авантюрам и книжным фантазиям, в середине XIX столетия суждено было на склоне лет попасть в круговорот событий, достойных сюжета приключенческого романа: пересечь два океана, побывать в разных странах, испытать неуемную силу морской стихии, пережить кораблекрушение, провести полгода среди японцев, попасть в плен к англичанам и, в конце концов, на перекладных через всю Сибирь от побережья Охотского моря добраться до Петербурга.

Василий Емельянович Махов родился в Обоянском уезде Курской губернии. Сын беднейшего пономаря благодаря особому своему усердию и прилежанию в учебе окончил философский курс Курской духовной семинарии в 1815 году. Поначалу поставлен был дьяконом в родном селе Бобрышово, а в 1823 году переведен в село Сковороднево Дмитриевского уезда на священническое место.

Дарственная надпись, сделанная сыном отца Василия Иваном Маховым
Дарственная надпись, сделанная сыном отца Василия Иваном Маховым

При небольших церковных доходах содержать большую семью приходилось еще собственным трудолюбием. Глава семейства хорошо разбирался в пчеловодстве и имел пасеку. Этот промысел приносил хороший доход от продажи меда, что позволяло жить безбедно и обеспечить детям достойное будущее. Выдав замуж старшую дочь, отец Василий уступил свое место зятю, а сам с женой и детьми перебрался в село Радубеж Фатежского уезда, где в приходе Николаевской церкви прослужил несколько лет. Здесь, в 1849 году, лишился он добрейшей супруги. Дети уже стали самостоятельными, и одинокий пожилой священник снова уступил свое место другому зятю, а сам же вынужден был оставаться у него на иждивении. Таким образом, ведя кроткую и воздержанную жизнь, отличаясь «неподдельным духом благочестия», Василий Емельянович дожил до той поры, когда почувствовал одиночество пожилого человека и отчужденность от общих забот, но постигавшие его неприятности он всегда переносил с терпением. Так бы и завершился земной путь Махова в тишине монастырской кельи, куда уже убедил его поступить курский владыка Илиодор, если бы не провидение Божие, коему угодно было сельского батюшку, жившего в деревне при маловодной речке и никогда не плававшего даже на рыбачьей лодке, забросить на фрегат и отправить в кругосветное путешествие.

В 1852 году Василий Емельянович пожелал съездить в Петербург и свидеться с сыном Иваном Васильевичем, служившим в департаменте Министерства внутренних дел. Впоследствии сын напишет об отце: «С прибытием в Петербург Богу угодно было щедро и в короткое время вознаградить его за прежнюю неутомимую деятельность и оправдать на деле часто повторяемые им слова: «Боящемуся Господа – благо будет напоследок».

Титульный лист книги «Фрегат «Диана» издательства 1907 г.
Титульный лист книги «Фрегат «Диана» издательства 1907 г.

Поначалу священника Махова, не без ходатайства сына, причислили к Александро-Невской лавре и попросили временно вести службы в домовой церкви обер-священника армии и флота. Начальство приметило добропорядочного батюшку, и в сентябре 1853 года, когда снаряжался в кругосветное плавание новый фрегат «Диана», Василия Емельяновича назначили священником в «походную церковь». Более молодые церковники желания, видимо, не изъявили, памятуя, что дело это рискованное и можно вовсе не вернуться домой, а 58-летнему заштатному священнику терять было нечего, поэтому он не отказался от полученного предложения.

И вот 4 октября 1853 г. фрегат «Диана» вышел из Кронштадта, чтобы достичь восточного побережья Сибири и прийти на смену уже изрядно износившемуся фрегату «Паллада», на котором находился вице-адмирал Путятин и вел переговоры с Японией. Василий Емельянович в своих увлекательных дорожных заметках, опубликованных после его смерти, описывает волнения души в момент прощания с родной землей: «Скоро мы оставили за собой Ревель и Ригу, переехали и ту черту, которая указывает конец земли русской и начало земель иностранных. Здесь-то на рубеже родного с чужим тяжкий вздох вырвался из груди моей. Вздох этот понятен, знаком тому, кто хотя однажды в жизни своей, оставляя, и быть может, безвозвратно, любезное Отечество, покидая близких, родных, друзей и знакомых, пускался в обширное пространство морей, несся за пределы далекого, неизвестного. Мрачная дума покрыла чело мое: Бог знает, суждено ли нам, далеким путникам, совершить трудный и продолжительный путь свой в благополучии, суждено ли узреть через три года снова благословенное свое Отечество, прижать к груди родных, приветствовать друзей, обменяться ласковым поклоном с ближним, услышать сердечное «здравствуй» вместо нынешнего печального «прости»?...

Сердце мое сжалось, голова отяжелела, горячие слезы хлынули из глаз моих: «Прости родное, дорогое наше Отечество! Да будет всегдашнее благословение Божие над тобою, Богом возвеличенная и Богом хранимая Россия!»…

Фрегат миновал Балтийское и Немецкое моря, преодолел Атлантический океан и, обогнув опасный мыс Горн, переплыл Тихий океан. По пути заходил в порты Дании, Англии, Бразилии, посетил Канарские, Сандвичевы, Алеутские и Курильские острова. Русских путешественников туземцы встречали с великим дружелюбием и интересом. Особо удивлялись необычному наряду православного священника, и как только он выходил на берег, толпы людей следовали везде за ним и с любопытством разглядывали странное облачение приезжего человека. Сам же Махов, нисколько не стесняясь подобного внимания, проявлял величайшее любопытство ко всему, что видел вокруг, и усердно записывал в свой дневник. Удивляли его невиданные растения и плоды, диковинные животные и чудные морские обитатели. Немалый интерес проявлял он и к обычаям местных жителей, их религиозным верованиям. В то же время не забывал отец Василий о своих обязанностях на корабле, заключавшихся в ежедневных службах, отпевании умерших, в беседах, поддерживавших дух матросов в опасном плавании. Двести восемьдесят дней прошло с тех пор, как фрегат покинул Кронштадт и вернулся к побережью родной страны с восточной ее окраины: «Здравствуй, матушка русская земля! Проплыли 35 тысяч верст в шесть с небольшим месяцев, здраво и благополучно, понасмотрелись разных див и диковинок, напитались изобилием плодов заморских и опять в стране родной, на земле русской, православной».

А 11 июля 1854 года фрегат «Диана» вошел в залив Де-Кастри, где священник Махов обратил в христианскую веру 17 гиляков-идолопоклонников по их собственному желанию. При этом чуть не лишился жизни, когда одна из женщин бросилась на него с ножом, увидев его намерение взять в руки идола, висевшего на стене жилища. В Татарском проливе на фрегат пересел вице-адмирал граф Путятин, уполномоченный российским императором вести переговоры с японским правительством о торговых делах и границах. Отец Василий отправился при нем через Японское и Китайское моря в Японию.

Когда судно находилось в Симодской бухте, произошло сильное землетрясение, вызвавшее невероятной силы цунами. Город Симода был стерт с лица земли огромной волной, несколько тысяч жителей погибли. Фрегат получил сильные повреждения и затонул, команда чудом успела спастись благодаря самоотверженной помощи простых японцев, которых Махов называл «добрейшими людьми». В дневнике священник описывает момент, когда потерпевшая кораблекрушение команда оказалась на берегу и ждала дальнейшего решения своей судьбы местной властью: «Каждодневно прибывающий толпою из городов и селений народ японский оказывал нам какое только мог пособие: иные поспешно ставили заборчатые сараи и навесы, чтобы укрыть нас от непогоды; другие несли циновки, маты, ковры, ватные одеяла, халаты и разную обувь; кто приносил чайник с кипятком и чаем, кто рис, саги (водку), апельсины, рыбу, яйца; некоторые из японцев, снимая с себя халаты, тотчас отдавали их нашим перезябшим и передрогшим матросам». Полугодичная жизнь между японцами и более близкое знакомство с ними не привели к разочарованию от первого восторженного впечатления, высказанного в ранее приведенных словах об их доброте и порядочности.

Махов пишет: «2 июля 1855 года мы отплыли из Японии на нанятом бременском судне к восточным берегам Сибири». В море судно встретила эскадра английского флота, двести пятьдесят русских моряков были взяты в плен и доставлены на военные суда англичан, с которыми Россия вела войну. Через четыре дня священника, доктора и больных отпустили, высадив на пустынном берегу порта Аян, а офицеров и команду оставили в плену. Четырнадцать дней путники следовали по болотистым, топким местам на оленях и лошадях и добрались, наконец, до почтового тракта. Священник Махов отправился в дальнейшее путешествие один без всяких средств к существованию и 6 декабря 1855 года добрался, наконец, до Петербурга. «Благодарение Господу Богу! – пишет он в конце своего дневника, – совершил я путешествие вокруг света!»

Тут на него как из рога изобилия посыпались разные милости: за крещение гиляков получил скуфью; за примерное усердное исполнение священнических обязанностей во время кругосветного плавания – наперсный крест; за поднесение Великому Князю Константину Николаевичу японских монет и вещей пожалован от его императорского высочества золотым перстнем с бриллиантами; от государя императора получил триста рублей серебром. В июле 1856 года указом обер-священника определен в дивизию 6-го армейского корпуса духовником, где в память о минувшей войне получил бронзовую медаль на Андреевской ленте и бронзовый наперсный крест на Владимирской ленте. По случаю окончания войны военный корпус был расформирован, Махов остался за штатом и уехал на жительство в свое село Радубеж Курской губернии, где возведен 15 апреля 1857 года «за долговременную отлично-усердную и полезную службу» в сан протоиерея и награжден набедренником.

Казалось бы, на том удивительные приключения должны были закончиться, а протоиерей Махов мог спокойно созерцать родные русские просторы и писать путевые заметки. Однако промысел Божий готовил ему новые испытания…

В марте 1858 года святейший Синод потребовал его снова в Петербург и по высочайшему повелению императора назначил настоятелем церкви российского консульства в японском городе Хакодате с приличным жалованьем – 2500 рублей серебром в год, тогда как простой сельский священник в России имел доход около трехсот рублей. Перед отбытием из столицы Махов получил из кабинета его величества установленный для миссионеров за границей золотой наперсный крест и «по вниманию к прежней службе и трудам предстоящим на новом поприще» награжден камилавкой.

Отправившись из Петербурга 2 сентября 1858 года, он прибыл в Японию 13 июня 1859 года. Неожиданная болезнь, вызванная частой сменой климатических условий, удушливый климат в Хакодате серьезно ослабили его здоровье и с каждым днем отбирали силы, поэтому пребывание в Японии оказалось на этот раз недолгим. Перед отправлением домой он все время повторял слова: «Хоть бы добраться до России, хоть бы умереть в Радубеже!» Господь услышал его молитвы, и 19 декабря 1860 года Махов благополучно прибыл в Петербург.

Святейший Синод отправил больного священника на покой в столь милый сердцу уголок, о котором он все время вспоминал. Милость царская отыскала доживающего свои дни протоиерея и в Радубеже. Государыня императрица за привезенные лично ей дары из Японии пожаловала ему золотые часы с цепочкою стоимостью 125 рублей серебром, а главное казначейство по высочайшему повелению назначило пенсию – 400 рублей в год.

Наступил 1864 год. Василий Емельянович ослабевал с каждым днем. О последних днях отца написал его сын Иван: «На другой день Благовещения отправился он из Радубежа за 30 верст в село Саковнинку, где, исполняя временно священническую обязанность, следил за постройкою нового храма. Там, 27 марта, поразил его апоплексический удар с отнятием языка, правой руки и правой ноги. Привезенный в таком положении в Радубеж, четыре дня страдал он убийственным кашлем с мокротой, а 31 числа с закатом солнца скончался. Погребен 2 числа апреля 1864 года при церкви села Радубежа».

Так, на 69-м году жизни, завершился земной путь деятельного пастыря, обласканного милостями и щедротами царскими, кругосветного путешественника, нашего земляка – Василия Емельяновича Махова.

Сын его Иван Васильевич, статский советник и кавалер ордена святого Владимира, увековечил память отца изданием в 1867 году «Путевых заметок протоиерея Махова». Сам он также оказался вместе с отцом в 1859 году в Японии и служил письмоводителем в консульстве города Хакодате. Оттуда посылал заметки в газеты «Морской сборник» и «Северная пчела». Иван Васильевич, стремясь расширить знания японцев о русской культуре и идя навстречу их желанию изучать русский язык, создал русско-японский букварь и издал его на свои средства в 1861 году. На титуле была надпись: «Русского чиновника подарок японским детям Русская Азбука». В Японии букварь И. В. Махова провозглашен культурным памятником города Хакодате.

Сергей СУРГУЧЕВ, член Курского союза литераторов г. Железногорск

Оставьте ваш отзыв
ФИОВаше имя или ник (псевдоним)
E-mailУкажите ваш e-mail для ответа
ГородСтрана (если не РФ), город
ТекстВ тексте распознаются гиперссылки http://site.ru/page.html и электронная почта mail@mail.ru
АнтиспамВведите в поле цифры на изображении → Введите в поле цифры на изображении
Выделенные поля обязательны для заполнения

Партнеры


Официальный сайт администрации Курской области

Официальный сайт Общественной палаты Курской области, комитета внутренней политики Администрации Курской области

Официальный сайт телерадиокомпании Сейм

Стратегия Президента

www.gosuslugi.ru

Работа в России

© 2003–2018, АУКО
«Редакция газеты « Курская правда»,

e-mail: info@kpravda.ru
телефон: (4712) 51-24-62
При использовании информации ссылка на сайт обязательна. 
Размещение рекламы
г. Курск, ул. Максима Горького, д. 9
телефон: (4712) 51-11-35
e-mail: reklama@kpravda.ru
Посетители сайта
Сегодня: 1 030
Вчера: 2 218
Всего: 9 914 775