Областная общественно-политическая газета
Издание основано в июне 1917 года,
выходит по вторникам, четвергам и субботам

Последний герой…

Номера 2012 года  :  № 83  :  Общество12 июля 2012ПечатьОтзывы

На днях по железногорскому городскому ТВ смотрел очередную программу «МГОК. Новое время». Один из сюжетов был посвящен первопроходцу Михайловского ГОКа бывшему водителю Алексею Михайловичу Чаплыгину. Смотрел документальную ленту и вспомнил первую встречу с этим замечательным рабочим человеком. Более тридцати лет назад я был редактором многотиражки «Курская руда». В нашей газете появилась рубрика «Слово рабочего», и представители многих цехов комбината делились с читателями своими делами, проблемами. Однажды заглянул коренастый здоровяк. В лице что-то цыганское, глаза веселые, хитроватые.

– Чаплыгин! – представился он, едва переступив порог. – Что вы написали в последнем номере газеты!? Будто в карьере дороги идеальные, и задания мы постоянно перевыполняем, и техника не простаивает… А как начинается корреспонденция! – «Синеватая дымка клубится над огромной чашей, похожей на лунный кратер. Огромные машины мчат по горным извилистым дорогам»…

– А разве не так?

– Так-то оно так, но советую побывать в этом лунном кратере.

На другой день я отправился в автомобильный цех, откуда вместе с Чаплыгиным на огромном самосвале спустились к одному из далеких забоев.

– Синеватая дымка, действительно, клубится,– показал водитель рукой на пейзаж вдали, – но, знаете, почему она клубится? Да потому, что дороги несвоевременно и некачественно поливаются. Обратите внимание на встречные машины, в кабинах которых водители сидят в респираторах. Напишите об этом. А я завтра прихвачу в карьер председателя профкома. Пусть он полюбуется синеватой дымкой.

И свое слово Чаплыгин сдержал. Он добился, чтобы вопрос об условиях труда в карьере был рассмотрен на ближайшем заседании профсоюзного комитета. С тех пор дороги постоянно поливались...

Нам с Алексеем Михайловичем нередко приходилось встречаться. Нравился мне этот рабочий человек, который, если касается дела, отстаивал свое мнение независимо от чина и ранга собеседника. За это многие на комбинате его побаивались, но и… уважали.

Вспоминается такой случай. На комбинат поступила новая партия огромных японских самосвалов «Камацу». Монтаж машин проходил под наблюдением специалистов – инструкторов из Страны восходящего солнца. Они дотошно следили, чтобы не было никаких, даже малейших отступлений от технических инструкций. И однажды в одной из бригад, когда японский специалист отвлекся от дела, водители, занимающиеся сборкой узлов, замешкались. Какая-то огромная деталь ну никак не становилась на свое место. И тогда один из рабочих стал ее вгонять в отверстие огромным молотком. Инструктор, увидев такое, едва не потерял сознание. Не требовалось никаких физических усилий, просто надо было нажать на небольшую кнопку, и деталь входила в нужное место. Чаплыгин потребовал от руководителей цеха, прежде чем допускать тех или иных работников к монтажу, организовывать технические курсы, чтобы не позориться впредь перед иностранцами. И сам нередко делился опытом с коллегами по работе… А опыта и профессиональных знаний у него дай бог каждому…

Родом Алексей Михайлович из села Большое Жданово Фатежского района Курской области. С ранних лет познал труд. Будучи мальчонкой, часами восхищенно наблюдал за работой деда в кузнице. А когда повзрослел, стал учиться мастерству у отца, который был механизатором и передал сыну любовь к технике. Каждое лето Алексей работал с отцом на уборке урожая, заправски, не хуже многих взрослых механизаторов, управлял рычагами комбайна, затем трактора. Научился также водить автомобиль. А затем – служба на флоте. Пока исполнял воинской долг, недалеко от его малой родины началось освоение Михайловского месторождения железных руд и строительство города горняков и строителей.

На руднике в то время требовались шоферы с опытом работы на дизельных самосвалах. Сразу же после окончания службы Алексей поступил на курсы в Курске, где и получил необходимые права на вождение этих машин. В новом трудовом коллективе его тепло встретили, многим приглянулся веселый жизнерадостный моряк. Честный, беспокойный, настойчивый в достижении цели. С открытым характером, стремлением прийти на помощь товарищам.

Трудовую деятельность Чаплыгин начал в трудный период для железорудного комбината. Автопарк был не обустроенным, размещался почти весь под открытым небом. Если случались неисправности, приходилось и в дождь и в снег чинить машину там, где она выходила из строя. А выходила техника часто потому, что дороги были в плохом состоянии. А люди держались, работали с азартом. В течение каждой смены старались сделать больше. Всем хотелось быстрее добраться до руды.

В пятнадцатой автобазе, где трудился Алексей, было немало замечательных водителей.

– Нам, молодым, повезло,– рассказывает он, – ветераны показывали примеры бережного отношения к технике. Учили нас водить машины в сложных карьерных условиях. До сих пор помню Петра Петровича Глинчикова, Ивана Васильевича Филина, Федора Сергеевича Перевалова и других. Они передавали секреты мастерства. За плечами у них были участие в боях в годы Великой Отечественной войны, восстановление разрушенной страны, опыт работы на строительстве крупных ГЭС. Рядом с ними мы чувствовали себя уверенно.

За годы работы на комбинате Алексей Михайлович освоил многие виды самосвалов, среди которых были небольшие МАЗы, ЯАЗы, КрАЗы, а затем многотонные БелАЗы. Приходилось ему возить вначале вскрышу ( пустая порода, покрывающая залежи полезного ископаемого-«КП»), затем железную руду. Кстати, Алексей был в числе водителей, которые перевозили первые тонны, добытые в карьере.

В 1981 году на МГОК стали поступать 120-тонные «Комацу». Монтаж самой первой японской машины доверили бригаде, которую возглавлял Алексей Михайлович. Затем на этой машине водители стали устанавливать рекорды по объемам грузоперевозок. Чаплыгин и члены бригады были лучшими в отрасли – ежегодно вывозили по два миллиона тонн горной массы. Его имя в те годы связывали на комбинате с рождением громких починов и инициатив, таких, например, как «Пятилетку за три с половиной года!». За выдающиеся успехи в труде Алексею Михайловичу было присвоено в марте 1991 года звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой Звезды.

Он стал шестым Героем на МГОКе и в городе Железногорске. И последним! До Чаплыгина этого высокого звания в годы социализма удостаивались Фрол Сергеевич Кемайкин, руководитель экскаваторной бригады, добывшей на Михайловском месторождении первую тонну руды; Сергей Титович Акимов, имя которого связывалось с рождением громких починов и инициатив среди экскаваторщиков отрасли. Акимов первым в карьере начинал вскрышные работы и первым освоил погрузку руды со склада на железнодорожный транспорт. Будучи Героем Социалистического Труда, приехал в Железногорск знатный уральский горняк Владимир Яковлевич Прибыльнов, талант и мастерство которого пригодились на МГОКе, чтобы смонтировать и освоить первый 15-кубовый шагающий экскаватор. Героями стали два строителя: Иван Михайлович Митяев и Евстафий Алексеевич Сафронов, возводившие многие объекты на Михайловском горно-обогатительном комбинате. Все они уже ушли из жизни, оставив о себе добрую память. Остался один Чаплыгин. Последний Герой эпохи социализма на МГОКе.

Сейчас на горнорудном предприятии трудятся много молодых мастеров горного дела. Осваивая ту или иную специальность, они в качестве примера для себя берут первопроходцев, продолжают их славные трудовые традиции.

До выхода на пенсию Алексей Михайлович вел и большую общественную работу: был депутатом горсовета, Верховного Совета СССР, членом Курского областного комитета КПСС, делегатом ХХVI съезда партии, членом бюро Железногорского горкома. Доводилось иной раз слышать от злопыхателей и завистников: «Вот ведь как повезло обыкновенному шоферу!». Да, в том-то и дело, что везение это стало возможным благодаря огромному трудолюбию, мастерству.

Сейчас Алексею Михайловичу 76 лет. Живет по-прежнему в Железногорске, который стал для него родным. Здесь выросли и получили путевку в жизнь его сыновья, Геннадий и Юрий. Первый закончил летно-техническое училище, до выхода на пенсию работал в авиации, сейчас живет в Курске. Второй после окончания технического училища трудился помощником машиниста электровоза на МГОКе, затем женился и уехал в Смоленск, на родину супруги. Судьба у Юры сложилась трагически: пропал без вести. Его жена, сын и дочь поддерживают отношения с Алексеем Михайловичем. Приезжают нередко в Железногорск и две дочери Геннадия.

Восемь лет назад после тяжелой болезни покинула этот мир постоянная любовь и супруга Чаплыгина Раиса Ивановна. Нашли они друг друга, когда учились в школе в Большом Жданово. А после окончания службы Алексей женился на девушке, с которой прожил в любви и согласии многие годы.

Алексея Михайловича нередко приглашают в учебные заведения, музеи. Многим интересно узнать, как начинались МГОК и Железногорск, которые в середине июля отмечают свое 55-летие. Последний Герой охотно идет на такие встречи. Рассказывает меньше о себе, а больше о друзьях-первопроходцах. Сын Геннадий не раз просил его переехать в Курск.

Не соглашается: «Да как я оставлю город, где прожил самые счастливые годы своей жизни. Где есть у меня немало друзей, где нашла меня горняцкая слава…»

Участники монтажа первого 120-тонного «Комацу» с японскими и российскими специалистами. Чаплыгин – в центре
Участники монтажа первого 120-тонного «Комацу» с японскими и российскими специалистами. Чаплыгин – в центре

Владимир БЕССАРАБОВ

Оставьте ваш отзыв
ФИОВаше имя или ник (псевдоним)
E-mailУкажите ваш e-mail для ответа
ГородСтрана (если не РФ), город
ТекстВ тексте распознаются гиперссылки http://site.ru/page.html и электронная почта mail@mail.ru
АнтиспамВведите в поле цифры на изображении → Введите в поле цифры на изображении
Выделенные поля обязательны для заполнения
При использовании информации ссылка на сайт обязательна
Постоянный адрес страницы: http://www.kpravda.ru/article/society/020881/
© 2003–2018 АУКО «Редакция газеты «Курская правда»
Разработка сайта: КурскИНФО
Размещение рекламы
г. Курск, ул. Максима Горького, д. 9
телефон: (4712) 51-11-35
e-mail: reklama@kpravda.ru