В августе страна отмечает 75-летие победы в Курской битве. Что для вас означает это словосочетание «Курская битва»?
Выберите вариант ответа!

Результаты опроса

На орбите – курские «Танюши»

Номера 2017 года  :  № 101  :  Партнеры24 августа 2017ПечатьОтзывы

Первый и единственный в этом году выход в открытый космос российских космонавтов Федора Юрчихина и Сергея Рязанского состоялся 17 августа. Одним из элементов программы работы вне МКС был запуск пяти наноспутников, два из которых под названием «Танюша-ЮЗГУ» сделаны в Курске. За работой космонавтов в режиме реального времени прямо из Центра управления полетами в подмосковном Королеве наблюдала наш корреспондент Мария Конева.

По дороге в ЦУП

Королев – маленький, тихий и очень зеленый городок в Подмосковье, где символика Роскосмоса видна уже практически на въезде. Центральный научно-исследовательский институт машиностроения, чьим подразделением и является Центр управления полетами, – первое «космическое» здание, которое бросается в глаза. Недалеко от него находится и сам ЦУП.

Сергей Королев и Юрий Гагарин словно сошли со знаменитой фотографи

Улицы Королева ожидаемо носят имена героев космоса – Константина Циолковского, Юрия Гагарина, Валентины Терешковой. Парк Подлипки, напоминающий любой провинциальный парк, запечатлел в своем названии историческое имя дачного поселка, с которого и начала развиваться данная местность. Рядом с парком – сквер покорителей космоса. Трудно поверить, что стоящий там памятник Юрию Гагарину и Сергею Королеву был установлен меньше года назад. Кажется, что великие люди всегда сидели на этой скамейке в центре наукограда, отдыхали от своей сложнейшей работы и наслаждались дневной тишиной.

А между тем 426-й и 535-й космонавты мира уже готовились к своей ответственной миссии. Шесть часов запланированной работы вне МКС – сложнейшая задача, подготовка к которой начинается задолго до самого полета. Непосредственные же сборы – надевание снаряжения – начались за 2,5 часа до открытия люка.

В 15.40 космонавты входят в скафандры, а аккредитованные журналисты тем временем находятся еще на пути в ЦУП. Двери Центра открываются лишь в 16.30. Проверка документов, сканирование вещей, и вот группу представителей федеральных и региональных СМИ проводят на специальный балкон для гостей и журналистов. Прямо под ним за компьютерами с несколькими мониторами каждый сидят специалисты ЦУПа. В зале никакой суеты, нервных движений и восклицаний. Идет штатная плановая работа, все находятся на своих местах.

Таким ЦУП увидели журналисты

Огромные экраны транслируют справочную информацию о предстоящих мероприятиях, в центре развернутая карта земного шара, на которой обозначена траектория полета МКС, и сама станция медленно перемещается по экрану. Впрочем, эта медлительность относительная – на колоссальной высоте космическая станция преодолевает около 27 700 километров в час. С такой же скоростью будут нестись в открытом космическом пространстве и Федор Юрчихин с Сергеем Рязанским.

Из первых рук

В 17.36 мы слышим объявление специального комментатора, который, словно на футбольном стадионе во время матча, будет время от времени разъяснять, что происходит на орбите:

– Космонавты приступили к открытию люка.

Начинается волнующее ожидание. Наконец через несколько минут мы слышим новое сообщение:

– Люк открыт, космонавты приступили к установке защитного кольца.

Защитное кольцо установлено, и на двух больших экранах появляются долгожданные изображения с видеокамер космонавтов. Видео от Сергея Рязанского почти все время будет идти хорошо, а вот «картинка» с камеры Федора Юрчихина барахлит, и наблюдать за его действиями будет сложно.

Пожалуй, это самое крутое видео в популярном ныне жанре от первого лица. Мы видим руки человека, работающего в космосе. Трудно представить себе что-то более захватывающее и сильнее вызывающее гордость за все человечество. Руки, которые когда-то развились под действием естественного отбора и позволили человеку создавать все более сложные механизмы, в открытом космосе снова движутся с усилием, непросто. Потому что сжать руку в скафандре в условиях невесомости – крайне тяжело.

Но Сергей и Федор долго готовились к своему полету и к работе вне МКС. Это и не первый их выход в открытый космос, для Сергея – четвертый, для Федора – уже девятый.

Выполнены несколько первых задач, и начинается самая понятная для неспециалистов и наиболее зрелищная часть программы – запуск наноспутников.

– Сережа, готов? – мы слышим обращение к Сергею Рязанскому из ЦУПа, но, к сожалению, ответы космонавтов не транслировались по громкой связи.

– Ты должен смотреть так, чтобы отслеживать их своей камерой. По готовности. Сергей, готов? Все, старт.

Первым в космическое пространство из рук Сергея улетает спутник Томск-ТПУ-120. МКС тем временем пролетает над

Тихим океаном. К запуску готовятся два наноспутника «Танюша-ЮЗГУ». Только здесь, в открытом космосе, аппараты прощаются с фирменными белыми чехлами.

– Время между спутниками 10 минут, однако чем меньше, тем лучше, но делаем все аккуратно, – напоминают Сергею с Земли.

И пока МКС пролетает над районом Карибского моря, космонавт отправляет в путь первую «Танюшу». Создается впечатление, что спутник полетел к Земле, он медленно отдаляется от Сергея и исчезает из поля зрения. Между тем наготове уже вторая «Танюша». Уверенное движение рукой – и она отправляется вслед за первой.

Главный конструктор малых космических аппаратов ЮЗГУ Егор Шиленков радостно смотрит на секундомер: с момента запуска первого спутника прошла всего одна минута и три секунды – отличный результат!

И если приехавшие из курского вуза специалисты могут с облегчением выдохнуть, у Сергея и Федора не закончилась даже программа запуска спутников. На очереди еще два: ТНС-0 №2 и тестовый спутник ТС530-Зеркало. Последний представляет собой шар, который запускается с помощью специального пускового устройства. Спутник «Зеркало» поможет сравнить прогнозируемые значения параметров движения МКС с данными навигационных измерений. Тем самым будет подтверждена верность методов определения и прогноза орбиты с помощью спутниковой навигации.

Орбитальная группировка

У курских спутников задача не менее интересная. «Танюшам» предстоит стать основателями автономной интеллектуальной группировки спутников на орбите. Первая задача – найти друг друга. Синхронизироваться во времени и пространстве, проводить эксперименты они будут без участия человека. В космосе «Танюши» проживут лишь год и четыре месяца: поскольку у них нет собственных двигателей, аппараты в итоге сгорят в верхних слоях атмосферы. Но прежде, чем это случится, на орбите должны появиться еще два курских спутника.

Подробнее о настоящем и будущем орбитальной группировки рассказал главный конструктор малых космических аппаратов ЮЗГУ Егор Шиленков:

– В каждой «Танюше» находится инерциальная система, которая позволит показать, в каком направлении повернуты аппараты. На двух следующих спутниках будет установлена система, которая позволит их еще и поворачивать. Наша задача сейчас – провести физическое моделирование, оценить вес и габариты необходимой системы, чтобы выбрать, что именно устанавливать. Это будут либо специальные решетки, которые с помощью силы Лоренца повернут объект вдоль магнитного поля Земли, либо активные гироскопы, которые будут вращать спутник в трех плоскостях.

Основная функция спутников – создание сети, в которой нет базовой станции. Это «живая сеть», которая должна уметь включать новые отправленные на орбиту аппараты и отключать те, что завершат свою работу. Планируется, что их будет не меньше шести, но в перспективе их может быть хоть тысячи.

На борту нашего космического аппарата находится экспериментальное оборудование: микросхемы, схемы, датчики, с помощью которых ученые будут проверять свои гипотезы. Следующие «Танюши» будут дополнительно оборудованы камерами высокого разрешения. Фото земной поверхности с камер двух спутников позволят получить два двухмерных снимка одного и того же участка, а по определенным алгоритмам из них можно будет построить уже карту глубины, которая учтет рельеф местности.

Третью «Танюшу» Егор Андреевич держит в руках, внешне она не отличается от своих предшественниц, которые в это время примерно со скоростью движения велосипеда отдаляются от МКС. Внутри нее, если согласование с РКК «Энергия» пройдет успешно, планируется разместить активную систему ориентирования в пространстве и видеокамеру.

Эта Танюша отправится в космос в следующем году

– ЮЗГУ приглашает к сотрудничеству другие вузы и научное сообщество, – добавляет Егор Шиленков. – Мы создали универсальное экспериментальное шасси, в рамках которого можно проводить обширные эксперименты. Внутри наших спутников есть свободный объем, куда мы можем разместить еще какие-то элементы. Мы готовы проводить совместные эксперименты.

Получать сигнал от спутников планируется в то время, когда они будут пролетать над Курском, тогда с ними удастся установить максимально качественную связь. Сигнал даже от одной «Танюши» даст возможность понять, «нашли» ли спутники друг друга в космосе.

Курский вуз уже десять лет сотрудничает с Роскосмосом. Все началось с начиненного различной аппаратурой отслужившего свой век скафандра, который также выпустили в открытый космос. С тех пор курские студенты и ученые не расстаются с исследованиями космоса, а за эти годы в нашем городе побывали уже пять космонавтов.

Сергея Рязанского на орбите запечатлел его коллега по работе на МКС астронавт NASA Джек Фишер

– После возвращения с орбиты мы будем ждать у нас в университете Сергея Рязанского, который приедет в Курск впервые, и Федора Юрчихина, который стал нашим другом и уже не раз бывал у нас, – пояснил приехавший в ЦУП наблюдать за запуском ректор ЮЗГУ Сергей Емельянов. – Я не перестаю восхищаться космонавтами. Величие этих людей, Героев России, в том, что они при этом просты и доступны. Они готовы рассказывать, приезжать, консультировать, помогать, и мы всегда с удовольствием ждем встречи с ними.

Пока мы обсуждали перспективы орбитальной группировки, Сергей Рязанский и Федор Юрчихин продолжали работу в открытом космосе. Космонавты смонтировали научное оборудование на внешней поверхности станции, отобрали пробы на микробные загрязнения, установили новые образцы материалов для длительного экспонирования в открытом космосе и провели фотосъемку внешней поверхности российских модулей. На станцию они вернулись лишь в час ночи 18 августа.

– Вчера состоялся наш выход в открытый космос, – сообщил позднее Сергей Рязанский, его обращение опубликовано на сайте Роскосмоса. – Как всегда, это было очень красиво, непередаваемое чувство. Я и Федор Юрчихин провели за бортом 7,5 часа вместо запланированных шести. Программа выхода выполнена. Фотографий накопилось много, буду разбирать и скоро с вами поделюсь ими. А пока несколько снимков через иллюминатор от моего коллеги Джека Фишера.

P.S. Установить связь со спутниками «Танюша» удалось уже 19 августа. Сигнал получили и расшифровали в наземных пунктах космической связи в России, Англии и Японии. Получить сигнал из космоса могут и радиолюбители. Обе «Танюши» на связи. А вот соединиться друг с другом им пока мешает сильное вращение. «Мы следим за ними ежедневно, – пояснил Егор Шиленков. – Тенденция положительная».

Мария КОНЕВА, фото Артема ТУТОВА