Помнить о подвиге – святая обязанность каждого

Номера 2019 года  :  № 54  :  Праздничное16 мая 2019ПечатьОтзывы

Их не призывали на фронт, но они находились на переднем крае всю войну. Железнодорожники обеспечивали перевозку солдат, боеприпасов и техники, эвакуировали мирных жителей,

а вместе с ними и целые предприятия. Фронт сам до них дошел и быстро ворвался безжалостными бомбежками в их тяжелый и напряженный труд. Воинов-железнодорожников помнят и чтут потомки и те, кто стал продолжателями славных традиций.

75 деревьев к 75-летию Победы

Ежегодно на Курском железнодорожном узле проводят торжественные мероприятия накануне Дня Победы. Место сбора – сквер около административного здания. Многие приходят сюда с портретами своих ветеранов. У студентов железнодорожного техникума особая задача: они несут портреты железнодорожников – ветеранов Великой Отечественной войны. Увы, в живых их осталось совсем мало.

Как рассказал председатель Совета ветеранов-железнодорожников Николай Усанин, их всего 26, хотя еще два года назад было 79. Время берет свое. По состоянию здоровья не смогла прибыть на праздник, хотя и собиралась, железнодорожница, участница обороны города Курска Елизавета Алферова. В 1938 году она окончила железнодорожный техникум, в 1941-м добровольцем ушла на войну, помогала раненым, а с 1942 года и до конца войны была аэросъемщиком – фотографировала территорию, занятую немцами. После войны она долгое время трудилась на Курском отделении Московской железной дороги. 6 ноября 2018 года Елизавета Михайловна отметила свое столетие! У нее две дочери, четверо внуков, семеро правнуков и два праправнука.

Елизавета Михайловна передала собравшимся свои поздравления и просила от ее имени посадить дерево на Аллее Славы железнодорожников. По сложившейся традиции деревья здесь посадили и победители отраслевого соревнования. Первое место разделили между собой Курская дистанция электроснабжения и станция Курбакинская. Второе место – у Курской дистанции централизации, сигнализации и блокировки.

К 75-летию Победы в Орловско-Курском регионе Московской железной дороги организована акция «Чистый воздух», в рамках которой планируется посадить около 2 тысяч деревьев. Работа началась – их уже высажено 375.

Связь поколений

С праздником собравшихся поздравил заместитель начальника Московской железной дороги (по территориальному управлению) Мухарбек Озиев. Он признался, что, даже будучи взрослым человеком, волнуется, стоя рядом с участниками Великой Отечественной войны.

– Беседу с ветеранами не заменят сотни прочитанных книг о войне, – уверен Мухарбек Магомедович. – Я от руководства Московской железной дороги передаю вам поздравления и низкий поклон за ваш подвиг и за ваш труд. Вы помогаете воспитывать новое поколение. Здесь, в Орловско-Курском регионе Московской железной дороги, я вижу особое сплочение ветеранов, ныне работающих, молодежи и руководителей региона. Я вижу, что у нас растет достойная смена. И в этом заслуга наших ветеранов.

Он вручил награду «Почетный ветеран Московской железной дороги» Евгению Елинскому. Евгений Ильич прослужил на железной дороге около 50 лет! А в начале мая отметил свое 90-летие.

Войну он застал еще мальчишкой, на всю жизнь запомнился ему эпизод, когда разведчик попросил его показать, где находятся немцы, перед освобождением Курска. Евгений Ильич учился в Суворовском училище, но в 1945 году выбыл оттуда по состоянию здоровья. Пошел в железнодорожный техникум, изучил несколько рабочих специальностей – был слесарем шестого разряда, помощником машиниста, прошел практику литейного дела. А еще успел поруководить оркестром техникума. Кстати, Евгений Ильич до сих пор хорошо поет. На празднике он исполнил песню о Победе собственного сочинения.

Работать на железную дорогу он пришел в 1949 году, начал с мастера паровозно-ремонтного завода. В сборочном цехе в Ярославле собирал отремонтированные части паровоза. Со временем получил высшее образование, стал инженером-механиком путей сообщения. Работал на руководящих должностях.

– Это было время интенсивного развития железнодорожного транспорта, – поделился он. – Шло перевооружение, мне удалось застать переход с паровозной тяги на тепловозную, внедрялась техника электрообеспечения. Тогда бурно развивались заводы, требовались вагоны, нужно было быстрее их загружать и разгружать, перевозить больше грузов. Конечно, это создавало определенную напряженность в работе. Было сложно, но в то же время было много веселого, интересного.

Евгений Ильич уверен, что роль железных дорог в Победе в Великой Отечественной войне просто невозможно переоценить.

– Перевозить войска удобнее всего по железной дороге. Там солдаты могут лечь и поспать, в машинах трясет, а на самолете в таком количестве людей не перевезешь. Перевозка людей, техники и боеприпасов по железной дороге сыграла огромную роль в подготовке Курской битвы. Перевозили и танки, чтобы сэкономить моторесурс. От станции Касторной на Курск шла однопутная дорога, и назад невозможно было отправить составы, когда их освобождали, на Стрелецкой отправляли под откос. А потом уже поднимали. Вынуждены были построить еще одну дорогу: от Старого Оскола до Ржавы, чтобы подвозить грузы на Воронежский фронт. Это великий подвиг – в течение месяца построили стокилометровую железную дорогу!

Радует то, что о подвигах железнодорожников помнят и молодые ребята, нынешние студенты железнодорожного техникума. Они с удовольствием общаются с ветеранами. Андрей Поляков учится на 3 курсе. Профессию железнодорожника выбрал потому, что его дед и прадед трудились на стальных магистралях, бабушка служила на станции. Андрей с детства знал, что за масштабной техникой стоит колоссальный труд создавших ее людей и тех, кто на ней работает.

– Я считаю уникальным вклад воинов-железнодорожников в Победу, – говорит молодой человек. – Они, прежде всего, создали бронепоезда, которые позволили сохранить тысячи жизней. Перевезли сотни тысяч боеприпасов, столь необходимых на фронтах. Под обстрелами восстанавливали пути.

История неразрывна

По традиции праздник продолжился торжественным шествием с оркестром от вокзала к Дому культуры железнодорожников. Это своего рода «Бессмертный полк», здесь тоже несут портреты ветеранов.

Инженер Татьяна Ледовская пришла с портретом своего деда по материнской линии Николая Гейделя.

– Когда началась война, ему было 18 лет, – рассказала она. – Он служил рядовым пехоты, был ранен в ногу, демобилизован, трудился в колхозе, восстанавливал народное хозяйство. С бабушкой был знаком еще до войны, они из одной деревни – Нижнее Гурово Советского района. Когда он демобилизовался, бабушка тоже уволилась с работы дипкурьера, чтобы за ним ухаживать, они поженились. Дедушка умер, когда мне было десять лет. Он мне, маленькой, особо ничего не рассказывал о войне. А бабушка рассказывала, как их деревню сожгли, как они в землянках жили, как было сложно.

Шествие завершилось на площади перед ДК, где установлена памятная стела с именами 228 погибших железнодорожников. Историк Александр Манжосов рассказал, что у многих из них, погибших в 1943 году, не было могил, не могли найти даже их останки… Но их портреты пронесли на шествии студенты техникума.

– Я благодарен руководству техникума за эту акцию, – отметил Александр Николаевич. – Я увидел сегодня портрет отца 1938 года, на котором он еще студент, фото его погибших товарищей, фото Дмитрия Прядко, который делал эти фотографии. Вглядитесь в эти лица, ребята. История неразрывна, и хорошо, что вы, как и мы, помните ее.

Завершился праздник концертом и гуляниями в парке Дома культуры железнодорожников.

Мария Конева

Оставьте ваш отзыв
ФИОВаше имя или ник (псевдоним)
E-mailУкажите ваш e-mail для ответа
ГородСтрана (если не РФ), город
ТекстВ тексте распознаются гиперссылки http://site.ru/page.html и электронная почта mail@mail.ru
АнтиспамВведите в поле цифры на изображении → Введите в поле цифры на изображении
Выделенные поля обязательны для заполнения

Спецпроект



Спецпроект

Социальные сети


Instagram

Партнеры


Официальный сайт администрации Курской области

Официальный сайт Общественной палаты Курской области, комитета внутренней политики Администрации Курской области

Официальный сайт телерадиокомпании Сейм

Стратегия Президента

www.gosuslugi.ru

Работа в России

© 2003–2019, АУКО
«Редакция газеты « Курская правда»,

e-mail: info@kpravda.ru
телефон: (4712) 51-24-62
При использовании информации ссылка на сайт обязательна. 
Размещение рекламы
г. Курск, ул. Максима Горького, д. 9
телефон: (4712) 51-11-35
e-mail: reklama@kpravda.ru
Посетители сайта
Сегодня: 3 541
Вчера: 3 722
Всего: 10 564 219