Дневник учителя литературы

Номера 2019 года  :  № 10  :  Образование31 января 2019ПечатьОтзывы

Проверка тетрадей –не просто исправление ошибок. Это разговор с учеником, возможность узнать что-то о нем, увидеть те черты характера, которые открываются не сразу, считает учитель лицея №5 Железногорска Елена Астахова.

Елена Васильевна работает в школе 30 лет, преподает русский язык и литературу. За это время она получила немало наград. В этом году мы поздравляем Елену Васильевну с новой победой. Она стала лауреатом всероссийского конкурса на присуждение премии лучшим учителям за достижения в педагогической деятельности. Награда учителя – его ученики. Елена Васильевна всегда с радостью выставляет в ученические дневники хорошие оценки. Есть дневник и у учителя. В нем – мысли, замечания, впечатления и ответы на главный вопрос: как сделать детей счастливыми, помочь им найти свое место в жизни?

Страница первая.Беседа не терпит поспешности

Из дневника: «Сижу за столом, проверяю тетрадки… Тетрадки в линеечку…Тетрадь, еще одна тетрадь… Обычно я проверяю их дома, потому что не просто ищу ошибки, а как будто разговариваю с учениками. А любая беседа не терпит поспешности.

Какая аккуратная работа у Полины! Я горжусь этой девочкой. Думаю, в жизни все у нее сложится замечательно. Интересно, кем она мечтает стать? Вспоминаю себя ученицей… На вопрос: «Кем ты хочешь стать?» – я всегда отвечаю: «Учителем!» Для меня, девочки из рабочей семьи, учителя почти небожители. Я очень люблю школу, люблю учиться и учить. Да-да, учить своих подружек-одноклассниц. Мы вместе делаем уроки, и главная в это время – я!..»

– Елена Васильевна, в этом году, как всегда, среди ваших учеников дети разного возраста – вы преподаете и в седьмых, и в пятых, и в одиннадцатых классах. Вы скучаете по выпускникам прошлых лет? Отличаются ученики нынешние от тех, кто учился десять, двадцать лет назад?

– Всегда скучаю. В прошлом году у меня было два класса выпускников. Сильные классы, талантливые дети, среди них – семь призеров олимпиад. Но сказать, что современные дети изменились, сильно отличаются от школьников прошлых лет, нельзя. Их интересуют все те же вопросы любви, чести, достоинства. Все так же ребята преклоняются перед героями. Недавно мы с пятиклассниками были на совместном просмотре фильма о Великой Отечественной войне. Дети очень переживали за судьбы героев, так же, как когда-то их родители. Конечно, современные школьники стали лучше разбираться в технике, их труднее увлечь чтением, ведь им доступен огромный поток информации в интернете. Вот здесь учитель должен помочь.

Стараюсь, чтобы каждый урок был ярким. Совсем недавно у нас был урок «Волшебным слогом русского романса». Музыка Чайковского, Даргомыжского, Мусоргского, стихи русских поэтов произвели на ребят большое впечатление. Было очень приятно услышать от моих детей: «Давайте еще такой же урок проведем!» Такого же уже, конечно, не будет! Будут другие. Чтобы урок не стал скучным, нужна большая подготовка. Но ведь это необходимо не только детям, но и мне.

Страница вторая. Зорко одно лишь сердце

Из дневника: «... Вот и выросли мои восьмиклассники. Для меня очень важно было включить их в поисковую, творческую, проектную деятельность. Старалась, чтобы каждый мог проявить индивидуальность, фантазию, способности, а следовательно, поверить в свои силы. И сейчас за страницами домашних тетрадей вижу серьезный проект Ульяны и Оли, оригинальное исследование Володи и Миши, творческие работы Насти, Ирины, Вики...

Знаю, что каждый ребенок в школе хочет быть принятым и понятым. Поэтому на уроках создаю доброжелательную творческую атмосферу, побуждаю к желанию думать, открывая новое. Сколько таких открытий было за эти годы!

… Сентябрь. Прошла первая неделя знакомства с новым пятым классом. На перемене подходит Кирилл: «Елена Васильевна! А Вы маму мою учили». За ним Света робко: «И мою…»

Выясняю девичьи фамилии мам – и точно! Радостно, приятно! И мысль: сколько же лет прошло в школе, а я и не заметила... Листаю, листаю тетради… Вот уже 25 лет… То радуюсь замечательно сделанной работе, то огорчаюсь большому количеству ошибок. В нашем учительском деле, по-моему, не должно быть педагогов-машин. Все чаще говорят о том, что компьютеры заменят учителей… А как же живое человеческое общение?! А как же эмоции?!

… У меня дрожит голос (не могу сдержаться!) – читаю текст о маме. Вижу, что несколько человек смахивают слезу. Я закончила читать. В классе – тишина… Как ценны для меня эти слезы на уроках литературы! И не только слезы – любое проявление чувств!»

– У ваших старшеклассников сейчас – весна жизни. А в каждом произведении классиков говорится о любви. Может быть, кому-то «Евгений Онегин» помог признаться в чувствах? Не просят у вас советов в этом тонком вопросе?

– Двадцать лет назад такое бывало. Но не сегодня. Нет, не то чтобы ребята стали более замкнуты. Просто у них больше возможностей посоветоваться, рассказать о своих чувствах. Ведь сейчас, кроме родителей и преподавателей, есть интернет. А там столько собеседников!

– Кстати, об интернете. Чего больше – пользы или вреда?

– Скорее, интернет помогает нам обмениваться информацией. Учитель учится всегда, и мы обязаны опережать время. Так что во Всемирной сети мы ориентируемся не хуже наших учеников. Многие технологии осваиваем раньше. Например, составление проектов, презентаций – это мы освоили сразу, и, конечно, здесь интернет – наш помощник. И социальные сети помогают. В школе не всегда получается поговорить с ребятами, уделить внимание каждому. В специально созданной группе я могу дать детям необходимые списки литературы, проконсультировать. Например, посоветовать прочитать новые книги, обменяться впечатлениями о прочитанном.

– Елена Васильевна, бывает ли так, что ученик на ваших уроках раскрывается по-новому?

– Например, совсем недавно мы изучали творчество поэтов Серебряного века. Дети сами выбирали стихи, которые должны были прочесть на уроке. Девятиклассник – очень скромный, чуть зажатый – читал стихи Маяковского. Прочел одно стихотворение, другое, декламировал еще и еще. Читал стихи человек, необыкновенно чувствующий поэзию. Он впервые проявил себя так.

Из дневника: «Пользуюсь любой возможностью свозить учеников в театр. Именно там подчас раскрываются их глубинные, потаенные качества.… Смотрим «Леди Макбет Мценского уезда». Вдруг Люда на весь зал: «Нет!» – и заплакала. В антракте откровения: «Мальчика жалко. Ведь так нельзя…»

Многие учителя в лицее считают Людмилу грубой. А она, оказывается, нежная, чуткая… С надеждой беру ее тетрадь: обычно пишет сама и от души. Так и есть! Читаю сочинение и слышу голос девочки. Самые ценные, по-моему, вот такие работы, в которых их, учеников, голос слышится».

Страница третья. Искренность

– Сильно ли сегодня изменилась программа по литературе?

– Да, в программе есть новые произведения, некоторые из нее ушли. Но главные-то вопросы, которые поднимает литература, – чести, добра – никак не изменились. Я говорю с ними обо всем: о смысле жизни, о вечности, о добре и милосердии, о любви и верности… И я сейчас не только учитель, я – старший товарищ, мудрый, справедливый, участливый.

Из дневника: «Ученикам нужна искренность. Ребята знают обо мне почти все: что я люблю и что мне интересно, что ценю в людях, как отношусь к тому, что происходит вокруг. Не боюсь признаться ребятам, что чего-то не знаю, что порой сама не могу оценить поступки героя, а в жизни иногда и сама оказываюсь перед трудным выбором.

… Сегодня мне повезло: несколько сочинений удачных. И я стала немного счастливее. Убеждена, что в школе должны работать только счастливые люди».

Страница четвертая. Счастье

– Елена Васильевна, день учителя расписан по минутам в буквальном смысле слова. Школьное расписание, подготовка к урокам. Удается ли уделять время близким?

– Как бы ни была занята, стараюсь сделать все, чтобы хотя бы часть вечера была свободной – хочется как можно больше времени уделить моим любимым – дочери, мужу.

Из дневника: «Для счастья, по-моему, немногое нужно: иметь дом, семью, работу, возможность реализоваться. Я родилась в хорошей семье. Наш дом всегда был добрым, гостеприимным. Мои родители не смогли получить образование в тяжелые послевоенные годы, поэтому всегда поддерживали меня в желании узнать новое: покупали книги, пластинки, брали с собой в поездки по городам, водили в музеи и на выставки.

… Я счастливая – я жена и мать. Рядом есть человек, который меня любит, поддерживает и уважает мой труд. Моя дочь уже студентка, и я радуюсь, что девочка выросла умная, воспитанная, музыкальная, с хорошим вкусом. Вместе мы строим дом, в котором тепло и уютно. У меня есть любимая работа… На мне лежит ответственность за воспитание нового поколения России, от которого зависит судьба нашего Отечества».

Первый урок

– Елена Васильевна, ребята вас любят. Но ведь в школе бывают и огорчения, неудачи, как справляетесь?

– Не всегда сразу удается найти общий язык с учеником. Но не надо торопиться. Все получится, если быть внимательным и терпеливым. Чтобы понять детей, нужно помнить себя ребенком. Я вспоминаю свои школьные годы. И вот я уже молодая учительница, спешу на свой первый урок.

Из дневника:«… В руках диплом учителя. Робко переступаю порог родной школы: «Возьмете?» ... Спасибо, милые мои учителя, что по-отечески опекали меня, что сразу приняли в качестве коллеги, а не ученицы. Я – Учитель! И в моих руках не только тетрадки, в моих руках – сердца и умы детей.

… Новый для меня десятый класс, сборный – все пришли из разных школ. Пока я говорю серьезно и строго – все понимают. Шучу – не улыбаются, не реагируют! А мне не нужна на уроке тишина, мне нужен разговор о книге и о том, что сейчас волнует…

Листаю страницы детских сочинений. Вот списанная работа, вот еще одна… И как только ухитряются, ведь предлагаю всегда нестандартные темы, жду оригинальных размышлений. Кажется, все сделала, чтобы «очаровать книгой, окрылить героем, обворожить писателем», как советовал Евгений Николаевич Ильин (известный учитель литературы и методист из Санкт-Петербурга. – Ред.).

... Опять на уроке сделали открытие: Гоголь не устарел! Герои его живут рядом с нами. Вместе радуемся, что узнали в них своих современников. Появляется новый повод поговорить. И я вижу неподдельный интерес в глазах учеников...

«Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь», – писал Антуан де Сент-Экзюпери. Вот и стараюсь на уроках раскрыть сердца своих детей. Только тогда ученики захотят и чувствовать, и думать. И захотят высказать свои мысли свободно, без страха».

Подготовила Елена ГАМОВА

Отзывы читателей (1)
3 февраля
2019, 13:50

Александра

Спасибо Елене Гамовой за интересный рассказ. Ваши статьи всегда читаю с особым настроением. Они глубоки и искренни.
Разве можно не полюбить такую учительницу как Елена Васильевна! Пусть у нее и дальше все складывается благополучно — в школе и дома. Читая о таких людях, даже не хочется употребить современного слова "карьера". Потому что там работа — жизнь!

Оставьте ваш отзыв
ФИОВаше имя или ник (псевдоним)
E-mailУкажите ваш e-mail для ответа
ГородСтрана (если не РФ), город
ТекстВ тексте распознаются гиперссылки http://site.ru/page.html и электронная почта mail@mail.ru
АнтиспамВведите в поле цифры на изображении → Введите в поле цифры на изображении
Выделенные поля обязательны для заполнения

Спецпроект



Спецпроект

Социальные сети


Instagram

Партнеры


Официальный сайт администрации Курской области

Официальный сайт Общественной палаты Курской области, комитета внутренней политики Администрации Курской области

Официальный сайт телерадиокомпании Сейм

Стратегия Президента

www.gosuslugi.ru

Работа в России

© 2003–2019, АУКО
«Редакция газеты « Курская правда»,

e-mail: info@kpravda.ru
телефон: (4712) 51-24-62
При использовании информации ссылка на сайт обязательна. 
Размещение рекламы
г. Курск, ул. Максима Горького, д. 9
телефон: (4712) 51-11-35
e-mail: reklama@kpravda.ru
Посетители сайта
Сегодня: 3 544
Вчера: 3 722
Всего: 10 564 222