Областная общественно-политическая газета
Издание основано в июне 1917 года,
выходит по вторникам, четвергам и субботам

В руках учителя – будущее страны

Номера 2018 года  :  № 101  :  Образование23 августа 2018ПечатьОтзывы

О новом учебном годе и предстоящих переменах в образовании интервью доктора педагогических наук, профессора, ректора ОГБУ ДПО «Курский институт развития образования» Галины ПОДЧАЛИМОВОЙ.

– Галина Николаевна, президентом Владимиром Путиным определено десять ключевых задач в сфере образования, среди которых – внедрение национальной системы учительского роста (НСУР). Что лежит в основе этой системы и каким образом эта задача будет решаться в Курской области?

– Давайте вначале обратимся к ключевым задачам обновления учебных и методических материалов с учетом переориентации системы образования на новые результаты, связанные с «навыками XXI века».

– О каких навыках идет речь?

– Прежде всего о готовности жить в эпоху перемен, о навыках человека, способного решать проблемы XXI века: понимание глобальных задач, умение управлять своим здоровьем, понимание принципов работы общества, умение заботиться об окружающей среде, финансовая грамотность. Особую актуальность имеют навыки в сфере ИКТ и медиа, включая программирование и информационную гигиену. Нельзя недооценивать такие качества «человека-решателя», как гибкость и адаптивность, способность учиться, разучиваться и переучиваться в течение жизни, креативность, ответственность в учебе и работе, соблюдение этики взаимодействия с людьми.

– Какие личностные качества, по вашему мнению, являются стержневыми для «человека-решателя» XXI века?

– По моему глубокому убеждению, системообразующую роль в становлении новой личности XXI века выполняют духовность, нравственность, умение мыслить, действовать, жить в ладу с другими людьми и с самим собой.

– Вернемся к другим задачам образования, которые также определены в майском указе Президента России и являются основой для разработки национального проекта «Образование».

– К числу ключевых задач отнесено также создание современной и безопасной цифровой образовательной среды. Мы должны понимать, что перемены во всех отраслях промышленности, социально-экономической сфере неизбежны с внедрением цифровых технологий. Старые навыки видоизменяются, отмирают. Новые навыки выходят на первый план. Человек должен измениться, чтобы соответствовать требованиям нового времени. Школа призвана работать на опережение.

– В настоящее время идет подготовка к августовским педагогическим советам. По-видимому, решение названных задач потребует опоры на сложившиеся традиции, лучшие педагогические практики?

– Безусловно. Образовательное пространство будущего должно иметь прочный «фундамент», базу ценностей, проверенных временем, социальным опытом. Например, в каждой образовательной организации должна получать развитие социально-образовательная среда, которая строится на приоритете духовно-нравственного и патриотического воспитания, ценности труда и согласованного коллективного действия.

– Можете ли вы охарактеризовать наиболее яркие особенности социально-образовательной среды в школах Курской области?

– Абсолютное большинство школ Курской области руководствуется главными принципами организации социально-образовательной среды – принципом опоры на национальные традиции, принципами информационной открытости, доступности и безопасности среды. Социально-образовательная среда в этих школах зачастую представлена несколькими сферами: персоносфера, сфера персоналий, образов, сфера литературных, исторических, фольклорных и религиозных персонажей (все то, что аккумулирует живую историю школы, биографии педагогов, учителей-участников Великой Отечественной войны, самых ярких событий и встреч с реальными людьми – носителями культурных образцов служения своему Отечеству – России).

Традиции школьных коллективов тоже являются непреложной ценностью. Ярким примером таких традиций в школах региона стали праздники православного календаря. Входя в круг основных православных праздников, обучающиеся видят тесную и органическую связь православной культуры с народной жизнью, народным искусством и творчеством.

– Профессионально-технологическая среда: что ее характеризует?

– Профессионально-технологическая среда представляет собой совокупность множества элементов. Это и современное высокотехнологичное оборудование, и профессиональные технологии, и профессиональные конкурсы различных форматов, в том числе международного движения WorldSkills и JuniorSkills и высокопрофессиональные кадры, а также приглашенные из академических и профессиональных (бизнес) сфер.

Каждому из нас известно, что для инновационного развития страны, региона нужны профессионалы – рабочие и инженерно-технические кадры. Существует серьезный разрыв между потребностью экономики в кадрах и профессиональным выбором молодежи. Ключевая причина: наши дети отгорожены от современных и перспективных профессиональных практик. По моему глубокому убеждению, ученики в период обучения в школе должны иметь возможность: освоить основы нескольких перспективных профессиональных компетенций, обучаясь у профессионалов, участвовать в выполнении реальных профессиональных заказов, получить профессию к окончанию школы. В настоящее время учреждения СПО Курской области активно включились в WorldSkills – международное некоммерческое движение, целью которого является повышение престижа рабочих профессий и развитие профессионального образования посредством организации и проведения конкурсов по профессиональному мастерству для молодежи. Получает развитие движение JuniorSkills, в котором принимают участие курские школьники.

– Чем отличается JuniorSkills от типичной кружковой работы, хобби, профессиональных проб, других соревнований, проектной деятельности?

– Программа JuniorSkills нацелена на профессиональную подготовку школьников. Содержательное ядро – техническое описание стандарта компетенции, на основе которого строятся конкурсное задание и программа подготовки. Юниоры выполняют не проекты, а профессиональные заказы – востребованные реальным заказчиком работы или услуги, требующие профессиональной компетенции.

– Насколько мне известно, институтом инициирован региональный проект «Воспитание будущего профессионала как важный ресурс социально-экономического развития региона». Расскажите об этом.

– Проект направлен на развитие профориентационной работы в регионе. Он разработан и реализуется совместно с учеными РАО. В декабре 2017 года в Железногорске состоялось второе выездное заседание президиума РАО по этой проблеме. Для нас составляют большую ценность рекомендации ведущих ученых страны, участников заседания, презентации лучших практик, выполненные в процессе обсуждения вопросов профессионального самоопределения школьников. Опыт восьми инновационных площадок РАО, созданных на базе школ региона, представлен в центральной печати.

– Вот мы с вами рассуждаем о новых задачах образования. А насколько ждут изменений в школьной жизни наши дети, их родители?

– Знаете, ожидания современных детей в отношении школы, как показывают исследования, в большей части связаны с получением удовольствия от общения, с разнообразием школьной жизни, удобством, комфортом, красотой, чтобы не было скучно... Современным родителям особенно важно, чтобы ребенок в школе был в безопасности (психической и физической), чтобы была минимальная необходимость или отсутствие необходимости вмешиваться, вовлекаться в решение школьных проблем. И дети, и их родители должны быть удовлетворены тем, какая среда создана в школе, как построен образовательный процесс, каковы его результаты. Эти обстоятельства надо учитывать в педагогической деятельности и, конечно же, при внедрении НСУР.

– Насколько актуальна проблема готовности педагогических работников к решению названных ключевых задач в образовании?

– Чтобы реализовать названные направления, понадобятся специалисты новой формации – педагоги будущего.

В практике работы нашего института получает развитие персонифицированное повышение квалификации педагогов по индивидуальным заявкам и итогам оценки компетентности на основе единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ) в целях развития четырех групп компетенций (предметной, методической, психолого-педагогической и коммуникативной). Разработка и реализация программ повышения квалификации педагогов выполняется с учетом профессионального стандарта педагога, а также актуальной ситуации с качеством общего образования в регионе, муниципалитетах, конкретных школах, для чего установлена оперативная связь института с региональным центром оценки качества образования.

Комитетом образования и науки Курской области утверждена «дорожная карта» по внедрению в Курской области национальной системы учительского роста на 2018-2020 годы. Благодаря поддержке со стороны администрации Курской области в регионе созданы условия для эффективной работы института, использования современных технологий обучения педагогов, в том числе применения дистанционных форм повышения квалификации, информационной, наставнической, методической, консультационной поддержки, организации внутришкольных практик профессионального развития педагогов, а также сетевого взаимодействия со стажировочными площадками на базе лучших школ.

– Какие, на ваш взгляд, существуют своего рода риски в работе по внедрению НСУР?

– Важно, чтобы процесс внедрения НСУР способствовал формированию у школьников «навыков будущего», а не «навыков прошлого», и не готовил к реальности, которой уже не будет. Надо постоянно помнить: мы не можем научить людей быть творческими, давая им стандартные упражнения, мы не можем сформировать у людей способность непрерывно учиться, если мы с первых дней учебы лишаем их самостоятельности в выборе своей траектории развития, и если мы ругаем и наказываем их за ошибки, мы не можем научить людей сопереживанию и не сформируем их эмоциональный интеллект, если эмоциональная сфера исключена из образования, а процесс обучения фокусируется только на когнитивных способностях, мы не можем научить людей грамотно обращаться с новой информационной средой и информационными технологиями, если мы убираем их из учебного процесса и школьной среды… В школе ребенка удержит не принуждение, а интерес, ощущение полезности знаний...

Эти и другие правила должны быть в основе человеко-ориентированной системы НСУР. Это значит, что учитель через десять лет будет на порядок больше воспитателем, чем сейчас. А пока у нас дефицит учителя как воспитателя. Остается надеяться, что преобразования будут встречены с энтузиазмом рядовыми учителями, и особенно – молодыми педагогами, в руках которых – будущее страны.

Беседовала Людмила КУТЫКИНА, фото из открытых источников

Оставьте ваш отзыв
ФИОВаше имя или ник (псевдоним)
E-mailУкажите ваш e-mail для ответа
ГородСтрана (если не РФ), город
ТекстВ тексте распознаются гиперссылки http://site.ru/page.html и электронная почта mail@mail.ru
АнтиспамВведите в поле цифры на изображении → Введите в поле цифры на изображении
Выделенные поля обязательны для заполнения
При использовании информации ссылка на сайт обязательна
Постоянный адрес страницы: http://www.kpravda.ru/article/education/047978/
© 2003–2018 АУКО «Редакция газеты «Курская правда»
Разработка сайта: КурскИНФО
Размещение рекламы
г. Курск, ул. Максима Горького, д. 9
телефон: (4712) 51-11-35
e-mail: reklama@kpravda.ru