Врио губернатора Курской области Роман Старовойт сегодня участвует в работе Международной специализированной выставки «Дорога 2018»

В руках учителя – будущее страны

Номера 2018 года  :  № 101  :  Образование23 августа 2018ПечатьОтзывы

О новом учебном годе и предстоящих переменах в образовании интервью доктора педагогических наук, профессора, ректора ОГБУ ДПО «Курский институт развития образования» Галины ПОДЧАЛИМОВОЙ.

– Галина Николаевна, президентом Владимиром Путиным определено десять ключевых задач в сфере образования, среди которых – внедрение национальной системы учительского роста (НСУР). Что лежит в основе этой системы и каким образом эта задача будет решаться в Курской области?

– Давайте вначале обратимся к ключевым задачам обновления учебных и методических материалов с учетом переориентации системы образования на новые результаты, связанные с «навыками XXI века».

– О каких навыках идет речь?

– Прежде всего о готовности жить в эпоху перемен, о навыках человека, способного решать проблемы XXI века: понимание глобальных задач, умение управлять своим здоровьем, понимание принципов работы общества, умение заботиться об окружающей среде, финансовая грамотность. Особую актуальность имеют навыки в сфере ИКТ и медиа, включая программирование и информационную гигиену. Нельзя недооценивать такие качества «человека-решателя», как гибкость и адаптивность, способность учиться, разучиваться и переучиваться в течение жизни, креативность, ответственность в учебе и работе, соблюдение этики взаимодействия с людьми.

– Какие личностные качества, по вашему мнению, являются стержневыми для «человека-решателя» XXI века?

– По моему глубокому убеждению, системообразующую роль в становлении новой личности XXI века выполняют духовность, нравственность, умение мыслить, действовать, жить в ладу с другими людьми и с самим собой.

– Вернемся к другим задачам образования, которые также определены в майском указе Президента России и являются основой для разработки национального проекта «Образование».

– К числу ключевых задач отнесено также создание современной и безопасной цифровой образовательной среды. Мы должны понимать, что перемены во всех отраслях промышленности, социально-экономической сфере неизбежны с внедрением цифровых технологий. Старые навыки видоизменяются, отмирают. Новые навыки выходят на первый план. Человек должен измениться, чтобы соответствовать требованиям нового времени. Школа призвана работать на опережение.

– В настоящее время идет подготовка к августовским педагогическим советам. По-видимому, решение названных задач потребует опоры на сложившиеся традиции, лучшие педагогические практики?

– Безусловно. Образовательное пространство будущего должно иметь прочный «фундамент», базу ценностей, проверенных временем, социальным опытом. Например, в каждой образовательной организации должна получать развитие социально-образовательная среда, которая строится на приоритете духовно-нравственного и патриотического воспитания, ценности труда и согласованного коллективного действия.

– Можете ли вы охарактеризовать наиболее яркие особенности социально-образовательной среды в школах Курской области?

– Абсолютное большинство школ Курской области руководствуется главными принципами организации социально-образовательной среды – принципом опоры на национальные традиции, принципами информационной открытости, доступности и безопасности среды. Социально-образовательная среда в этих школах зачастую представлена несколькими сферами: персоносфера, сфера персоналий, образов, сфера литературных, исторических, фольклорных и религиозных персонажей (все то, что аккумулирует живую историю школы, биографии педагогов, учителей-участников Великой Отечественной войны, самых ярких событий и встреч с реальными людьми – носителями культурных образцов служения своему Отечеству – России).

Традиции школьных коллективов тоже являются непреложной ценностью. Ярким примером таких традиций в школах региона стали праздники православного календаря. Входя в круг основных православных праздников, обучающиеся видят тесную и органическую связь православной культуры с народной жизнью, народным искусством и творчеством.

– Профессионально-технологическая среда: что ее характеризует?

– Профессионально-технологическая среда представляет собой совокупность множества элементов. Это и современное высокотехнологичное оборудование, и профессиональные технологии, и профессиональные конкурсы различных форматов, в том числе международного движения WorldSkills и JuniorSkills и высокопрофессиональные кадры, а также приглашенные из академических и профессиональных (бизнес) сфер.

Каждому из нас известно, что для инновационного развития страны, региона нужны профессионалы – рабочие и инженерно-технические кадры. Существует серьезный разрыв между потребностью экономики в кадрах и профессиональным выбором молодежи. Ключевая причина: наши дети отгорожены от современных и перспективных профессиональных практик. По моему глубокому убеждению, ученики в период обучения в школе должны иметь возможность: освоить основы нескольких перспективных профессиональных компетенций, обучаясь у профессионалов, участвовать в выполнении реальных профессиональных заказов, получить профессию к окончанию школы. В настоящее время учреждения СПО Курской области активно включились в WorldSkills – международное некоммерческое движение, целью которого является повышение престижа рабочих профессий и развитие профессионального образования посредством организации и проведения конкурсов по профессиональному мастерству для молодежи. Получает развитие движение JuniorSkills, в котором принимают участие курские школьники.

– Чем отличается JuniorSkills от типичной кружковой работы, хобби, профессиональных проб, других соревнований, проектной деятельности?

– Программа JuniorSkills нацелена на профессиональную подготовку школьников. Содержательное ядро – техническое описание стандарта компетенции, на основе которого строятся конкурсное задание и программа подготовки. Юниоры выполняют не проекты, а профессиональные заказы – востребованные реальным заказчиком работы или услуги, требующие профессиональной компетенции.

– Насколько мне известно, институтом инициирован региональный проект «Воспитание будущего профессионала как важный ресурс социально-экономического развития региона». Расскажите об этом.

– Проект направлен на развитие профориентационной работы в регионе. Он разработан и реализуется совместно с учеными РАО. В декабре 2017 года в Железногорске состоялось второе выездное заседание президиума РАО по этой проблеме. Для нас составляют большую ценность рекомендации ведущих ученых страны, участников заседания, презентации лучших практик, выполненные в процессе обсуждения вопросов профессионального самоопределения школьников. Опыт восьми инновационных площадок РАО, созданных на базе школ региона, представлен в центральной печати.

– Вот мы с вами рассуждаем о новых задачах образования. А насколько ждут изменений в школьной жизни наши дети, их родители?

– Знаете, ожидания современных детей в отношении школы, как показывают исследования, в большей части связаны с получением удовольствия от общения, с разнообразием школьной жизни, удобством, комфортом, красотой, чтобы не было скучно... Современным родителям особенно важно, чтобы ребенок в школе был в безопасности (психической и физической), чтобы была минимальная необходимость или отсутствие необходимости вмешиваться, вовлекаться в решение школьных проблем. И дети, и их родители должны быть удовлетворены тем, какая среда создана в школе, как построен образовательный процесс, каковы его результаты. Эти обстоятельства надо учитывать в педагогической деятельности и, конечно же, при внедрении НСУР.

– Насколько актуальна проблема готовности педагогических работников к решению названных ключевых задач в образовании?

– Чтобы реализовать названные направления, понадобятся специалисты новой формации – педагоги будущего.

В практике работы нашего института получает развитие персонифицированное повышение квалификации педагогов по индивидуальным заявкам и итогам оценки компетентности на основе единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ) в целях развития четырех групп компетенций (предметной, методической, психолого-педагогической и коммуникативной). Разработка и реализация программ повышения квалификации педагогов выполняется с учетом профессионального стандарта педагога, а также актуальной ситуации с качеством общего образования в регионе, муниципалитетах, конкретных школах, для чего установлена оперативная связь института с региональным центром оценки качества образования.

Комитетом образования и науки Курской области утверждена «дорожная карта» по внедрению в Курской области национальной системы учительского роста на 2018-2020 годы. Благодаря поддержке со стороны администрации Курской области в регионе созданы условия для эффективной работы института, использования современных технологий обучения педагогов, в том числе применения дистанционных форм повышения квалификации, информационной, наставнической, методической, консультационной поддержки, организации внутришкольных практик профессионального развития педагогов, а также сетевого взаимодействия со стажировочными площадками на базе лучших школ.

– Какие, на ваш взгляд, существуют своего рода риски в работе по внедрению НСУР?

– Важно, чтобы процесс внедрения НСУР способствовал формированию у школьников «навыков будущего», а не «навыков прошлого», и не готовил к реальности, которой уже не будет. Надо постоянно помнить: мы не можем научить людей быть творческими, давая им стандартные упражнения, мы не можем сформировать у людей способность непрерывно учиться, если мы с первых дней учебы лишаем их самостоятельности в выборе своей траектории развития, и если мы ругаем и наказываем их за ошибки, мы не можем научить людей сопереживанию и не сформируем их эмоциональный интеллект, если эмоциональная сфера исключена из образования, а процесс обучения фокусируется только на когнитивных способностях, мы не можем научить людей грамотно обращаться с новой информационной средой и информационными технологиями, если мы убираем их из учебного процесса и школьной среды… В школе ребенка удержит не принуждение, а интерес, ощущение полезности знаний...

Эти и другие правила должны быть в основе человеко-ориентированной системы НСУР. Это значит, что учитель через десять лет будет на порядок больше воспитателем, чем сейчас. А пока у нас дефицит учителя как воспитателя. Остается надеяться, что преобразования будут встречены с энтузиазмом рядовыми учителями, и особенно – молодыми педагогами, в руках которых – будущее страны.

Беседовала Людмила КУТЫКИНА, фото из открытых источников

Оставьте ваш отзыв
ФИОВаше имя или ник (псевдоним)
E-mailУкажите ваш e-mail для ответа
ГородСтрана (если не РФ), город
ТекстВ тексте распознаются гиперссылки http://site.ru/page.html и электронная почта mail@mail.ru
АнтиспамВведите в поле цифры на изображении → Введите в поле цифры на изображении
Выделенные поля обязательны для заполнения

Партнеры


Официальный сайт администрации Курской области

Официальный сайт Общественной палаты Курской области, комитета внутренней политики Администрации Курской области

Официальный сайт телерадиокомпании Сейм

Стратегия Президента

www.gosuslugi.ru

Работа в России

© 2003–2018, АУКО
«Редакция газеты « Курская правда»,

e-mail: info@kpravda.ru
телефон: (4712) 51-24-62
При использовании информации ссылка на сайт обязательна. 
Размещение рекламы
г. Курск, ул. Максима Горького, д. 9
телефон: (4712) 51-11-35
e-mail: reklama@kpravda.ru
Посетители сайта
Сегодня: 3 127
Вчера: 3 881
Всего: 9 717 230