Областная общественно-политическая газета![]() |
Издание основано в июне 1917 года, выходит по вторникам, четвергам и пятницам |
| Лицей – это моя жизньНомера 2018 года : № 77 : ОбразованиеТак говорит Эмма Наумова, победитель регионального этапа конкурса «Учитель года – 2018», учитель биологии железногорского лицея N№5. В сентябре она представит Курскую область в финале конкурса, который пройдет в Санкт-Петербурге.
Мы все очень старались... По словам Эммы Михайловны, она со школьных лет любила уроки биологии. Поэтому после окончания школы поступила в Орловский государственный университет на биолого-химический факультет. По окончании университета, в 1998 году, вернулась в Железногорск и начала свою педагогическую карьеру в школе №4. «Там я получила, пожалуй, основной опыт работы и общения с детьми. Моими наставниками были очень многие коллеги. Перечислять не буду, чтобы кого-то не упустить и не обидеть», – говорит она. В 2011 году Эмма Михайловна перешла в лицей №5 – одно из самых авторитетных средних общеобразовательных учреждений Железногорска. «Сегодня лицей – это часть меня, моей жизни», – говорит педагог. В прошлом году администрация лицея предложила Эмме Наумовой участвовать в городском педагогическом конкурсе «Самый классный классный». И она вошла в число его призеров. А в нынешнем году Эмма Михайловна приняла участие в конкурсе «Учитель года» – опять же, при поддержке администрации лицея, своих коллег. Стала победителем сначала городского этапа конкурса, а затем, в конце мая – лучшей среди учителей Курской области. «Мы все очень старались. Без поддержки коллектива лицея никакой моей победы не было бы, – говорит Эмма Михайловна. – После победы на городском этапе мы стали готовиться к региональному. Мои коллеги по лицею – педагоги высокого уровня, очень грамотные с точки зрения методики обучения и воспитания, люди доброжелательные и отзывчивые. И, что очень важно в наше время, – креативные. Они готовили меня к конкурсу, были моими экспертами и критиками. Подсказывали, где надо было изменить что-то, где – пересмотреть идею. Работали и на каникулах, и в выходные. На подготовку ушло около двух недель». Региональный конкурс «Учитель года – 2018» включал в себя несколько этапов. На первом, заочном, проводилась экспертиза интернет-сайта участника конкурса. Затем были защита эссе по теме «Я – учитель», методический семинар по выбранной теме. «Главное конкурсное испытание – это урок в одной из школ Курска, – рассказала Эмма Наумова. – Участники конкурса на нем не присутствовали – только члены конкурсного жюри. Из 34 участников в финал вышли восемь педагогов. В завершающей части конкурса мы представляли свои мастер-классы и участвовали в педагогическом совете». Главной темой, которая как красная нить проходила через все этапы конкурса, у Эммы Михайловны стало интерактивное обучение школьников. «Это одна из современных педагогических технологий. Суть ее – погружение учеников в общение: дети обучаются, общаясь друг с другом. При интерактивном обучении возможно создание команд по 2-5 человек. В команде ребята решают определенную задачу. Хорошо, если этому предшествует проблемная ситуация, подготовленная учителем. Группы, общаясь, решают проблему. Детям нравится такая работа – в команде у каждого участника своя роль. Общаясь, ребята сами обучаются и обучают друг друга. А еще – привыкают отвечать за общий командный результат». В финале регионального этапа конкурса проходили мастер-классы и педсовет. «В ходе мастер-класса я рассказывала про метод синектики. Это метод нахождения аналогий, – говорит Эмма Михайловна. – А тему педсовета предложил Курский институт развития образования – «Особый ребенок в классе». Нам нужно было высказаться по этому вопросу: кто такие «особые» дети, требуют ли они особого внимания. Ведь речь не только о детях с ограниченными возможностями здоровья. «Особым» может быть и одаренный ребенок, и ребенок-музыкант, и страдающий какой-то зависимостью, ученик определенной национальности или вероисповедания – если он один такой в классе... Понятие «особый ребенок» очень многогранно». По мнению Эммы Наумовой, подготовка учителя к уроку в классе, где есть «особый» ребенок (или «особые» дети), должна быть тоже особой: «Обязательны индивидуальный подход, дифференцированные задания, но выделять ребенка, я считаю, не стоит. Надо решать вопросы обучения и воспитания такого ученика тонко и незаметно». По ее признанию, когда конкурсная комиссия объявила победителя регионального этапа конкурса, она испытала чувство радости. «А еще – чувство гордости за лицей, за команду, которую я не подвела». По словам Эммы Михайловны, конкурс дал ей большой педагогический опыт и возможность пообщаться, обсудить различные темы с коллегами. Сейчас Эмма Наумова готовится к тому, чтобы в сентябре представить Курскую область на всероссийском этапе конкурса «Учитель года – 2018». К такому учителю дети прислушиваются Учителем трудно быть всегда, говорит Эмма Михайловна. По ее словам, «сложно сравнивать учеников нынешних и тех, кто сидел за партами 7-10 лет назад. Они просто разные, но молодежь всегда прекрасна! Наши дети умные, раскрепощенные, доброжелательные, уверенные». Меняется время, ориентиры, цели, а следом и люди. Школа должна быть гибкой, отвечая запросам общества. «У меня не было проблем с тем, чтобы наладить контакт с детьми, – говорит она. – Мы с ребятами друг друга слышим и понимаем. Молодому учителю необходимо научиться, прежде всего, уважать каждого ребенка, видеть в нем личность, наладить грамотное общение. С одной стороны – стать другом, с другой – обязательно соблюдать дистанцию «учитель – ученик». Не допустить во взаимоотношениях панибратства. Это большая ошибка, которую может сделать молодой педагог. А еще любой учитель, молодой или опытный, должен заниматься постоянным самообразованием, саморазвитием. Дети ценят, когда их учитель не просто знает предмет, а знает его отлично. Такого учителя дети уважают, прислушиваются к его советам. Я думаю, современным детям модель образования «ученик – учитель – учебник» кажется неинтересной и даже скучной. Сегодня много современных педагогических технологий, их элементы учитель обязательно использует на уроке. На мой взгляд, лучшим является сочетание классической педагогики, современных методов обучения и педагогического креатива. Такой «микс» сделает урок интересным и результативным». В качестве примера такого обучения Эмма Михайловна привела свой конкурсный урок в курской школе. «Я выбрала очень интересную тему для урока – «Генетические заболевания человека». Мы отталкивались от проблемы: ребятам были показаны портреты Фредерика Шопена, Ганса Христиана Андерсена и Жанны д’Арк. Я спросила ребят: «Как вы думаете, что объединяет этих людей?» В начале урока ученики не знали ответа. Но в процессе группового исследования мы выяснили, что же общего у этих известных людей, какая их общая «тайна» была раскрыта временем. Мы говорили про орфанные (очень редкие) заболевания, про генетический код, про успех генетики в расшифровке генома человека. Да, такой подход требует большего времени, серьезной подготовки педагога. Но он и более интересный, а значит – запоминающийся. Он мотивирует детей обучаться». Система ЕГЭ себя оправдала По убеждению Эммы Наумовой, в системе единого государственного экзамена (ЕГЭ), которую время от времени критикуют, есть и плюсы, и минусы. «Но плюсов и больше, и они массивнее, – говорит она. – Единый госэкзамен – это та форма испытания, которая помогает детям. Она ставит их в равные условия сдачи экзаменов. Кроме того, выпускники имеют возможность, подав документы с результатами ЕГЭ, одновременно поступить сразу в пять вузов. Кто бы что ни говорил, при классической сдаче вступительных экзаменов такое было просто невозможно. Да, дети волнуются, но ведь это нормально – волноваться перед экзаменом». Эмма Михайловна отмечает: ЕГЭ – это совмещение выпускного школьного и вступительного вузовского экзаменов. То есть, сдавая ЕГЭ, ребенок вместо двух стрессовых ситуаций переживает одну. «Многие критикуют ЕГЭ за то, что школьники находятся под контролем видеокамер. Но современные дети, по-моему, камер не боятся. Для них камера как любой другой гаджет, это их друг. Видеонаблюдения больше боятся родители. Если ребенок уверен, что он предмет не просто знает, а знает его честно – думаю, он даже не обратит внимания на камеру, расположенную в углу аудитории». Ситуация, когда выпускники ожидают результаты ЕГЭ, по ее словам, не столько стресс, сколько волнение: «Надо просто заранее себя подготовить к тому, что результат ЕГЭ надо ждать, допустим, пять дней. Вообще, к ЕГЭ нужно правильно подготовиться – в том числе и психологически. Эту задачу нужно решать и учителю, и родителям, и самому выпускнику. Ведь это уже практически взрослый человек, который претендует на получение высшего образования, в будущем – на определенное место в обществе». Задания на ЕГЭ, по ее словам, это не то, о чем порой говорят: мол, можно «ткнуть пальцем», поставить крестик наугад в нужном месте – и попасть, сдать экзамен. «Если выпускник не знает предмет – не ткнет и не попадет: задания требуют в том числе установления причинно-следственных связей, последовательности событий, умения обобщать, выделять главное, систематизировать. Сами вопросы звучат так, что нужно понимание и знание того, о чем тебя спрашивают. Плюс работа со схемами, диаграммами, графиками. Поверьте, ЕГЭ – это серьезное и вместе с тем интересное испытание, которое дает полную оценку умений, знаний, навыков выпускника». О счастье, классном руководстве и взрослой жизни На вопрос, бывают ли у нее на работе минуты счастья, Эмма Наумова отвечает: да. «Например, вот эти строки, – достает она из-под стекла на рабочем столе красиво оформленное письмо – его написали ее тогда еще семиклассники ко Дню учителя. – Каждое утро я, садясь за стол, смотрю на это письмо. И оно меня вдохновляет. Бывает, в субботу хочется остаться дома. Но, когда я на субботнем уроке наблюдаю отличную работу учеников и ставлю по 7-10 пятерок – я понимаю, что пришла на работу в этот день не зря. Когда мои ученики поступают в профильные вузы (медицинские, сельскохозяйственные, педагогические и другие), для меня как для педагога это – большое счастье. Все это меня стимулирует и подбадривает в моей работе». Эмма Михайловна – не только учитель биологии, она и классный руководитель. Ее ребята (те самые, чье поздравительное письмо она хранит) перешли в восьмой класс. «Они все – разные. Но и все – просто замечательные! 7-8 класс – это подростковый возраст в самом соку. Конечно, ребята много внимания уделяют своей внешности, общению друг с другом. Учебе – пока поменьше. Таковы особенности возраста», – говорит она. По словам педагога, по-настоящему «собираются» ребята где-то в 10 классе. «И не потому, что им «маячит» ЕГЭ, а потому, что становятся более серьезными, сознательными. Да, после выхода из школы ребята – они еще, на мой взгляд, дети. Но так устроен человек, что к вузовской жизни он приспосабливается очень быстро. Я верю, что все выпускники обязательно справятся и с водоворотом взрослой жизни».
Этим письмом, написанным учениками ее тогда еще седьмого класса к профессиональному празднику, учитель биологии железногорского лицея №5 и победитель регионального этапа конкурса «Учитель года – 2018» Эмма Михайловна Наумова очень дорожит, хранит его на своем рабочем столе. И не удивительно – в детских строках – любовь и уважение учеников к своему педагогу: «... Нашему классу повезло – у нас лучший классный руководитель! Она добрая, заботится о нас, любит каждого из нас Дорогая, любимая и самая лучшая наша Эмма Михайловна, с Днем учителя Вас!..» |
© 2003–2019, АУКО «Редакция газеты « Курская правда», e-mail: info@kpravda.ru телефон: (4712) 51-24-62 При использовании информации ссылка на сайт обязательна. |
Размещение рекламы г. Курск, ул. Максима Горького, д. 9 телефон: (4712) 51-11-35 e-mail: reklama@kpravda.ru |
Посетители сайта
|