Лицей – это моя жизнь

Номера 2018 года  :  № 77  :  Образование28 июня 2018ПечатьОтзывы

Так говорит Эмма Наумова, победитель регионального этапа конкурса «Учитель года – 2018», учитель биологии железногорского лицея N№5. В сентябре она представит Курскую область в финале конкурса, который пройдет в Санкт-Петербурге.

Мы все очень старались...

По словам Эммы Михайловны, она со школьных лет любила уроки биологии. Поэтому после окончания школы поступила в Орловский государственный университет на биолого-химический факультет. По окончании университета, в 1998 году, вернулась в Железногорск и начала свою педагогическую карьеру в школе №4. «Там я получила, пожалуй, основной опыт работы и общения с детьми. Моими наставниками были очень многие коллеги. Перечислять не буду, чтобы кого-то не упустить и не обидеть», – говорит она.

В 2011 году Эмма Михайловна перешла в лицей №5 – одно из самых авторитетных средних общеобразовательных учреждений Железногорска. «Сегодня лицей – это часть меня, моей жизни», – говорит педагог.

В прошлом году администрация лицея предложила Эмме Наумовой участвовать в городском педагогическом конкурсе «Самый классный классный». И она вошла в число его призеров. А в нынешнем году Эмма Михайловна приняла участие в конкурсе «Учитель года» – опять же, при поддержке администрации лицея, своих коллег. Стала победителем сначала городского этапа конкурса, а затем, в конце мая – лучшей среди учителей Курской области. «Мы все очень старались. Без поддержки коллектива лицея никакой моей победы не было бы, – говорит Эмма Михайловна. – После победы на городском этапе мы стали готовиться к региональному. Мои коллеги по лицею – педагоги высокого уровня, очень грамотные с точки зрения методики обучения и воспитания, люди доброжелательные и отзывчивые. И, что очень важно в наше время, – креативные. Они готовили меня к конкурсу, были моими экспертами и критиками. Подсказывали, где надо было изменить что-то, где – пересмотреть идею. Работали и на каникулах, и в выходные. На подготовку ушло около двух недель».

Региональный конкурс «Учитель года – 2018» включал в себя несколько этапов. На первом, заочном, проводилась экспертиза интернет-сайта участника конкурса. Затем были защита эссе по теме «Я – учитель», методический семинар по выбранной теме. «Главное конкурсное испытание – это урок в одной из школ Курска, – рассказала Эмма Наумова. – Участники конкурса на нем не присутствовали – только члены конкурсного жюри. Из 34 участников в финал вышли восемь педагогов. В завершающей части конкурса мы представляли свои мастер-классы и участвовали в педагогическом совете».

Главной темой, которая как красная нить проходила через все этапы конкурса, у Эммы Михайловны стало интерактивное обучение школьников. «Это одна из современных педагогических технологий. Суть ее – погружение учеников в общение: дети обучаются, общаясь друг с другом. При интерактивном обучении возможно создание команд по 2-5 человек. В команде ребята решают определенную задачу. Хорошо, если этому предшествует проблемная ситуация, подготовленная учителем. Группы, общаясь, решают проблему. Детям нравится такая работа – в команде у каждого участника своя роль. Общаясь, ребята сами обучаются и обучают друг друга. А еще – привыкают отвечать за общий командный результат».

В финале регионального этапа конкурса проходили мастер-классы и педсовет. «В ходе мастер-класса я рассказывала про метод синектики. Это метод нахождения аналогий, – говорит Эмма Михайловна. – А тему педсовета предложил Курский институт развития образования – «Особый ребенок в классе». Нам нужно было высказаться по этому вопросу: кто такие «особые» дети, требуют ли они особого внимания. Ведь речь не только о детях с ограниченными возможностями здоровья. «Особым» может быть и одаренный ребенок, и ребенок-музыкант, и страдающий какой-то зависимостью, ученик определенной национальности или вероисповедания – если он один такой в классе... Понятие «особый ребенок» очень многогранно».

По мнению Эммы Наумовой, подготовка учителя к уроку в классе, где есть «особый» ребенок (или «особые» дети), должна быть тоже особой: «Обязательны индивидуальный подход, дифференцированные задания, но выделять ребенка, я считаю, не стоит. Надо решать вопросы обучения и воспитания такого ученика тонко и незаметно».

По ее признанию, когда конкурсная комиссия объявила победителя регионального этапа конкурса, она испытала чувство радости. «А еще – чувство гордости за лицей, за команду, которую я не подвела». По словам Эммы Михайловны, конкурс дал ей большой педагогический опыт и возможность пообщаться, обсудить различные темы с коллегами. Сейчас Эмма Наумова готовится к тому, чтобы в сентябре представить Курскую область на всероссийском этапе конкурса «Учитель года – 2018».

К такому учителю дети прислушиваются

Учителем трудно быть всегда, говорит Эмма Михайловна. По ее словам, «сложно сравнивать учеников нынешних и тех, кто сидел за партами 7-10 лет назад. Они просто разные, но молодежь всегда прекрасна! Наши дети умные, раскрепощенные, доброжелательные, уверенные». Меняется время, ориентиры, цели, а следом и люди. Школа должна быть гибкой, отвечая запросам общества.

«У меня не было проблем с тем, чтобы наладить контакт с детьми, – говорит она. – Мы с ребятами друг друга слышим и понимаем. Молодому учителю необходимо научиться, прежде всего, уважать каждого ребенка, видеть в нем личность, наладить грамотное общение. С одной стороны – стать другом, с другой – обязательно соблюдать дистанцию «учитель – ученик». Не допустить во взаимоотношениях панибратства. Это большая ошибка, которую может сделать молодой педагог. А еще любой учитель, молодой или опытный, должен заниматься постоянным самообразованием, саморазвитием. Дети ценят, когда их учитель не просто знает предмет, а знает его отлично. Такого учителя дети уважают, прислушиваются к его советам. Я думаю, современным детям модель образования «ученик – учитель – учебник» кажется неинтересной и даже скучной. Сегодня много современных педагогических технологий, их элементы учитель обязательно использует на уроке. На мой взгляд, лучшим является сочетание классической педагогики, современных методов обучения и педагогического креатива. Такой «микс» сделает урок интересным и результативным».

В качестве примера такого обучения Эмма Михайловна привела свой конкурсный урок в курской школе. «Я выбрала очень интересную тему для урока – «Генетические заболевания человека». Мы отталкивались от проблемы: ребятам были показаны портреты Фредерика Шопена, Ганса Христиана Андерсена и Жанны д’Арк. Я спросила ребят: «Как вы думаете, что объединяет этих людей?» В начале урока ученики не знали ответа. Но в процессе группового исследования мы выяснили, что же общего у этих известных людей, какая их общая «тайна» была раскрыта временем. Мы говорили про орфанные (очень редкие) заболевания, про генетический код, про успех генетики в расшифровке генома человека. Да, такой подход требует большего времени, серьезной подготовки педагога. Но он и более интересный, а значит – запоминающийся. Он мотивирует детей обучаться».

Система ЕГЭ себя оправдала

По убеждению Эммы Наумовой, в системе единого государственного экзамена (ЕГЭ), которую время от времени критикуют, есть и плюсы, и минусы. «Но плюсов и больше, и они массивнее, – говорит она. – Единый госэкзамен – это та форма испытания, которая помогает детям. Она ставит их в равные условия сдачи экзаменов. Кроме того, выпускники имеют возможность, подав документы с результатами ЕГЭ, одновременно поступить сразу в пять вузов. Кто бы что ни говорил, при классической сдаче вступительных экзаменов такое было просто невозможно. Да, дети волнуются, но ведь это нормально – волноваться перед экзаменом». Эмма Михайловна отмечает: ЕГЭ – это совмещение выпускного школьного и вступительного вузовского экзаменов. То есть, сдавая ЕГЭ, ребенок вместо двух стрессовых ситуаций переживает одну. «Многие критикуют ЕГЭ за то, что школьники находятся под контролем видеокамер. Но современные дети, по-моему, камер не боятся. Для них камера как любой другой гаджет, это их друг. Видеонаблюдения больше боятся родители. Если ребенок уверен, что он предмет не просто знает, а знает его честно – думаю, он даже не обратит внимания на камеру, расположенную в углу аудитории». Ситуация, когда выпускники ожидают результаты ЕГЭ, по ее словам, не столько стресс, сколько волнение: «Надо просто заранее себя подготовить к тому, что результат ЕГЭ надо ждать, допустим, пять дней. Вообще, к ЕГЭ нужно правильно подготовиться – в том числе и психологически. Эту задачу нужно решать и учителю, и родителям, и самому выпускнику. Ведь это уже практически взрослый человек, который претендует на получение высшего образования, в будущем – на определенное место в обществе».

Задания на ЕГЭ, по ее словам, это не то, о чем порой говорят: мол, можно «ткнуть пальцем», поставить крестик наугад в нужном месте – и попасть, сдать экзамен. «Если выпускник не знает предмет – не ткнет и не попадет: задания требуют в том числе установления причинно-следственных связей, последовательности событий, умения обобщать, выделять главное, систематизировать. Сами вопросы звучат так, что нужно понимание и знание того, о чем тебя спрашивают. Плюс работа со схемами, диаграммами, графиками. Поверьте, ЕГЭ – это серьезное и вместе с тем интересное испытание, которое дает полную оценку умений, знаний, навыков выпускника».

О счастье, классном руководстве и взрослой жизни

На вопрос, бывают ли у нее на работе минуты счастья, Эмма Наумова отвечает: да. «Например, вот эти строки, – достает она из-под стекла на рабочем столе красиво оформленное письмо – его написали ее тогда еще семиклассники ко Дню учителя. – Каждое утро я, садясь за стол, смотрю на это письмо. И оно меня вдохновляет. Бывает, в субботу хочется остаться дома. Но, когда я на субботнем уроке наблюдаю отличную работу учеников и ставлю по 7-10 пятерок – я понимаю, что пришла на работу в этот день не зря. Когда мои ученики поступают в профильные вузы (медицинские, сельскохозяйственные, педагогические и другие), для меня как для педагога это – большое счастье. Все это меня стимулирует и подбадривает в моей работе».

Эмма Михайловна – не только учитель биологии, она и классный руководитель. Ее ребята (те самые, чье поздравительное письмо она хранит) перешли в восьмой класс. «Они все – разные. Но и все – просто замечательные! 7-8 класс – это подростковый возраст в самом соку. Конечно, ребята много внимания уделяют своей внешности, общению друг с другом. Учебе – пока поменьше. Таковы особенности возраста», – говорит она. По словам педагога, по-настоящему «собираются» ребята где-то в 10 классе. «И не потому, что им «маячит» ЕГЭ, а потому, что становятся более серьезными, сознательными. Да, после выхода из школы ребята – они еще, на мой взгляд, дети. Но так устроен человек, что к вузовской жизни он приспосабливается очень быстро. Я верю, что все выпускники обязательно справятся и с водоворотом взрослой жизни».

Этим письмом, написанным учениками ее тогда еще седьмого класса к профессиональному празднику, учитель биологии железногорского лицея №5 и победитель регионального этапа конкурса «Учитель года – 2018» Эмма Михайловна Наумова очень дорожит, хранит его на своем рабочем столе. И не удивительно – в детских строках – любовь и уважение учеников к своему педагогу: «... Нашему классу повезло – у нас лучший классный руководитель! Она добрая, заботится о нас, любит каждого из нас… Дорогая, любимая и самая лучшая наша Эмма Михайловна, с Днем учителя Вас!..»

Подготовил Сергей Прокопенко, фото автора

Оставьте ваш отзыв
ФИОВаше имя или ник (псевдоним)
E-mailУкажите ваш e-mail для ответа
ГородСтрана (если не РФ), город
ТекстВ тексте распознаются гиперссылки http://site.ru/page.html и электронная почта mail@mail.ru
АнтиспамВведите в поле цифры на изображении → Введите в поле цифры на изображении
Выделенные поля обязательны для заполнения

Спецпроект



Спецпроект

Социальные сети


Instagram

Партнеры


Официальный сайт администрации Курской области

Официальный сайт Общественной палаты Курской области, комитета внутренней политики Администрации Курской области

Официальный сайт телерадиокомпании Сейм

Стратегия Президента

www.gosuslugi.ru

Работа в России

© 2003–2019, АУКО
«Редакция газеты « Курская правда»,

e-mail: info@kpravda.ru
телефон: (4712) 51-24-62
При использовании информации ссылка на сайт обязательна. 
Размещение рекламы
г. Курск, ул. Максима Горького, д. 9
телефон: (4712) 51-11-35
e-mail: reklama@kpravda.ru
Посетители сайта
Сегодня: 3 113
Вчера: 4 373
Всего: 10 416 051