Являетесь ли вы подписчиком какого-нибудь периодического печатного издания?
Выберите вариант ответа!


Результаты опроса

Юрий Филиппов: «Стыдно, когда профессор зарабатывает меньше продавца!..»

Номера 2013 года  :  № 34  :  Образование30 марта 2013ПечатьОтзывы

Сейчас это филологический факультет, но более четверти века назад, когда нынешний его декан Юрий Леонидович Филиппов был просто студентом, факультет назывался факультетом русского языка и литературы. А на студенческом слэнге – просто «литфаком». И думается, что именно это название является родным для тысяч его выпускников. Лично для меня, а я учился там одновременно с Филипповым, это именно так…

– Юрий Леонидович, а для вас?

– Да, и для меня тоже, конечно. Но, если говорить о содержании, которое всегда определяет форму, то старый добрый литфак, по-прежнему ведущий подготовку учителей русского языка и литературы, наполнившись в последние десятилетия новыми образовательными программами, приобрел и новую форму. И нынешние студенты факультета с гордостью называют себя филфаковцами. Хотя, признаться, и нынешнее название уже не отражает все то многообразие программ, которое реализуется факультетом.

– Факультет изменился, он стал, с одной стороны, насколько я понимаю, крупнее – появилось отделение журналистики, но с другой стороны, количество студентов теперь несравнимо меньше. В чем, на ваш взгляд, коренное отличие нынешнего филологического факультета от факультета русского языка и литературы 80-х годов прошлого века?

– К слову сказать, отделение журналистики существует на факультете с 1998 года. В этом году мы будем отмечать уже 15 лет. А что касается количества студентов, то оно, конечно, скромнее того, что было в годы нашего с вами студенчества. Тогда на факультете существовало национальное отделение, готовившее учителей русского языка для Узбекистана, Киргизии, Таджикистана, Чечни. Это обстоятельство увеличивало набор студентов на первый курс. Однако и сегодня количество студентов-первокурсников не такое уж и маленькое. Оно вполне сопоставимо с тем, что было и 10 и 20 лет назад. Ежегодно только на дневную форму обучения по всем образовательным программам мы набираем около ста человек. А что касается коренных изменений на факультете, то они заключаются даже не в переходе на уровневое образование, а в способности факультета отвечать современным потребностям общества, предлагая не одну, как это было когда-то, а четыре образовательных программы бакалаврской подготовки и три программы подготовки магистра. Помимо традиционной подготовки учителей русского языка и литературы, которую мы ведем со дня основания факультета в 1934 году, и уже упоминавшейся нами журналистики, мы готовим и будущих филологов, и специалистов в области рекламы и связей с общественностью. Наш ежегодный анализ трудоустройства выпускников факультета свидетельствует об их высокой востребованности. А это уже и оценка нашего труда, и критерий необходимости, важности наших образовательных программ для курского региона, да и не только региона.

– Сейчас, на взгляд обывателя, все так сложно – бакалавриат, магистратура… Можно ли все это расшифровать-растолковать? Вот мечтает школьник стать учителем русского языка и литературы, собирается поступать к вам, каков будет, скажем так, алгоритм его действий?..

– Да, уж… (Смеется). Сегодняшняя структура высшего образования получилась несколько громоздкой. Помимо названного вами, упомяну еще прикладной бакалавриат, вводимый сейчас в вузы и ссузы страны. Однако, как мне кажется, такая сложная структура соответствует сложности, многовекторности современной жизни, нынешнего состояния экономики. Тем не менее для абитуриента все достаточно просто. Прикладной бакалавриат, академический бакалавриат, магистратура – это уровни высшего образования. Сегодня для того, чтобы стать учителем русского языка и литературы, необходимо поступить в бакалавриат на направление подготовки «Педагогическое образование» «профиль русский язык и литература». После пяти лет обучения, получив диплом бакалавра, можно идти работать в школу. Те же, кто желает более углубленно освоить предмет, у кого есть склонность к научной деятельности, могут продолжить образование в магистратуре, где срок обучения два года. А после защиты магистерской диссертации выпускнику присваивается степень магистра.

– Двадцать пять лет назад студентам литфака не хватало, как представляется, школьной практики. Ну а теперь вроде бы и вообще практики как таковой не будет. Или это ложная информация?

– Информация, скажем так, не соответствует действительности. Практика на своем месте в учебном процессе, и никто никуда ее убирать не собирается. У наших будущих учителей по-прежнему в учебном плане предусмотрены две педагогические практики. А кроме них, у нас есть еще фольклорная, диалектологическая, музейная учебные практики. К тому же введение прикладного бакалавриата, то есть практикоориентированных образовательных программ, свидетельствует о все возрастающей роли практики в учебном процессе.

– Когда мы учились на литфаке, там работала целая плеяда замечательных преподавателей: Юдин, Лотарев, Баранчикова, Драчева, Жемчужный, Хроленко, Булатникова, Голле, Соболева, Кедровский… Перед некоторыми до сих пор стыдно за свою студенческую расхлябанность, но есть в душе и чувство глубокой благодарности. Кто-то из них остался до сих пор на факультете? Сумели ли они вписаться в новую, как ныне принято говорить, реальность? Александр Тимофеевич Хроленко вроде бы еще работает…

– Александр Тимофеевич работает. И все также является кумиром студентов, покоряя их своими блистательными лекциями. По-прежнему своей энциклопедичностью поражает Н. П. Баранчикова. Кстати, по отзывам многих поколений студентов, на ее лекциях по истории античной литературы стопроцентное посещение. Лишь в этом году перестала читать лекции замечательный пушкинист Г. В. Такшина. В апреле будем праздновать девяностолетие Б. Н. Баланенко, бессменного заместителя декана многих поколений литфаковцев. На нашем факультете бережно сохраняют традиции, заложенные тем поколением профессоров, преподавателей, которых вы назвали. У нас всегда в чести высочайшая культура, профессионализм, культ знания, интеллигентность. И нынешние филфаковцы среди своих любимых преподавателей называют заведующего кафедрой литературы профессора В. Н. Криволапова, профессоров Г. Л. Ачкасову и М. А. Бобунову и многих-многих других, сохраняющих эту преемственность.

– Юрий Леонидович, вы, кроме прочего, заведуете кафедрой теории и практики журналистской работы. У одного из лучших, на мой взгляд, журналистов Дмитрия Соколова-Митрича есть книга «Реальный репортер». На обложке, кроме названия, еще и вопрос: «Почему нас этому не учат на журфаке?». Вы действительно не учите репортерской работе, или это Соколов-Митрич просто для привлечения внимания так обозначил ситуацию?

– Однозначно, это маркетинговый ход, соглашусь с вами, талантливого журналиста. Этому не могли не учить на факультете журналистики МГУ, который закончил Соколов-Митрич. Хорошо знаю этот факультет, который для нас является и серьезным партнером, и добрым наставником. Многие его преподаватели читают лекции и нашим студентам. Поэтому знаю, что учебные планы наших факультетов включают в себя не только теоретическое обучение, но и практическое освоение основ журналистского мастерства в журналистских студиях, в творческих мастерских. Этому способствуют также учебные и производственные практики. Вообще спор о том, чему и как учить в журналистике, существовал и, наверное, будет существовать всегда. Когда-то, когда мы только начинали, я очень болезненно относился к подобным упрекам. Потом понял, что такие споры ведутся во всех регионах, где идет подготовку журналистов, независимо от того, хорошо ли это делают или не очень. Это касается и таких мэтров, как Московский, Санкт-Петербургский и Воронежский государственные университеты. Связано это, во-первых, с завышенным уровнем ожидания работодателей. А он не всегда совпадает с действительностью. А во-вторых, студенты есть студенты. И среди них есть и сильные, и не очень. Задача наших учебных и производственных практик и состоит в корреляции полученных в аудиториях знаний с практической реальностью средств массовой информации.

– Наши читатели не простят, если я не задам следующий вопрос: сколько стоит, допустим, рядовой зачет на филологическом факультете?.. Ведь мы едва не каждый день слышим о коррупции в образовании, читаем, что то в одном вузе, то в другом (в том числе и в курских) выявлен взяточник…

– Дорого. Только цена измеряется не деньгами, а серьезными знаниями, ежедневным трудом, самостоятельностью мышления, в конце концов, элементарным посещением лекций и семинаров. У нас на факультете нет такой проблемы. Потому что, как показывает практика, студенты мотивированы на получение знаний. А поэтому глупо было бы платить просто за «корочки». Мне кажется, что эти проблемы актуальны в большей мере там, где совпадают интересы студентов-бездельников и недобросовестных преподавателей. А если честно, то противно говорить о подобном.

– Сейчас образование, как, впрочем, и медицину, постоянно реформируют – и года не проходит без новаций. Отношение к этому разное. Но спросить вас хочу вот о чем. Что, по-вашему, не сделано, но что обязательно надо сделать, чтобы в сфере образования, в частности, в высшей школе, наступили реальные изменения к лучшему?

– Высшая школа – это один из институтов общества. Поэтому ее реформирование бессмысленно без общего поднятия культуры, нравственности, стремления к знаниям, ответственности, наконец, адекватной оценки труда. Ведь, откровенно говоря, мне стыдно, когда профессор зарабатывает меньше продавца в магазине.

– Если позволите, пару вопросов личного характера. Как становятся деканами родных факультетов? Вот вы окончили Курский государственный педагогический институт, факультет русского языка и литературы… А дальше?..

– А дальше, наверное, все как у всех, связавших жизнь с alma-mater. Работа в школе, служба в армии, аспирантура в Москве. Благодарен судьбе, что прошел все ступеньки административной лестницы, начиная с должности методиста по работе с национальным отделением. Благодарен коллегам, которые уже более десяти лет верят в меня, выбирая своим деканом, поддерживая меня в работе. Я по характеру человек команды, поэтому мне так важны и нужны доверие и поддержка коллег.

– На сайте «Студзона» нашел отзывы студентов о вас: «Очень, очень классный», «Самый симпатичный и добрый декан КГУ. Мне есть с чем сравнивать»… Это за какие же, Юрий Леонидович, заслуги любовь такая?

– Мне приятно слышать это. Я знаю об этих отзывах. По своей ироничной натуре отношусь к ним с изрядной долей здорового скепсиса. Однако понимаю, что это своеобразная планка доверия людей, которую нельзя оставлять на месте, а уж тем более опустить. А для этого надо честно работать, уважать коллег и студентов, а главное, всегда и во всем оставаться человеком, не совершать подлости. Убежден, что добро всегда возвращается сторицей. Не случайно у моего самого любимого писателя Е. И. Носова об этом есть замечательный рассказ «Карманный фонарик».

– Вы защитили диссертацию по творчеству Евгения Носова. Я его очень люблю. У нас в семье есть его пятитомник, и я все мечтаю: вот выйду на пенсию, внимательно перечитаю все пять томов, чтобы понять – верил ли Евгений Иванович в Бога… Недавно в литературном музее снова обратил внимание на его пейзажи – свет там хорош. А для вас Носов – это…

– Нравственные ориентиры, на которые равняюсь. Не случайно его герои измеряются писателем мерой человечности в человеке. Наличие в человеке человека и для меня главная характеристика личности. Я благодарен судьбе, что она когда-то свела меня с этим замечательным писателем, подарив не только незабываемые встречи с удивительным человеком, но и предопределив сферу моих научных интересов.

– Из ваших пятидесяти лет жизни, сколько связано с филологическим факультетом? Включая, разумеется, и студенческие годы…

– После школьной скамьи я лишь дважды расставался с факультетом, ставшим моей судьбой: полтора года для службы в армии, да два года работы в школе.

– Спасибо за беседу, желаю вам еще, как минимум, полвека потрудиться, говоря высокопарно, на ниве русской филологии.

ЭКСПРЕСС-ОПРОС

Семья? Женат, две взрослые дочери.

Хобби? Рыбалка. Чтение – это и хобби, и работа.

Любимая книга? Их много, включая Е. И. Носова

и В. М. Шукшина.

Любимая передача ТВ? Документальное кино.

Степень погруженности в интернет? Стараюсь просматривать все интернет-СМИ.

Мечта? Самая обычная: работа, семья, здоровье.

Вопросы задавал Юрий МОРГУНОВ

Отзывы читателей (1)
1 апреля
2013, 13:02

Кобелев Александр Васильевич

e-mail: onmob92@gmail.com, город: Курск

Здраствуйте Юрий! Я с большим интересом прочитал вашу статью! Кроме того, она была мне полезна, поскольку , планирую в будущем году поступать в КГУ. Видите ли, хочу стать студентом и «с гордостью называть себя- Филфаковцем»! Мой выбор пал на отделение журналистики. Мне очень импонирует работа в этой сфере, да и преподавательский состав в университете , поистине, достойный .Непосредственно , с Юрием Леонидовичем -деканом филологического- , я имел честь общаться лично, в стенах университета. Хочу сказать, что возлагаю большие надежды на КГУ, надеюсь, что там научат быть независимым, правдивым человеком -настоящим журналистом!

Оставьте ваш отзыв
ФИОВаше имя или ник (псевдоним)
E-mailУкажите ваш e-mail для ответа
ГородСтрана (если не РФ), город
ТекстВ тексте распознаются гиперссылки http://site.ru/page.html и электронная почта mail@mail.ru
АнтиспамВведите в поле цифры на изображении → Введите в поле цифры на изображении
Выделенные поля обязательны для заполнения

Партнеры


Официальный сайт администрации Курской области

Официальный сайт Общественной палаты Курской области, комитета внутренней политики Администрации Курской области

Официальный сайт телерадиокомпании Сейм

Работа в России

www.gosuslugi.ru

Информация


Детская страница портала персональные данные

© 2003–2017, АУКО
«Редакция газеты « Курская правда»,

e-mail: info@kpravda.ru
телефон: (4712) 51-24-62
При использовании информации ссылка на сайт обязательна. 
Размещение рекламы
г. Курск, ул. Максима Горького, д. 9
телефон: (4712) 51-11-35
e-mail: reklama@kpravda.ru
Посетители сайта
Сегодня: 309
Вчера: 3 065
Всего: 7 987 034