Приходилось ли Вам пользоваться государственными или муниципальными услугами в электронном виде (запись на прием к врачу, проверка штрафов в ГИБДД, пенсионных накоплений и другое)?
Выберите вариант ответа!


Результаты опроса

Вячеслав Гвоздев: «Критерий выбора профессии –возможность найти работу»

Номера 2011 года  :  № 78  :  Образование6 июля 2011ПечатьОтзывы

Еще не успели поблекнуть платья выпускниц и запылиться в шкафах импозантные костюмы выпускников 2011 года, как для них наступила горячая абитуриентская пора. В этом году в регионе закончили среднюю школу около 6 тысяч девушек и юношей. Из них 97% успешно подтвердили освоение школьной программы. Практически все эти ребята вправе записаться в ряды армии абитуриентов. В этом году Министерство образования и науки РФ увеличило количество бюджетных мест до 438 врасчёте на 1000 выпускников 11-х классов. Лидером по бюджетным местам для первокурсников в нашей области стал Курский государственный университет, получивший 834 места для студентов-очников и 322 — для заочников. На вопросы «Курской правды» отвечает ректор КГУ Вячеслав Викторович Гвоздев.

- Вячеслав Викторович, увеличение количества бюджетных мест — это признание уровня университета, качества подготовки специалистов, высокого профессионализма преподавательского состава...

- Да, мы тоже так считаем и надеемся, что оправдаем эти ожидания в ходе приема 2011 года. Качество подготовки студентов — наша повседневная забота, и мы много делаем, чтобы не только сохранить, но и приумножить его. У нас немало примеров, объективно подтверждающих высокое качество обучения в КГУ. Ведь та система оценок учебы студентов, которая сложилась в вузе — экзамены, зачеты, когда сами преподаватели оценивают своего студента, – далека от полной объективности. Я, например, работаю со студентом, я знаю его потенциал, знаю, как он старается, можно сказать, из кожи лезет вон, но не может перейти определенный рубеж, и я со спокойной совестью ставлю ему тройку, хотя чужой преподаватель поставил бы два. А бывает, что хороший студент, что называется, «поплыл» на экзамене, разволновался и явно не тянет на пятерку, но у меня рука не поднимется поставить ему четыре. Это все по-человечески понятно, но если говорить о какой-то абсолютной справедливости, то нынешняя система оценки знаний далека от объективности. Поэтому когда нашу работу оценивают сторонние наблюдатели, коллеги из других вузов, это очень важно.

В этом году сотни наших студентов, практически со всех факультетов, участвовали в престижных конкурсах и олимпиадах по десяткам специальностей. Это журналисты, филологи, экологи, дизайнеры, архитекторы... И все они, соревнуясь со студентами ведущих российских вузов, возвращались с хорошими достижениями, завоевывая первые места и Гран-при, дипломы второй и третьей степени. Таких победителей у нас много, и, с одной стороны, это объективное подтверждение высокого уровня подготовки в КГУ, с другой — и это не менее важно, — мы даем нашим студентам шанс как можно раньше приобщиться к профессиональной деятельности. Это политика нашего вуза. Со второго-третьего курса студенты начинают активно сотрудничать с различными организациями, учреждениями, предприятиями, фирмами. В этом возрасте очень важно знать, что делается вокруг тебя в профессиональной сфере и на каком уровне ты находишься. Кто-то убеждается, что сделал правильный выбор, а кто-то и уходит из профессии. Но если в этом приобщении к профессии ребята получают еще и признание, это вообще замечательно. Мы гордимся этими студентами и всячески популяризируем их.

- КГУ всегда славился своими научными школами. А сейчас какими научными исследованиями гордится вуз?

- Мы сохранили все свои научные школы, известные еще в Советском Союзе, а теперь в России, за рубежом. Широко известны и признаны научные работы наших историков, филологов, литературоведов, зоологов, физиков... И за последние годы в университете сформировалось много новых научных школ и научных направлений, по которым очень успешно работают наши преподаватели, сотрудники . Это, в частности, археология — созданный Владимиром Васильевичем Енуковым Институт юго-востока России, который имеет потрясающие результаты, это очень мощное научное направление. На счету археологов множество уникальных находок, кладов. Хотя для этих людей иногда горлышко какого-то разбитого горшка представляет большую ценность, чем «золото скифов»…

В университете создана научная лаборатория паразитологии, руководит которой профессор Наталья Семеновна Малышева.

Были и остаются в числе ведущих ученых наши создатели методик преподавания русского и иностранных языков, химии, физики, биологии.

Кстати, университетские ученые-химики очень активно сейчас занимаются проблемами экологии, все более известны становятся разработки наших информатиков... Надо сказать, что эти направления — естественные и точные науки — для нас очень важны. Если гуманитарная составляющая в педагогическом вузе была традиционно сильна, то эти направления отставали или просто не были развиты. После преобразования педагогического университета в университет классический мы на ученом совете решили , что в ближайшие годы, а может быть, даже десятилетия, эти два направления станут для нас приоритетными. Мы вкладываем в их развитие средства, готовим кадры, изучаем опыт коллег из других городов. И на сегодняшний день есть уже интересные результаты, в частности, в вузе создается наноцентр — своеобразный технопарк, который посвящен именно нанотехнологиям. Это сейчас не только модно, но и очень востребовано, и КГУ есть что предложить.

Но я бы хотел сказать слово и в защиту гуманитарных наук. Сейчас как-то, на мой взгляд, странно поставлен вопрос: «Нам не хватает инженеров, поэтому давайте подсократим гуманитариев». Инженеры, безусловно, нужны, если промышленность ощущает их нехватку, но как же можно готовить инженеров за счет гуманитариев?

Во- первых, это разные целевые группы, ребенок-гуманитарий ни за что не пойдет на технические специальности, никакими калачами его туда не заманишь, и наоборот, ребенок-технарь ни за что не пойдет изучать французский язык. Но дело даже в другом. Ведь самая острая проблема современного общества, не только российского, а всего мирового сообщества — это проблема, связанная с человеком, с его сознанием, сознательностью, психологией. Более того, очевидно, что решение многих техногенных проблем напрямую зависит как раз от гуманитарного воспитания человека. Уверен: если что-то будет разрушено, нарушено или сокращено в гуманитарной подготовке, нам придется потом все восстанавливать, точно так же, как сейчас это происходит в техническом образовании. На эту тему есть хорошее выражение, относящиеся к архитектуре: «Архитектура — это книга , из которой нельзя вырывать страницы, а можно только их дописывать». То же самое я сказал бы и об образовании.

- Вячеслав Викторович, сейчас общественность очень бурно обсуждает находящийся в Госдуме законопроект, по которому негосударственные вузы, если закон будет принят, смогут получать какое-то количество бюджетных мест наравне с государственными. Ваше отношение к такой инициативе?

- Двойственное отношение. С одной стороны, я знаю, что и общественность, и руководство системой образования не очень довольны, мягко говоря, качеством подготовки специалистов в абсолютном большинстве негосударственных вузов. Безусловно, есть единичные вузы, которые дают нормальную подготовку, и в этом смысле могут быть сравнимы с государственными вузами. Но исключения, как известно, лишь подтверждают правила. Сегодня называют 40 негосударственных вузов, среди которых будут распределяться бюджетные места, может быть, их будет даже больше. Я не думаю, что это резко изменит сложившуюся систему образования. Уверен, слабые вузы не имеют право на существование. А та поддержка, о которой идет речь, то количество бюджетных мест, которое озвучено, — это настолько символическая цифра, что она не спасет ни один негосударственный вуз. Может быть, это жест доброй воли, дескать, «пусть расцветают все цветы», т.е. вузы разных форм собственности.

- А как вы относитесь к ЕГЭ, Вы уже с этим материалом работаете. Какова все-таки ваша оценка ?

- Конечно, ЕГЭ создал определенные проблемы для вузов, мы с сожалением констатируем снижение уровня подготовки поступающих к нам школьников. Но ЕГЭ создает основные проблемы в средней школе. Ведь тестовая система не развивает мышление, не развивает личность, а развивает только память. И этого, конечно же, недостаточно. Моя основная претензия к ЕГЭ именно в этом. Кроме того, мы видим по результатам этого года, что коррупционные моменты, от которых с помощью ЕГЭ пытались избавиться, просто переползли из высшей школы в среднюю. Поэтому считаю, что система нуждается или в совершенствовании или все-таки в плавной замене.

- Какие специальности интересуют нынешних абитуриентов КГУ, и популярны ли сегодня традиционные педагогические ?

- Профессия учителя должна быть в нашем обществе профессией номер один. И сегодня есть уже позитивные перемены в отношении к профессии учителя, в частности, постепенно повышается уровень заработной платы. Но школа явно нуждается в большей помощи и государства, и общества в целом. И скорой отдачи здесь ждать нельзя. А потому наши учительские специальности — это пока наша боль и проблема. Но, к нашей радости и даже удивлению — все-таки идут абитуриенты, и осознанно идут, на педагогические специальности, например, на такую сложную специальность, как олигофренопедагогика… И на вопрос: «Почему?» отвечают: «Я хочу работать с такими детьми». Очень часто это дети учителей — «сладкий яд» педагогики отравляет и их. Конечно, хотелось бы, чтобы и на педагогические специальности был больший конкурс, хотелось бы серьезного отбора….Однако пока наиболее востребованные абитуриентами специальности – это уже, как говорится, навязшие в зубах экономика и юриспруденция. Большой интерес к дизайну, психологии, экологии, техносферной безопасности и множеству других, которые позволят потом получить хорошую работу. Это, кстати, то, что нужно сегодня осознать и родителям, и абитуриентам: главный критерий выбора профессии должен быть один – последующая возможность хорошего трудоустройства.

КГУ в цифрах

В настоящее время в Курском государственном университете обучается более 10 000 человек. Девятнадцать факультетов университета принимают на обучение студентов и аспирантов по различным уровням вузовской подготовки: специалитет, бакалавриат, магистратура, аспирантура .

Бакалавриат осуществляет 41, магистратура – 18, специалитет – 4 направления подготовки.

Ежегодно КГУ принимает на обучение около 200 студентов, аспирантов и стажеров из 20–25 стран мира.

Беседовала Елена ТЕПЛОВА.

Оставьте ваш отзыв
ФИОВаше имя или ник (псевдоним)
E-mailУкажите ваш e-mail для ответа
ГородСтрана (если не РФ), город
ТекстВ тексте распознаются гиперссылки http://site.ru/page.html и электронная почта mail@mail.ru
АнтиспамВведите в поле цифры на изображении → Введите в поле цифры на изображении
Выделенные поля обязательны для заполнения

Партнеры


Официальный сайт администрации Курской области

Официальный сайт Общественной палаты Курской области, комитета внутренней политики Администрации Курской области

Официальный сайт телерадиокомпании Сейм

Работа в России

www.gosuslugi.ru

Информация


Детская страница портала персональные данные

© 2003–2017, АУКО
«Редакция газеты « Курская правда»,

e-mail: info@kpravda.ru
телефон: (4712) 51-24-62
При использовании информации ссылка на сайт обязательна. 
Размещение рекламы
г. Курск, ул. Максима Горького, д. 9
телефон: (4712) 51-11-35
e-mail: reklama@kpravda.ru
Посетители сайта
Сегодня: 1 596
Вчера: 2 903
Всего: 8 095 207