Непохожие на нас

Номера 2007 года  :  № 400  :  Образование6 февраля 2007ПечатьОтзывы

Попытаюсь вкратце рассказать о двух событиях, важных для нынешней темы разговора. … Типовое 5-этажное студенческое общежитие. Зима, утренние сумерки, когда студенты, дожевывая на ходу булочки и сосиски, выскакивают из буфета, торопясь к началу занятий в университете. Но что за оказия? Перед выходом – дружинники, явно не студенческого возраста. Светлокожих студентов пропускают, темнокожих – нет. Тут же в фойе – ректор. Уставшим голосом втолковывает обступившим его африканцам: «У вас сегодня занятий не будет. Карантин!» Недоумение растет: «Почему для русских нет карантина?.. Почему нельзя сходить в магазин за покупками? А еще – к врачу…». — «Ничего. Составим списки, кому что требуется, и товары сюда привезут. Организуем врачебный прием в общежитии». Африканцы все равно недовольны. Некоторые идут к окнам в конце коридора, пробуют открыть их с явным намерением выпрыгнуть на улицу. Но из автобусов появляются суровые милиционеры…

Словом, иностранцы оказались как бы под домашним арестом. Правда, им внушали, что сделано это ради их безопасности: властям стало известно, что группы хулиганов готовятся напасть на темнокожих студентов…

Не думай, читатель, что это один из эпизодов нынешних дней, когда довольно регулярно появляются сообщения об убитых или избитых на улицах российских городов студентов афро-азиатского облика. Упомянутое событие случилось 45 лет назад. Место действия – Ленинград. Но поводом для «карантина» явились действительно нападения, подобные нынешним.

Писать о таких событиях газетам того времени запрещалось. Но мы, советские студенты, жившие вместе с африканцами, еще не один день обсуждали случившееся. Нам было непонятно, почему у некоторых соотечественников такая агрессия в отношении студентов из развивающихся стран. Интернациональное воспитание тогда, что называется, было раскручено на всю катушку, дружбу и братство народов, освободившихся от колониализма, с утра до ночи прославляли в теле- и радиопередачах, кино, газетах. И не было отбоя от желающих поработать в одной из таких стран… Тем не менее темными вечерами вокруг общежитий толклись развязные парни, поджидавшие иноземца…

Свидетелем другого поразительного события я стал три года спустя, в промозглый апрельский день. Возле главного здания Ленинградского госуниверситета толпа милиционеров проводила акцию в отношении кучки вьетнамских девушек и юношей, вышедших на демонстрацию против бомбежек Вьетнама авиацией США. В такое трудно поверить, ведь наша страна всеми силами помогала Вьетнаму противостоять американской агрессии. И вдруг мы против того, чтобы полсотни студентов прошли по тротуарам Ленинграда с бумажными транспарантами: «США – руки прочь от Вьетнама!» и т.п. Но это было. Меня самого чуть не увезли в каталажку: вместе с другими случайными зрителями я громко возмущался «милицейским безобразием». А милиционеры со свирепыми лицами выдергивали из толпы, вцепившейся чуть ли не зубами в старинную чугунную ограду, по одному худосочному вьетнамцу, заталкивали их в арестантские «уазики», топтали лозунги и самодельные флаги… «Русские братья! – пыталась «митинговать» девчушка. – Мы же не против вас…». «Молчать, с…а!» – было ей ответом.

Именно это потрясало сильнее всего: озлобление людей в шинелях. Понятно, они исполняли приказ, родившийся по неведомым нам причинам. Но почему с такой злобой и ожесточением?

Забыть те давнишние эпизоды не позволяет нынешняя действительность. Несколько лет то и дело появляются сообщения о нападениях на темнокожих иностранцев. Уже даже власти, прокуратура и суды признают, что отнюдь не всегда это банальное хулиганство, чаще – проявления националистических, расистских настроений. По данным одного из исследовательских центров, в 2005 году от рук расистов пострадали около 400 человек, 37 погибли. В 2006 году убитых оказалось 39, пострадавших – свыше 300. Цифры, согласитесь, страшные, тенденция – тревожная.

В нынешних СМИ, да и в самом обществе, рассуждений, высказываний о причинах нарастания враждебности к иноземцам-иноверцам – с избытком. Как обычно, основные мнения примыкают к крайностям. Одни утверждают, что ксенофобия издавна присуща «национальному менталитету»… Другое типичное мнение: «Понаехали тут... житья от них нет». С ним солидарны иные политологи: «Грабительские антинародные реформы ввергли массы в нищету, мальчишки из бедных семей таким образом выражают социальный протест, тем более что власти и правоохранительные органы позволяют иноверцам вести себя высокомерно, захватывать наши ресурсы и торговлю…» Это мнение встречается в «патриотических» изданиях и в стихийных дискуссиях…

Вот и вспоминаются давние ленинградские эпизоды. Тогда экономика была безраздельно государственной, никакой захват иноземцами ей не грозил. И выходцев с Кавказа и Средней Азии на рынках было несравненно меньше, во всяком случае, в Питере. Важно также заметить, что Питер, как и Москва, не знал того дефицита продуктов, от которого страдала остальная страна. И для хорошо оплачиваемой работы, учебы, отдыха молодежи возможностей было полно. А нападения на темнокожих студентов были достаточно часты. Так что бедность части общества – еще не причина ненависти к иноплеменникам.

Но спекулятивны и разговоры о древних исторических корнях «русской ксенофобии». Сошлюсь на авторитетное мнение глубокого исследователя этнической истории – Льва Гумилева: «Надо отдать должное уму и такту наших предков. Они относились к окрестным народам как к равным, пусть даже не похожим на них. И благодаря этому они устояли в вековой борьбе, утвердив как принцип не истребление соседей, а дружбу народов… Идея национальной исключительности была чужда русским людям…»

Тогда откуда же нынешние столь явные ксенофобские настроения? Понятно, вопрос этот требует многотомных исследований научных коллективов. Важно также сопоставлять и фокусировать все мнения. Автор этих строк, решившийся высказать несколько собственных суждений, отнюдь не претендует ни на какое подобие «высшей истины». Я лишь хочу подтолкнуть к размышлениям читателя, не ангажированного ни «радикальными либералами», ни «великодержавными националистами». Мне думается, что семена ксенофобии рассевали и рассевают безответственные сторонники искусственного возвеличивания России. Те, которым присуща, по словам философа Ивана Ильина, одержимость гордынею. «Сеятели» потрудились и в последние десятилетия существования монархии, и в советское время, когда, опять же по Ильину, людям внушались «пафос коммунистической революции» и нелепое чувство собственного превосходства над всеми другими народами». Действительно, мы так и жили: в одной государственной руке – знамя интернационализма, в другой – взваливание вины за наши материальные трудности на внутренних и «забугорных» вредителей. Понятно же, что чувство ненависти проще и сильнее чувства искренней дружбы и уважения людей, которые «непохожи на нас». Вот и внедрилось чувство ненависти в некоторую часть нашего общества довольно основательно.

Помню, в студенческих дискуссиях мы много обсуждали очевидный для нас, живущих в одних комнатах с афро-азиатскими парнями, факт: да, во многом они другие, чем мы. Это же понятно – другая история, культура, окружающая среда, разное социальное положение. И весьма слабое представление о том, в какую страну они приехали учиться. Порой общаться с ними было даже неприятно. Но все это, были мы убеждены, не значит, что непохожие на нас – враги наши. Наоборот, надо совместно искать пути сближения ментальности, культур, представлений о будущем всех людей планеты. Вот только кто и когда честно начнет эту работу?

Оставьте ваш отзыв
ФИОВаше имя или ник (псевдоним)
E-mailУкажите ваш e-mail для ответа
ГородСтрана (если не РФ), город
ТекстВ тексте распознаются гиперссылки http://site.ru/page.html и электронная почта mail@mail.ru
АнтиспамВведите в поле цифры на изображении → Введите в поле цифры на изображении
Выделенные поля обязательны для заполнения

Партнеры


Официальный сайт администрации Курской области

Официальный сайт Общественной палаты Курской области, комитета внутренней политики Администрации Курской области

Официальный сайт телерадиокомпании Сейм

Стратегия Президента

www.gosuslugi.ru

Работа в России

© 2003–2018, АУКО
«Редакция газеты « Курская правда»,

e-mail: info@kpravda.ru
телефон: (4712) 51-24-62
При использовании информации ссылка на сайт обязательна. 
Размещение рекламы
г. Курск, ул. Максима Горького, д. 9
телефон: (4712) 51-11-35
e-mail: reklama@kpravda.ru
Посетители сайта
Сегодня: 551
Вчера: 2 758
Всего: 9 893 827