Об инвестиционном климате и инвестиционной политике в Курской области

Номера 2019 года  :  № 2  :  Экономика11 января 2019ПечатьОтзывы

(продолжение)

Будет также организована работа по внесению документов, связанных с проведением проверок, осуществляемых органами исполнительной власти Курской области и подведомственными им организациями, осуществляющими контрольно-надзорную деятельность, в специальную государственную информационную систему. Обобщение всей информации о контрольно-надзорных мероприятиях, проводимых органами исполнительной власти, осуществляет комитет по экономике и развитию Курской области.

А вот координирующего органа, который обладал бы всей полнотой информации о проведенных в области проверках, включая проверки, проводимые федеральными структурами, расположенными на территории Курской области, и органами местного самоуправления, на сегодня нет. Возвращаясь к нашим позициям в Национальном рейтинге по контрольно-надзорной деятельности, эту работу необходимо проводить.

Считаю, что уполномоченный по защите прав предпринимателей Курской области должен возглавить работу по аккумулированию всей информации о количестве и длительности проверок, проведенных всеми контролирующими органами в отношении бизнес-структур, да и органов власти Курской области. Жду к 1 апреля 2019 года эту обобщенную информацию для разработки плана действий по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Курской области.

Создание индустриальных парков – необходимое условие реализации еще одного национального проекта – «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», составной частью которого является проект «Создание системы акселерации субъектов малого и среднего предпринимательства». Он предусматривает создание 129 промышленных парков в Российской Федерации, призванных обеспечить субъектам малого и среднего предпринимательства льготный доступ к производственным площадям в целях создания производственных и инновационных компаний.

План объектов инфраструктуры, который ежегодно разрабатывается и утверждается в Курской области, должен стать работающим документом, а не просто планом для размещения на сайте в подтверждение выполнения целевых моделей и требований стандарта АСИ. Поручаю органам исполнительной власти, причастным к его подготовке, более ответственно подойти к разработке этого документа в 2019 году.

А теперь о том, на кого мы делаем ставку в решении вопросов по созданию и развитию индустриальных парков и особой экономической зоны.

В области действует АО «Агентство по привлечению инвестиций Курской области», но пока особой результативности в его деятельности нет. Опыт работы других регионов показывает, что именно аналогичные структуры являются двигателями регионального развития.

В следующем году будет произведена серьезная «перезагрузка» работы этого института развития. Кроме АО «Агентство по привлечению инвестиций Курской области», которое сосредоточится исключительно на работе по созданию и обустройству индустриальных парков, будет создано автономное учреждение, которое будет заниматься работой по привлечению инвесторов, сопровождением инвестиционных проектов по принципу одного окна, взаимодействием с федеральными институтами развития.

В случае создания особой экономической зоны промышленно-производственного типа будет создана специализированная управляющая компания, которая будет работать с Министерством экономического развития Российской Федерации по всем вопросам привлечения средств федерального бюджета на создание объектов инфраструктуры. Опыт работы других регионов показывает, что каждым индустриальным парком должна заниматься своя управляющая компания, в противном случае обеспечить эффективность деятельности парка, или ОЭЗ, не получится.

Для продвижения всех этих новых объектов, да и в целом для продвижения инвестиционного потенциала области, необходимо разработать бренд региона, который со временем станет узнаваемым не только в Российской Федерации, но и за рубежом. Такое мероприятие предусмотрено Инвестиционной стратегией Курской области. Поручаю при первом же уточнении областного бюджета предусмотреть средства, заявленные комитетом по экономике и развитию для разработки бренда, в его смете.

К этой работе должны быть привлечены не только специалисты-профессионалы, которые имеют опыт разработки региональных брендов, но и жители области, деятели культуры и науки, общественность. Должен быть придуман визуальный символ нашего бренда, который будет использоваться и региональными организациями, поставляющими свою продукцию на экспорт. Продукция под маркой «Сделано в Курской области» должна стать гарантией качества и инновационности.

Визитной карточкой области должна стать не только выпускаемая в ней продукция, но и автомобильные дороги.

Поэтому второй приоритет для привлечения инвестиций – автомобильные дороги. Сегодня уже упоминались позиции Курской области в Национальном рейтинге по показателю удельного веса автомобильных дорог области, соответствующих нормативным требованиям. Это положение нас не может удовлетворять. Именно поэтому 2019 год мной объявлен «Годом автомобильных дорог».

В 2019 году мы будем активно внедрять региональный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Уже в следующем году стоит задача увеличить показатель удельного веса автомобильных дорог области, соответствующих нормативным требованиям не менее, чем на 8 процентных пунктов – до 49,6%. По Курской городской агломерации этот показатель должен составить около 59%. Для повышения качества дорожного строительства будут применяться новые технологии и материалы, включенные в Реестр новых и наилучших технологий, материалов и технологических решений повторного применения. С целью повышения безопасности дорожного движения количество стационарных камер фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения на автомобильных дорогах федерального, регионального или межмуниципального, местного значения в 2019 году возрастет на 23 процентных пункта к уровню декабря 2017 года.

Объем финансирования этих мероприятий в 2019 году составит 1,7 млрд рублей, в том числе 1,3 млрд рублей – средства федерального бюджета.

Мы понимаем, что этого явно недостаточно для того, чтобы заметно и быстро улучшить ситуацию с качеством дорог в области. Национальный проект касается федеральных, региональных, межмуниципальных, местных дорог, а ведь отдельной проблемой являются дороги внутри сельских населенных пунктов, и ее тоже надо решать.

Обеспеченность региона качественными дорогами – один из важных факторов инвестиционной привлекательности территории. Инвесторам это важно не только для достижения производственных целей, но и для достижения комфортных условий пребывания в регионе.

Если мы ставим перед собой задачу привлечения серьезных инвесторов, в том числе иностранных, то должны обеспечить им и их семьям достойный уровень жизни. Прошу понять, мы не собираемся для иногородних инвесторов создавать эксклюзивные условия жизни, но иногда именно уровень благоустройства жизненного пространства, социального развития становится дополнительным фактором, который «срабатывает» в пользу региона при принятии инвестором решения о размещении нового производства. А стремимся мы к тому, чтобы все жители области ощутили повышение качества жизни!

Ради этого будут осуществляться региональный проект «Формирование комфортной городской среды в Курской области», проекты в сфере здравоохранения, образования, демографии.

Уже в 2019 году будут реализованы мероприятия по благоустройству мест массового отдыха населения Курской области (городских парков), общественных территорий (набережные, центральные площади, парки и другие пространства) муниципальных образований, предусмотренные государственными (муниципальными) программами формирования современной городской среды. Объем финансирования этих мероприятий составит почти 400 млн рублей. Значительные средства предусмотрены на строительство новых школ, больниц, учреждений культуры и социальной сферы.

Говоря о финансировании наших программ, мы называем суммы бюджетных средств, предусмотренных в федеральном и областном бюджетах.

Но возможности бюджета все-таки ограничены, а потребности в модернизации социальной сферы велики. И одним из реальных источников финансирования социальных и инфраструктурных проектов я вижу государственно-частное, муниципально-частное партнерство, на развитии которого мы сосредоточимся в 2019 году. На наши низкие позиции в рейтинге ГЧП влияют несколько факторов, но самый основной – отсутствие осуществленных проектов на условиях ГЧП, или концессионных соглашений. Если быть точным, то концессионных соглашений заключено много.

На сайте администрации Курской области размещен реестр концессионных соглашений, заключенных муниципальными образованиями Курской области. Их более 200. Мы прекрасно видим, что эти соглашения практически никогда не содержат инвестиционных обязательств концессионера, заключаются на короткие сроки. Естественно, что ни одно из этих соглашений не засчитывается Министерством экономического развития Российской Федерации, как полностью соответствующее требованиям федерального законодательства, поэтому при формировании рейтинга регионов Российской Федерации по уровню развития ГЧП у Курской области по фактору «Опыт реализации проектов ГЧП/МЧП» баллов, можно сказать, нет.

В то же время мы прекрасно понимаем причины, которые толкают органы местного самоуправления на заключение новых подобных соглашений. Реальных инвесторов, готовых вкладывать средства в объекты водоснабжения, теплоснабжения, расположенные в районах области, нет. Здесь много факторов: и незавершенность юридических процессов оформления прав на объекты недвижимого имущества, значительная изношенность сетей и объектов, и, соответственно, их инвестиционная непривлекательность. Серьезной причиной является недостаточный уровень квалификации специалистов районных администраций.

Проекты ГЧП/МЧП, концессионные проекты – сложная тема, они требуют от специалистов очень высокого уровня подготовки. Мы понимаем, что муниципалитетам сложно это обеспечить.

Для проведения реальных изменений по этому направлению необходимо создать Центр развития ГЧП в форме бюджетного учреждения. Для работы в нем будут привлекаться грамотные специалисты в сфере экономики, юриспруденции, технологий. Именно они возьмут на себя основную работу по подготовке проектов, которые можно реализовать на условиях ГЧП, по привлечению инвесторов и осуществлению с ними работы. Мы уже сегодня видим ряд объектов, которые нуждаются в глубокой реконструкции и модернизации, например Курский аэропорт, все это можно осуществить, привлекая частных инвесторов. Примеры таких проектов в других регионах есть, нужно активнее использовать наработанную практику.

Я не хочу, чтобы руководители органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления решили, что все заботы по внедрению механизмов ГЧП от них уйдут. Действующее законодательство не позволяет передавать все полномочия бюджетным учреждениям, поэтому те процедуры, которые в соответствии с законодательством должны осуществлять органы исполнительной власти или органы местного самоуправления, за ними останутся. Центр ГЧП для органов власти всех уровней станет реальным помощником в продвижении проектов ГЧП.

Предметом соглашений ГЧП/МЧП или концессионных соглашений является недвижимое имущество, за исключением проектов в сфере информационных технологий. А большая часть имущества закреплена за органами местного самоуправления. И это та база, которую вы, уважаемые руководители муниципальных органов власти, можете использовать для обеспечения развития своих районов. Не надо «замахиваться» на грандиозные проекты. Используя свои права по предоставлению на льготных условиях земельных участков, объектов недвижимости, уверен, можно найти местных предпринимателей, которые будут заинтересованы в реализации проектов по реконструкции скверов и парков районных центров, установки там платных и бесплатных аттракционов, кафе, и все это можно облечь в рамки проекта муниципально-частного партнерства, или концессии.

Особенно обидно, что такие возможности не используются в крупных городах – Курске, Железногорске, Курчатове. В итоге имеем многолетние пустыри в центре Курска, которые позорят облик города.

Уважаемые руководители муниципальных органов власти! Я уже неоднократно говорил, что с очень большим уважением отношусь к вашей деятельности и понимаю, насколько сложно вам работать. Но муниципальное управление должно меняться!

Работа, которая проводится в муниципальных образованиях по привлечению инвесторов, зачастую абсолютно формальная: формальные «дорожные карты» по внедрению муниципального инвестиционного стандарта; формальные муниципальные программы по улучшению инвестиционного климата, практически ни у кого не содержащие финансирования мероприятий; формально работающие Советы по улучшению инвестиционного климата, а иногда созданные только на бумаге. Об отсутствии реальной работы по внедрению проектов МЧП мы уже говорили.

Поймите, инвесторы не прощают формального отношения к себе, они просто обойдут стороной муниципальный район, и никакого развития в районе не будет. Даже там, где уже работают крупные компании, поток больших инвестиций, рано или поздно, резко уменьшится по объективным причинам, а двигаться вперед нужно постоянно.

Это невозможно сделать без повышения уровня открытости власти, честности и прозрачности принимаемых решений. Нужно объяснять и населению, и инвесторам, почему мы принимаем то или иное решение, и как мы будем достигать намеченных целей. Поэтому и на региональном, и на местном уровне необходимо активнее работать со средствами массовой информации.

В областной администрации станет практикой проведение встреч, сессий с предпринимательским сообществом, инвесторами для обсуждения острых проблем. Они будут проходить или с моим личным участием, или с участием заместителей губернатора с выработкой конкретных решений и поручений.

Такая же работа должна быть выстроена и в муниципальных органах власти. Я понимаю, что придется многое ломать в стиле управления и своем, и своих подчиненных, но без такой «перезагрузки» обеспечить в области экономический прорыв не получится.

А для этого нужно учиться, невзирая на возраст и звания. На уровне областной администрации мы уже начали эту работу.

Курская область является пилотным регионом по внедрению управления, нацеленного на достижение больших быстрых результатов. На базе Юго-Западного государственного университета проведено две стратегические сессии с участием руководителей органов исполнительной власти области, специалистов из Российской академии народного хозяйства и государственной службы, консалтинговых организаций, на которых прошло ознакомление с передовыми системами государственного управления, а также было положено начало выработке основных направлений стратегического развития области на перспективу.

В следующем году работа будет продолжена в гораздо более масштабном формате. К ней будет привлечено около тысячи специалистов органов исполнительной власти области и муниципальных органов власти, специалистов федеральных структур, коммерческих организаций, представителей общественных объединений и гражданского общества.

Объединившись в проектные команды, эти люди будут вырабатывать конкретные механизмы, пути движения для достижения тех основных направлений, которые мы определим по итогам двух сессий. Результаты всей этой работы будут вынесены на широкое обсуждение, и каждый гражданин не только сможет высказать свое мнение о формируемой стратегии, но и направить предложения для ее улучшения.

Уважаемые коллеги! Это послание предназначено всем участникам инвестиционного процесса. Очень жду от предпринимательского сообщества конструктивных предложений по улучшению инвестиционного климата. Надеюсь также, что в своей деятельности вы всегда будете помнить, что территория Курской области – благодатный в природном плане уголок России, и мы обязаны сохранить природу нашего края для будущих поколений. А те инвестиции, которые вы сегодня вкладываете в наш регион – источник не только производственного развития, но и роста уровня благосостояния жителей области.

Я сегодня часто упоминал наши позиции в различных рейтингах. Так уж сложилось, что нашу работу оценивают и сравнивают с другими регионами по показателям. Но самый главный показатель – качество жизни курян, и вместе с вами мы приложим все усилия для достижения достойного уровня жизни всех слоев населения. Нам надо создать условия для самореализации наших граждан и счастливой жизни сегодняшнего и будущих поколений Курской области!

Оставьте ваш отзыв
ФИОВаше имя или ник (псевдоним)
E-mailУкажите ваш e-mail для ответа
ГородСтрана (если не РФ), город
ТекстВ тексте распознаются гиперссылки http://site.ru/page.html и электронная почта mail@mail.ru
АнтиспамВведите в поле цифры на изображении → Введите в поле цифры на изображении
Выделенные поля обязательны для заполнения

Спецпроект



Спецпроект

Социальные сети


Instagram

Партнеры


Официальный сайт администрации Курской области

Официальный сайт Общественной палаты Курской области, комитета внутренней политики Администрации Курской области

Официальный сайт телерадиокомпании Сейм

Стратегия Президента

www.gosuslugi.ru

Работа в России

© 2003–2019, АУКО
«Редакция газеты « Курская правда»,

e-mail: info@kpravda.ru
телефон: (4712) 51-24-62
При использовании информации ссылка на сайт обязательна. 
Размещение рекламы
г. Курск, ул. Максима Горького, д. 9
телефон: (4712) 51-11-35
e-mail: reklama@kpravda.ru
Посетители сайта
Сегодня: 3 547
Вчера: 3 722
Всего: 10 564 225