Об инвестиционном климате и инвестиционной политике в Курской области

Номера 2019 года  :  № 2  :  Экономика11 января 2019ПечатьОтзывы

Инвестиционное послание на 2019 год врио губернатора Курской области Романа Старовойта

Я впервые в качестве временно исполняющего обязанности губернатора Курской области обращаюсь к вам с инвестиционным посланием. За время своего пребывания в этой должности я уже неоднократно высказывал мнение об основных направлениях развития области, постараюсь детализировать понимание механизмов, с помощью которых мы сможем достичь запланированных результатов.

Хочу еще раз акцентировать внимание на том, что цель всех преобразований, которые позволят совершить прорыв в экономике, – качественное улучшение жизни населения Курской области, наших с вами сограждан, которые своим трудом создали экономический потенциал региона и которые достойны лучшей жизни здесь и сейчас, именно там, где они родились и выросли.

Потенциал создан действительно хороший, есть все условия формирования на его основе современной цифровой экономики, дальнейшего развития базовых отраслей хозяйства и создания совершенно новых отраслей.

В регионе действуют стратегические документы, определяющие перспективы развития области – Стратегия социально-экономического развития Курской области до 2020 года, Инвестиционная стратегия до 2025 года, схема территориального планирования, государственные программы. Сейчас ведется разработка Стратегии социально-экономического развития до 2030 года и региональных проектов.

Можно с полным основанием говорить о том, что исполнение этих документов обеспечило поступательное движение экономики области.

В Инвестиционной стратегии Курской области до 2025 года определены приоритетные для инвестирования отрасли экономики: это сельское хозяйство; обрабатывающие производства, прежде всего – пищевая и перерабатывающая промышленность; добыча полезных ископаемых; электроэнергетика.

Оценивая итоги реализации Инвестиционной стратегии Курской области в 2018 году, мы по праву можем гордиться результатами работы по многим направлениям. По производству сельскохозяйственной продукции мы занимаем передовые позиции не только в Центральном федеральном округе, но и в Российской Федерации в целом.

Положительную динамику мы имеем и в промышленности. Индекс промышленного производства ежегодно превышает 100% к уровню предыдущего периода. По итогам 2018 года он оценивается на уровне 103%, а в обрабатывающих отраслях – 102%. По итогам работы в 2018 году строительной отрасли мы ожидаем 100% к уровню 2017 года.

Все эти результаты достигаются благодаря инвестициям, которые компании вкладывают в развитие своих производств. Объем инвестиций в 2018 году оценивается в объемах, превышающих 100 млрд рублей с положительной динамикой к уровню 2017 года.

Продолжалась реализация инвестиционных проектов в различных отраслях. Напомню о наиболее масштабных из них.

АО «Концерн Росэнергоатом» продолжает строительство станции замещения АЭС-2 с объемом инвестиций по сооружению двух блоков – более 320 млрд рублей. Это станет важным катализатором для развития других отраслей экономики, создаст новые рабочие места, позволит курским строительным организациям нарастить объемы выполняемых работ и обеспечит ряд промышленных предприятий, прежде всего стройиндустрии, заказами.

Компания «Металлоинвест» реализует инвестиционные проекты, направленные на модернизацию и техническое перевооружение ПАО «Михайловский ГОК». В настоящее время на комбинате проводятся работы по строительству дробильно-конвейерного комплекса на бортах карьера с объемом инвестиций более 10,5 млрд рублей.

Промышленность Курской области можно охарактеризовать как моноотраслевую. Удельный вес двух отраслей – добыча полезных ископаемых и обеспечение электрической энергией, газом и паром (ведущие предприятия ПАО «Михайловский ГОК» и филиал АО «Концерн Росэнергоатом» «Курская АЭС») – в общем объеме промышленного производства составляет более 42% (доля в отгруженной продукции).

Задача диверсификации производства – одна из основных, поставленных стратегическими документами Курской области. Можно отметить положительные результаты ее выполнения: за счет развития пищевой и перерабатывающей промышленности, химического производства, машиностроительного комплекса доля обрабатывающих отраслей в структуре промышленного производства достигла в 2017 году 55,9% (в 2002 году – 43%).

Это во многом является результатом модернизации предприятий, расширения и усовершенствования ассортимента выпускаемой продукции.

Активную инвестиционную политику проводят компании, работающие в агропромышленном комплексе Курской области.

АПХ «Мираторг» продолжает реализацию масштабного проекта в Курской области по удвоению свиноводства с объемом инвестиций около 94 млрд рублей. В Октябрьском районе в настоящее время ведется строительство крупнейшей в стране мясохладобойни мощностью по пере­работке 4,5 млн голов свиней в год. В 2018 году в Фатежском районе закончено строительство овцеводческого комплекса закрытого типа с круглогодовым стойловым содержанием высокопродуктивного поголовья мелкого рогатого скота в Курской области. Стоимость проекта 2,385 млрд рублей.

В 2018 году компания ООО «Агропромкомплектация – Курск» при­ступила к строительству в Железногорском районе молочного комплекса на 6000 голов крупного рогатого скота с пунктом по приемке и первичной переработке молока. Это самый крупный в Курской области молочный комплекс с объемом инвестиций более 3,4 млрд рублей. Завершение строи­тельства данного объекта запланировано на 2019 год.

В 2018 году завершена реализация инвестиционных проектов по строительству двух свинокомплексов и комбикормового завода общей стоимостью 5,7 млрд рублей. Кроме того, данной компанией будет завершена реализация начатых в 2018 году инвестиционных проектов по строительству еще трех свиноводческих комплексов в Дмитриевском районе с общим объемом производства мяса свиней 150 тыс. тонн в год. Объем инвестиций составит 6,5 млрд рублей.

В мае 2018 года грибоводческим комплексом ООО «Грибная радуга» введена в эксплуатацию вторая очередь объекта по производству грибов мощностью около 10 тыс. тонн в год. Ведется строительство третьей очереди, завершение которой планируется в 2019 году. Производство гри­бов будет доведено до 17 тыс. тонн, что позволит на 14 процентов закрыть потребности российского рынка в данной продукции.

Перечень можно продолжать, но узкие рамки послания не позволяют назвать все организации, проводящие активную инвестиционную политику.

Реализация проектов стала в значительной степени возможной благодаря государственной поддержке, которая была оказана администрацией Курской области при использовании средств федерального бюджета.

Инвесторам на конкурсной основе предоставляются средства областного бюджета по возмещению части процентных ставок по кредитам, полученным на реализацию инвестиционных проектов.

Семь инвестиционных проектов реализуются в режиме наибольшего благоприятствования, что позволяет компаниям применять льготу по налогу на имущество организаций, в части имущества, созданного в ходе реализации инвестиционных проектов.

Пять предприятий области получили льготные займы федерального Фонда развития промышленности на общую сумму около 730 млн рублей на реализацию проектов по созданию новых производств («Курскхимволокно», «Курскрезинотехника», «Полипак», «Готэк-Литар», «Готэк-Принт»). В настоящее время на рассмотрении в федеральном Фонде развития промышленности находятся документы ООО «Исток+», претендующего на получение льготного займа.

Федеральным и региональным фондами развития промышленности Курской области в текущем году одобрено предоставление льготного займа на реализацию инвестиционного проекта ООО «Совтест АТЕ». Льготный кредит по программе стимулирования кредитования субъектов малого и среднего бизнеса предоставлен этому же предприятию на реализацию проекта по организации производства современной радиоэлектронной продукции. Общий объем поддержки составил 220 млн рублей.

В декабре текущего года состоялось заседание Наблюдательного совета Фонда развития промышленности Курской области, на котором одобрено предоставление ООО «Комплект» региональной составляющей льготного займа.

С целью привлечения инвестиций в аграрное производство региона в качестве одной из мер государственной поддержки является предоставле­ние льготных инвестиционных кредитов с процентной ставкой до 5%.

Предоставляются субсидии по различным направлениям. В 2018 году организации агропромышленного комплекса области получили субсидии в сумме 5 млрд рублей, в том числе из областного бюджета – 991 млн рублей.

Осуществлялась поддержка организаций, относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства. Область выполняет поручения Президента Российской Федерации по росту доли субъектов малого и среднего предпринимательства в ВРП.

По состоянию на 15.12.2018 г. проведено семь заседаний конкурсной комиссии по отбору проектов, представленных на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, для предоставления субсидий. Государственная финансовая поддержка в виде субсидии направлена на реализацию 33 проектов субъектов малого и среднего предпринимательства (начинающих предпринимателей, возмещению затрат промышленных предприятий, связанных с модернизацией производства, участием в межрегиональных и международных выставках-ярмарках, сертификацией и патентованием, уплатой налога).

В соответствии с рекомендациями Мин-

экономразвития России в регионе на базе единого центра – Ассоциации микрокредитной компании «Центр поддержки предпринимательства Курской области» действуют пять объектов инфраструктуры, оказывающих информационно-консультационную и финансовую поддержку предпринимателям, с капитализацией более 400 млн рублей гарантийного фонда и микрофинансовой организации.

Область проводит активную работу по внедрению целевых моделей улучшения инвестиционного климата. На 1 декабря процент исполнения целевых моделей составил 92% при средне российском значении 89%. В результате реализации мероприятий целевых моделей:

-сократились сроки выдачи разрешений на строительство, и в 2018 году они составляют 57 дней при необходимости выполнения всего 4-х процедур;

-сроки подключений к электросетям составляют 90 дней при соблюдении нормативного значения;

-сроки регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества составляют 5 дней при целевом значении не более 9 дней; доля заявлений, рассмотрение которых приостановлено, составила 2,46% (при плановом значении к 31.12.2018 – 5,8%);

-постановка на кадастровый учет объектов недвижимости теперь осуществляется за 3 дня; доля заявлений, рассмотрение которых приостановлено, составила 15,82% (при плановом значении к 31.12.2018 – 17%).

В области проводилась системная работа по улучшению инвестиционного законодательства, совершенствованию работы Совета по улучшению инвестиционного климата и взаимодействию с инвесторами, работе институтов развития. На заседании Государственного совета по вопросам улучшения инвестиционного климата в регионах, состоявшемся 27.12.2017 г., инвестиционное законодательство Курской области было представлено в докладе Президента Российской Федерации В.В. Путина в качестве лучшей практики.

В 2018 году выполнены все мероприятия, предусмотренные Инвестиционной стратегией Курской области до 2025 года, ожидается выполнение всех целевых показателей Стратегии.

Курская область занимает достойные места в рейтингах различных рейтинговых агентств. Так, область включена в число 20 регионов Российской Федерации из 40 лидеров, отмеченных по итогам оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ по достижению высоких темпов наращивания экономического (налогового) потенциала территорий за 2017 год, как получивших наивысшие показатели в 2017 году. За достигнутые результаты Правительством Российской Федерации Курской области перечислен грант в размере 512,6 млн рублей.

По оценке рейтингового агентства «Эксперт РА», Курская область входит в категорию 3А1, говорящую о минимальных инвестиционных рисках. По итогам последнего исследования, проведенного компанией в 2018 году, Курская область при сохранении своих позиций по инвестиционному потенциалу – 37 место из 85 субъектов Российской Федерации улучшила позиции по инвестиционным рискам, переместившись с 10 на 9 место. Регион в последние пять лет стабильно входит в десятку наиболее безопасных регионов с точки зрения рисков вложения инвестиций.

В текущем году Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство (Акционерное общество) присвоило Курской области и выпуску облигаций Курской области кредитный рейтинг A(RU), прогноз – «Стабильный».

Безусловно, все эти результаты радуют и заслуживают высокой оценки. Но мы прекрасно знаем, что по ряду позиций оценки бизнеса расходятся с оценками профессиональных экспертов, базирующихся на изучении документов.

В Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата субъектов Российской Федерации область находится на 62 месте. Рейтинг включает в себя большинство показателей, по которым ведется работа и по целевым моделям, но оценку показателей в Национальном рейтинге делает бизнес. Именно по результатам его опросов ранжируются регионы. Конечно, есть понимание несовершенства методики проведения Национального рейтинга, что признает АСИ и планирует вносить изменения и в перечень показателей, и в методику их оценки.

Но все регионы оценивают по одной методике. А у курского бизнеса, очевидно, есть повод судить о действиях власти по ряду направлений, как о недостаточных для того, чтобы признать инвестиционный климат региона благоприятным.

Так или иначе, но 62 место – это не наша позиция, и я ставлю задачу перед всеми структурами администрации области, чтобы не более чем за пять лет область вошла в двадцатку лучших регионов по показателям Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации. Очень рассчитываю, что и территориальные подразделения федеральных органов власти, органы местного самоуправления также подключатся к решению этого вопроса.

Анализируя показатели рейтинга, мы видим, по каким направлениям нам необходимо провести кардинальные улучшения работы органов власти всех уровней.

Самой проблемной зоной остается контрольно-надзорная деятельность, об этом говорилось и в предыдущем Инвестиционном послании. Это комплексная проблема федерального уровня, завязанная на неурегулированности ряда нормативных актов. Но зачастую проблемы федерального уровня усугубляются действиями конкретных чиновников федеральных, региональных и муниципальных органов власти на местах, и здесь мы должны навести порядок. Среднее количество контрольно-надзорных мероприятий в год, приходящихся на одну организацию в Курской области, составило 3,12 мероприятия, что значительно превышает среднее значение даже по самой худшей группе «Е», в которую мы попали – 2,57 мероприятия в год.

На стабильно низких позициях мы находимся по показателю «Доля дорог, соответствующих нормативным требованиям», входя в предпоследнюю группу «D». Наш показатель по итогам 2018 года – 41,3%, что, конечно, не может устраивать инвесторов, планирующих работать или работающих в Курской области.

Большой проблемой остается вопрос подключения к электросетям. Здесь мы из трех оцениваемых показателей по двум попали в предпоследнюю группу «D» со значением по среднему времени подключения к электросетям 85,45 дня. Учитывая, что в регионах, попавших в высшую группу «А», для подключения к электросетям требовалось в среднем всего 39,76 дня, видно, какой большой резерв у нас есть по сокращению времени для начала реализации проектов инвесторов.

На стабильно низких позициях мы находимся по показателю «Оценка механизма государственно-частного партнерства». Это уже данные Министерства экономического развития Российской Федерации. Самый большой негативный эффект от этого даже не в том, что показатель в незначительной степени, но снижает наш общий рейтинг, а в том, что из-за неразвитости механизмов ГЧП мы при ограниченности бюджетных ресурсов не привлекаем средства частных инвесторов для создания новых современных объектов транспортной, инженерной и социальной инфраструктур.

Снизились в 2017 году наши позиции по показателям «Каналы прямой связи инвестора с руководством субъекта», «Региональная организация по привлечению инвестиций и работе с инвесторами», «Интернет-портал об инвестиционной деятельности», «Информационный портал по вопросам поддержки и развития малого предпринимательства». Даже при понимании того, что сложно объективно оценить эти направления деятельности, считаю, что у нас есть все возможности улучшить свои позиции.

Теперь об основных шагах, которые, с моей точки зрения, необходимо предпринять в 2019 году для улучшения инвестиционного климата.

Вся наша работа должна строиться на положениях Указа Президента Российской Федерации В.В. Путина от 7 мая 2018 года №204

«О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 года».

Вы знаете, что он был принят в целях осуществления прорывного научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации, увеличения численности населения страны, повышения уровня жизни граждан, создания комфортных условий для их проживания, а также условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека. Все эти задачи стоят перед каждым субъектом Российской Федерации, в том числе и перед Курской областью.

Мы не сможем успешно реализовать поставленные задачи без существенного прироста инвестиций, качественного изменения их структуры.

Осуществление национальных проектов по направлениям «производительность труда и поддержка занятости»; «наука»; «цифровая экономика»; «международная кооперация и экспорт» напрямую связано с развитием промышленного потенциала области. И это основное направление, на котором мы должны сосредоточить усилия. При этом мы понимаем, что успехи в реализации одного направления позволят достичь положительных результатов в другом направлении, а все вместе даст мультипликативный эффект в экономике в целом.

Именно поэтому промышленность является приоритетом в отраслевом развитии экономики области. Это вовсе не значит, что будут сокращены объемы поддержки сельского хозяйства. Это значит, что должна вырасти поддержка промышленности. При этом мы в обязательном порядке будем исходить из принципа экономической эффективности предоставления государственной поддержки.

По каким направлениям мы будем двигаться для решения этой задачи.

Первое.Увеличение объемов и направлений поддержки промышленности.

Объем средств, предусмотренных отраслевым комитетам на поддержку предприятий промышленности, совершенно недостаточный для получения ощутимого эффекта для предприятий. Учитывая расширение масштабов кредитования инвесторов, необходимо увеличивать средства, предоставляемые на субсидирование части процентных ставок по кредитам, полученным организациями на реализацию инвестиционных проектов.

Заметно активизировалась работа Фонда развития промышленности Курской области, более привлекательными стали условия получения средств из Фонда, так что объемы его финансирования также надо увеличивать.

Средства Инвестиционного фонда Курской области ежегодно предусматриваются в областном бюджете, но остаются невостребованными, так как объявленные конкурсы признавались несостоявшимися. Они могут быть использованы на строительство объектов инженерной и дорожной инфраструктуры, необходимой для создания производственных объектов инвестора. Но, как правило, это затратные объекты и предусмотренных средств на их создание не хватит.

Также необходимо подумать над новыми направлениями поддержки промышленности.

В 2019 году мы продолжим совершенствование инвестиционного законодательства области. Сохраняя базовые подходы и процедуры к предоставлению государственной поддержки, будут внесены изменения, касающиеся новых направлений поддержки, о которых я уже говорил. В администрацию области поступали обращения инвесторов о принятии на территории области регионального закона об инвестиционном налоговом вычете.

Вопрос непростой, тем более что с 2019 года из доходной базы областного бюджета уходит налог на движимое имущество организаций. Только два субъекта Российской Федерации приняли закон об инвестиционном налоговом вычете. Но, учитывая нашу нацеленность на поддержку высокотехнологичных промышленных производств, вопрос о разработке регионального закона на эту тему также будет проработан.

С целью выработки политики по поддержке промышленности поручаю до 1 апреля 2019 года:

-комитету промышленности и транспорта Курской области подготовить обоснование потребности в средствах Фонда развития промышленности Курской области на 2019 год; совместно с комитетом жилищно-коммунального хозяйства и ТЭК Курской области проработать возможную потребность промышленных предприятий области в субсидии на создание инфраструктуры;

-комитету по экономике и развитию Курской области подготовить обоснование увеличения средств на предоставление на конкурсной основе субсидий на возмещение части процентных ставок по кредитам, полученным на реализацию инвестиционных проектов, а также обоснование потребности в средствах Инвестиционного фонда Курской области, а к 1 мая 2019 года подготовить предложения о принятии регионального закона об инвестиционном налоговом вычете.

Второе.Тема создания площадок, подготовленных с точки зрения инфраструктуры, настолько не новая, что не буду даже говорить о ее значимости для привлечения инвесторов. Юридически в 2015 году в области создан индустриальный парк «Юбилейный», но фактически он так и не заработал.

Будет создана проектная команда по решению вопросов строительства объектов инфраструктуры, соответствующих требованиям Постановления Правительства Российской Федерации №794.

В 2019 году получит свое развитие муниципальный индустриальный парк в г. Щигры, созданный в октябре 2018 года. На решение земельных вопросов, согласование концепции парка, согласование нормативного акта о присвоении площадке статуса «Индустриальный (промышленный) парк» и решение других проблем ушло немало времени. Сейчас все процедуры по созданию парка завершены.

Есть инвестор, заинтересованный в реализации крупного инвестиционного проекта на территории этого парка. Мы окажем ему самое широкое содействие в осуществлении планов по строительству маслоэкстракционного завода. Призываю администрацию г. Щигры активнее двигаться по развитию своего индустриального парка. Без ее участия вопросы создания новой или модернизации действующей инфраструктуры на этой площадке не решатся.

Продолжая тему подготовленных индустриальных площадок, хочу напомнить, что с августа 2018 года Президентом Российской Федерации В.В. Путиным снят мораторий на создание новых особых экономических зон. Ряд регионов, наших соседей уже подготовили проекты по созданию на своей территории таких зон.

Считаю, что нам необходимо тщательно проработать возможность и целесообразность создания ОЭЗ промышленно-производственного типа. Правительством Российской Федерации в 2017 году ужесточены требования к их созданию: учитывается и опыт, имеющийся в регионе по созданию индустриальных, или технопарков; требуются гарантии от потенциальных инвесторов о вложении инвестиций и подтверждение наличия таких средств; необходимо подтверждение обоснованности плановых показателей развития инженерной, транспортной, инновационной, социальной и иной инфраструктуры, предполагаемой к созданию особой экономической зоны и оценки стоимости затрат на ее развитие, и другие требования.

Но ряд компаний, с которыми уже проведены переговоры, заинтересованы в размещении новых производств на территории особой экономической зоны. Так что проработку этой темы мы будем осуществлять.

Именно создание промышленных парков, особой экономической зоны позволит привлечь на территорию области инвесторов, намеренных строить новые современные промышленные предприятия, что расширит промышленный и налоговый потенциал области. Мы заинтересованы в появлении высокотехнологичных производств, которые станут базой для создания в области IT-кластера и будут способствовать повышению технического и технологического уровня курской промышленности в целом, развитию потребности в качественном образовании и, соответственно, дальнейшему развитию наших базовых вузов.

Все это необходимые составляющие реализации регионального проекта «Цифровая экономика», к выполнению которого мы с вами уже приступили. В 2019 году будет осуществлено:

-внедрение в 100% органов исполнительной власти области межведомственного юридически значимого электронного документооборота с применением электронной подписи;

-создание и внедрение комплекса информационных систем принятия решений на базе Ситуационного центра губернатора Курской области.

Оставьте ваш отзыв
ФИОВаше имя или ник (псевдоним)
E-mailУкажите ваш e-mail для ответа
ГородСтрана (если не РФ), город
ТекстВ тексте распознаются гиперссылки http://site.ru/page.html и электронная почта mail@mail.ru
АнтиспамВведите в поле цифры на изображении → Введите в поле цифры на изображении
Выделенные поля обязательны для заполнения

Спецпроект



Спецпроект

Социальные сети


Instagram

Партнеры


Официальный сайт администрации Курской области

Официальный сайт Общественной палаты Курской области, комитета внутренней политики Администрации Курской области

Официальный сайт телерадиокомпании Сейм

Стратегия Президента

www.gosuslugi.ru

Работа в России

© 2003–2019, АУКО
«Редакция газеты « Курская правда»,

e-mail: info@kpravda.ru
телефон: (4712) 51-24-62
При использовании информации ссылка на сайт обязательна. 
Размещение рекламы
г. Курск, ул. Максима Горького, д. 9
телефон: (4712) 51-11-35
e-mail: reklama@kpravda.ru
Посетители сайта
Сегодня: 2 028
Вчера: 4 176
Всего: 10 433 346