Юрий Шумило: Вычеркните меня из списка актеров

Номера 2019 года  :  № 10  :  Культура31 января 2019ПечатьОтзывы

«Вот так мы отдыхаем, Джонни! А душе хочется чего-то другого…» – опустошив очередную рюмку, едва успевает произнести Николай Караченцов своему партнеру по фильму «Человек с бульвара Капуцинов» Андрею Миронову, как его вдруг прерывает лохматый дикарь с хриплым растянутым обращением: «Бииллиии!» Получает по физиономии от самого Николая Петровича и… исчезает из кадра. Такими незначительными эпизодами полна актерская карьера курянина Юрия Шумило, который, в основном не попадая в объектив, выполнял административную работу и распоряжался судьбой того самого «синема, от которого мы без ума».

«Сидим ночью на скамеечке в Бородино со Скляром…»

Караченцову 43. Миронову 46. Последнего не станет 16 августа 1987-го – меньше, чем через два месяца после премьеры фильма «Человек с бульвара Капуцинов», состоявшейся 23 июня того же года. И 27-летний, никому не известный курянин со звучной фамилией Юрий Шумило, которая, пожалуй, во многом определила его судьбу. Обращающий на себя внимание, яркий, некогда устраивающий беспорядки, он, как ни странно, научился за порядком следить… «Тишина на площадке!», – командовал он на «Капуцинах», и сам Миронов как-то в его сторону отпустил: «О! На площадке появился хозяин!»

Администратор, продюсер, редактор, издатель профессиональных журналов. И исполнитель мелких, сопутствующих ролей в кино – чаще всего, милиционеров или бандитов. «Что поделаешь, фактура» – с улыбкой вздыхает курянин.

Андрей Миронов на съемках «Человека с бульвара Капуцинов» назвал курянина «хозяином площадки»
Андрей Миронов на съемках «Человека с бульвара Капуцинов» назвал курянина «хозяином площадки»

А казалось бы, никаких предпосылок: учеба в курской школе №44, после восьмого класса – физкультурное отделение педучилища. А дальше жизнь у Юрия Аркадьевича складывалась насыщенная и необычная, все благодаря приятелю молодости – Игорю Скляру, который, уже будучи известным артистом, закончившим театральный институт, отправляясь на срочную службу из Курска в 23 года, незаметно увлек романтикой мира кулис и 20-летнего Юру.

«Помню, сидим ночью на скамеечке в парке Бородино с шампанским, а Игорек бархатным своим голосом рассказывает про Александра Блока и Серебряный век, про город поэтов и камня, низкое небо над каналами и дивную красоту питерских девушек... А парнем я был непростым, хулиганил немного, милиция даже тюрьмой грозила. Словом, при выборе города для бегства сомнений не было – Питер!»

Первым местом работы сорвавшегося с первого курса филологического факультета Юры стала должность… дворника в Большом драматическом театре им. Горького, лучшего в то время по стране, под руководством режиссера Георгия Товстоногова. Поселился в театральной общаге. Сам Скляр вернулся из армии раньше времени для съемок в фильме «Анна Павлова» и страшно удивился, обнаружив приятеля из Курска в соседней комнате с его… будущей женой – Натальей Акимовой.

Нашел Юрий и вторую работу по своей специальности: в театральном институте стал вести секцию бокса – некоторые известные артисты у него учились боксировать. Юрий и сейчас в отличной физической форме, в чем можно убедиться по коротким видеороликам, которые он выкладывает на своей странице в соцсетях. Увлекается не только боксом, но и йогой. 27 января Юрию Аркадьевичу исполнилось 59 лет, а в сентябре 2018-го свое 30-летие отмечала картина «Асса». Без Шумило она не была бы такой, какой мы ее знаем. О том, как едва не поругался с Виктором Цоем, как «украл из-под носа» снег у Сергея Соловьева, и о воспоминаниях, связывающих с родным Курском его наставника и старшего товарища Станислава Говорухина, мы разговаривали лично по телефону, готовя публикацию специально для газеты «Курская правда».

17-летний «курьер» прятался от курянина

Несмотря на сложившийся интересный круг общения в Питере, Юрия все же потянуло в город еще больших возможностей – Москву. Первое время работал спортинструктором, затем удалось устроиться на «Мосфильм» старшим администратором. На этой должности специалист отвечает за подготовку съемочной площадки, готовит объекты для кадра, согласует функции административного персонала с работой актеров, контролирует отсутствие сбоев в съемочном процессе. И тут снова – пересечение с судьбой Игоря Скляра. Первая картина, на которую попал Юрий в 84 году как администратор, – «Зимний вечер в Гаграх». А чуть раньше режиссер этого фильма Карен Шахназаров выпустил ленту «Мы из джаза» с Игорем Борисовичем в главной роли, об истории съемок которой, конечно же, был наслышан его курский приятель. Вторая картина задумывалась как логическое продолжение этой. Кроме того, именно Скляр должен был играть роль ученика знаменитого чечеточника, но его не отпустили из театра, и за нее взялся Александр Панкратов-Черный.

Напугал школьника Федю Дунаевского: «… боясь приведения наказания в исполнение, наш Федор, оказывается, отсиживался в съемочных павильонах, ожидая моего отбытия с работы»
Напугал школьника Федю Дунаевского: «… боясь приведения наказания в исполнение, наш Федор, оказывается, отсиживался в съемочных павильонах, ожидая моего отбытия с работы»

Затем была работа на двух мосфильмовских картинах: «Зонтик для новобрачных» и «Курьер». В первой Юрий сыграл свою дебютную эпизодическую роль милиционера на вокзале, который, видя пистолет в руках у героя в исполнении Никиты Михайловского, строго обращается к нему: «Гражданин, ваши документы!». «Сцену снимали в Феодосии, и специально для такой короткой роли, безусловно, нелогично было бы выписывать актера из Москвы», – замечает Шумило.

А вот в следующей картине «Курьер» своей суровостью Юрий не на шутку испугал исполнителя главной роли Федю Дунаевского. 17-летний юнец попал в кино совершенно случайно: его одноклассница, актриса Анастасия Немоляева – из «киношной» династии, принесла фотографии паренька в актерский отдел «Мосфильма»… И его сразу же утвердили! Однако школьник очень быстро вжился в роль «звезды», и в процессе съемок оказывается все время чем-то недовольным: то машину не вовремя подали, то быт не так организовали. «Я совсем и позабыл про этот случай, – смеется Юрий. – А вот Федор не так давно напомнил в одну из наших встреч. Суровость курского воспитания предполагает ответ за свои слова. Так вот тут и говорю пацану: «Еще раз «дашь звезду», отобью башку!» И, боясь приведения наказания в исполнение, наш Федор, оказывается, отсиживался в съемочных павильонах, ожидая моего отбытия с работы».

«Божья благодать» или «Автор Соловьев Сергей Александрович»

Юрия Аркадьевича ценили на студии за выполнение, казалось бы, невыполнимых задач. Он попал в передовики, а по «Мосфильму» поползли слухи, что появился «странный» администратор «мелкий, с бровями, наглый... из Курска».

Кадр из фильма «Асса». «А после съемок портрет Брежнева я стырил из реквизита… для Африки. Портрет этот прокатился по всему миру едва ли не центральным объектом его выставок и перфомансов»
Кадр из фильма «Асса». «А после съемок портрет Брежнева я стырил из реквизита… для Африки. Портрет этот прокатился по всему миру едва ли не центральным объектом его выставок и перфомансов»

Так, неожиданно для самого себя, Шумило оказался в центре съемочного процесса культовой картины с непонятным названием «Асса», которая изначально именовалась «Здравствуй, мальчик Бананан!». Убедил сменить название режиссера Сергея Соловьева сам же «Бананан» – в жизни художник, музыкант и актер Сергей Бугаев, известный под псевдонимом «Африка». «И вот по прошествии 17 месяцев и семи дней Ковчег остановился на высочайшей из гор Араратских. И после того, как третий голубь вернулся с оливковой веточкой в клюве, Ной распахнул двери Ковчега, ступил ногою своею на траву, распростер руки к солнцу и громогласно произнес: «Асса!», – с такой библейской легенды начинается фильм. В переводе «Асса» означает «Божья благодать».

«Если желаете своему фильму успеха, то назовите его «Асса», – твердил Бугаев режиссеру, сопровождая свой рассказ преданиями о «чистых» и «нечистых» тварях, спасенных Ноем. Ну не хотите так, тогда можете это название рассматривать как аббревиатуру: «Автор Соловьев Сергей Александрович». И… вот результат такой настойчивости: мы знаем именно под таким непонятным и броским названием фильм-легенду о переменах, которые требовали сердца и глаза, одновременно являющийся и своеобразным рок-мюзиклом, благодаря которому вышли из подполья и навсегда были легализованы БГ с его «Аквариумом», Цой с его «Кино» и Жанна Агузарова с группой «Браво».

И в «Ассе» Шумило тоже сыграл одну из своих коротких эпизодических ролей – тюремного охранника. Так удалось избежать оформления дополнительного пропуска на режимный объект для актера «со стороны». Однако Юрий Аркадьевич настойчиво заявляет: «Вычеркните меня из списка актеров! Камера меня крепостит, я не умею должным образом раскрываться перед ней, может быть, не хватает специального образвания, не знаю. Но к актерам меня причислять не надо!»

… раздался истошный крик режиссера: «Кто убрал снег?!»

В копилке Юрия Шумило бесконечное число баек со съемочных площадок. И большая часть из них касается фильма «Асса», где обстановка была неформальная – снимали фильм в Ялте, а масштаб собранных личностей зашкаливал…

«Работали сцену в Зеленом театре Ботанического сада, где труппа лилипутов ставит «Сильву», – вспоминает наш герой. – Выбрали объект летом, когда Ботанический сад утопал в зелени, а снимали, как все помнят по фильму, зимой. Причем такой зимой, какой Ялта не знала много-много лет – очень снежной. Снега выпало огромное количество, и, как потом стало понятно, это картину украсило, но поначалу вызывало у «творцов» ужас: начнем снимать в снегу, а он возьми и растай – проблемы в монтаже… И вот приезжаем накануне в Ботанический, подходим по сугробам к объекту, а там завал – скамьи покрыты полуметровым слоем снега, сцена тоже. Соловьев, почесывая бороду, бродит по окрестностям и приговаривает: «Хибины, Хибины…» А после произносит: «С этим надо что-то делать!», садится в машину и уезжает в гостиницу. Я понял так, что снег нужно убрать, и развил бурную деятельность. Все мало-мальски пригодные к физическому труду члены съемочной группы рабочего звания были мною рекрутированы для ночных работ.

Я ж не мог предположить, что, вернувшись в гостиницу и переосмыслив увиденное, мастер примет решение рассаживать массовку, изображавшую зрителей «Сильвы», прямо в сугробы! Для усиления драматургического эффекта. Решение мастер принял, но никому об этом не сказал… На следующий день, к полудню, раздался истошный крик режиссера: «Кто убрал снег?!»

Загадочный возглас «Хибины» от режиссера расшифровывался просто: Ялта стала походить на горы Кольского полуострова, заснеженные большую часть года. И он придумал, как этот факт обыграть… По ходу фильма главная героиня Алика несколько раз сравнивает южный город с сибирским массивом: «Я комнату сняла, за три рубля. Все время шторм, шторм. Корабль когда придет, неизвестно, все снегом занесло. Господи, это не Ялта, а Хибины…»

Не очень гладко прошло общение Шумило с «легендой рока» Виктором Цоем: они едва не подрались на виду у многотысячной толпы. Уже в Москве, в Зеленом театре, в ЦПКО Горького для финальных сцен «Ассы» снимали живой концерт. На 10 тысяч зрительских мест пришло 15 тысяч неформалов. «Я за ту съемку отвечал и был, без ложной скромности, первым организатором в стране мероприятия такого масштаба. В моем распоряжении оказался лишь личный состав местного отделения милиции – 30 человек. Задача была, чтобы зрители на песне спички зажгли. Выдали реквизиторы два огромных короба, а зрители в цепях и с ирокезами стали спички зажигать. Толпа – страшная сила. Сняли мы свои дубли, чаша амфитеатра бурлит, орет и безобразничает. Я к Цою, на сцену. Говорю как товарищу: «Вить, сняли, пора сворачиваться.» А он: «Я им обещал петь!» Для меня очевидно – Цой еще пару песен споет и толпу будет не унять, от Зеленого театра одни головешки останутся... И так в амфитеатре у некоторых уже прически пылали. Тут у меня планка падает: «А если я тебе щас по голове дам, Вить?» Тот на ногу присел и говорит: «Дай!» Тогда и почувствовал я ненависть толпы. Ужас! Чего в меня только не полетело! Коробки спичек, обувь чья-то... В Курске меня как воспитывали – сказал, что бить собираешься, бей. До сих пор страшно подумать, что бы со мной толпа сделала, если бы Цоя ударил. Спас оператор Павел Лебешев – в секунду сгреб меня в охапку и вытолкал со сцены. Снова улыбнулось мне кинематографическое счастье – не погиб никто на этих съемках и не покалечился! Правда, когда эти 15 тысяч расходились, машину пожарную-таки перевернули... А после с Цоем формально руки друг другу пожали, я слова извинений произнес, но, думаю, у обоих по кирпичику за пазухой, к сожалению, осталось».

Памятен и забавный случай. Портрет Брежнева, мимо которого по набережной идут персонажи фильма, изготовлен специально для съемок местным художником. Появление изображения генсека в Ялте спустя несколько лет после его смерти вызвало у местного населения самые невероятные предположения… «А после съемок портрет Брежнева я стырил из реквизита… для Африки. Портрет этот прокатился по всему миру едва ли не центральным объектом его выставок и перфомансов».

Шумило – издатель и помощник депутата Госдумы Говорухина

В 1996 году Юрий Аркадьевич стал издавать на свои деньги журнал «Кинопроизводство», переименованный чуть позже в «Киноателье». Взял под свое новое дело кредиты, но грянул дефолт, и издатель прогорел, потеряв и квартиру в Москве, и несколько машин… Но нет худа без добра: безвыходная, казалось бы, ситуация заставила Юрия обратиться к знакомому по «Ассе» Станиславу Говорухину – в то время депутату Государственной Думы, курирующему вопросы культуры. И так, благодаря случаю, он оказался его личным помощником… А это целая эпоха общения с талантом огромной величины, по выражению Шумило, «из породы безусловных, могучих титанов».

23 июля 2018 года, к сорока дням ухода из жизни Станислава Сергеевича, в газете «Новый взгляд» был опубликован очерк Юрия «Мой Говорухин», в котором много личных воспоминаний. В частности: «Помню его недоумение, когда прибыл его встречать на вокзал Курска в рваных шортах… Уговорил тогда шефа затеять переоборудование кинотеатра моего детства им. Щепкина в модный в ту пору мультиплекс, и СС отправился договариваться по этому поводу с губернатором Руцким. К слову, договорился, и если бы не кризис 98-го, то кинофикация моего родного города была бы «более лучшей».

В 2005 году Шумило затеял журнал о медиа «Волчье лыко», но он тоже прекратил свое существование. А позже, в 16-м, пришел к Говорухину с концепцией журнала «Военный», который и создал при его содействии. Станислав Сергеевич показал сигнальный номер президенту Путину, он был одобрен. Стал издаваться тиражом 80 тысяч экземпляров для Министерства обороны. Шумило выступил в роли главного редактора. Вместе с Говорухиным выпустили шесть номеров, но разошлись в понимании концепции издания и, оставив журнал «более масштабному человеку во всех смыслах», Шумило ушел из проекта. Правда, успел побывать за время его выхода в печать с журналистской миссией в Донецке, Луганске и Сирии.

Шумило-редактор: журнал «Военный» для Минобороны выпускал совместно со Станиславом Говорухиным, знакомство с которым произошло на съемках фильма «Асса»
Шумило-редактор: журнал «Военный» для Минобороны выпускал совместно со Станиславом Говорухиным, знакомство с которым произошло на съемках фильма «Асса»

«Мы не виделись с ним последние полтора года. Расстались на непонимании. По-разному смотрели на журнал «Военный». Иначе и быть не могло. Мы с ним разные – он по возрасту годился мне в отцы и в этом, наверное, извечный конфликтный заряд присутствовал. Без него будет иначе. Память светла», – такими строчками о старшем товарище заканчивает свой трогательный очерк Юрий Аркадьевич.

Теперь Шумило является главным редактором бортового журнала поездов, доставляющих авиапассажиров в аэропорты Москвы Шереметьево, Домодедово и Внуково – «Аэроэкспресс» с одноименным названием. В ближайший планах – запуск художественно-исторического альманаха «Опричник». А в мечтах – лично познакомиться с Владимиром Владимировичем Путиным.

С Курском Шумило, по его собственному выражению, связан «до самой смерти». Здесь живет его сестра – худрук детского ансамбля танцев Оксана Владимировна Ковалева, ее детище приносит региону славные победы на своем поприще. Нам Юрий Шумило пообещал приехать в родной край при первой же возможности – для встречи с курскими кинозрителями, с многочисленными рассказами из мира кино.

Авантюристичный, многогранный, рискованный, Юрий Аркадьевич будто живет несколько жизней сразу. И мы желаем ему, чтобы везение никогда его не покидало. Удачи Вам, хозяин площадки – любой, какой только ни пожелаете на своем жизненном пути!

Использованы публикации «Рецепт «Ассы»: снег + любовь» (http://thr.ru), «Курянин снялся в фильме «Асса-2» (http://www.dddkursk.ru)

Подготовила Оксана САНИЦКАЯ

Оставьте ваш отзыв
ФИОВаше имя или ник (псевдоним)
E-mailУкажите ваш e-mail для ответа
ГородСтрана (если не РФ), город
ТекстВ тексте распознаются гиперссылки http://site.ru/page.html и электронная почта mail@mail.ru
АнтиспамВведите в поле цифры на изображении → Введите в поле цифры на изображении
Выделенные поля обязательны для заполнения

Спецпроект



Спецпроект

Социальные сети


Instagram

Партнеры


Официальный сайт администрации Курской области

Официальный сайт Общественной палаты Курской области, комитета внутренней политики Администрации Курской области

Официальный сайт телерадиокомпании Сейм

Стратегия Президента

www.gosuslugi.ru

Работа в России

© 2003–2019, АУКО
«Редакция газеты « Курская правда»,

e-mail: info@kpravda.ru
телефон: (4712) 51-24-62
При использовании информации ссылка на сайт обязательна. 
Размещение рекламы
г. Курск, ул. Максима Горького, д. 9
телефон: (4712) 51-11-35
e-mail: reklama@kpravda.ru
Посетители сайта
Сегодня: 3 544
Вчера: 3 722
Всего: 10 564 222