Как художник выставляет свет?

Номера 2019 года  :  № 7  :  Культура24 января 2019ПечатьОтзывы

Собрание Курской картинной галереи имени Александра Дейнеки хранит множество картин, экспонируется лишь небольшая часть из них. Пока площади галереи не позволяют выставить даже десятой части, но компенсируется это тематическими экспозициями, на которых можно представить полотна из запасников. На этот раз гостям галереи предстоит увидеть эти картины «В новом свете».

Рассвет или закат сопровождают Путника Елены Поленовой
Рассвет или закат сопровождают Путника Елены Поленовой

Итальянка» в ультрафиолете

Мягкий свет комнатной лампы, холодный свет луны, рассветы и закаты – самые разные ипостаси света можно наблюдать на почти 60 полотнах выставки. Их задача не проиллюстрировать историю искусств в ее хронологии, а показать, как художники используют свет в своих картинах.

– Мастера прошлого обращались со светом очень вольно, – рассказывает ведущий научный сотрудник галереи, искусствовед Марина Тарасова. – Они часто использовали срежиссированный, искусственно созданный контраст света и тени. Мы показываем, как это делали художники XVII века и как им затем следовали живописцы XIX века, поэтому у нас соседствуют картины Караваджо и Николая Ге, использовавшего тот же прием два столетия спустя.

Однако «в новом свете» на выставке появятся и некоторые полотна, которые благодаря исследованиям удалось по-новому датировать, интерпретировать или определить автора. Кто создал копию картины «Итальянский полдень» Карла Брюллова, пока не известно. Копия написана так хорошо, что могла бы быть авторским повторением. Или же она написана кругом людей, близких к художнику, возможно, его учениками. Определить это в галерее не могут. Как пояснила Марина Тарасова, тут нужен очень узкий специалист по творчеству Брюллова, который знает, как ведет себя та или иная красочная смесь, ведь у каждого художника свои приемы нанесения краски. Свет, кстати, и на сохранность полотен влияет самым прямым образом. Например, свинцовые белила желтеют, если на них не попадает свет, а ряд зеленых пигментов, наоборот, разлагается и деградирует при попадании на них яркого света.

Кто написал копию картины Брюллова, остается загадкой
Кто написал копию картины Брюллова, остается загадкой

Свет – это еще и мощное средство исследования живописи. Как он работает, продемонстрировано с помощью двух напечатанных на принтере фотографий этой копии картины Брюллова, сделанных в ультрафиолетовых и инфракрасных лучах.

– В лучах ультрафиолета исследователь-реставратор видит ровное свечение лаковой пленки, а более темные места показывают позднейшие нанесения краски, что лежат на местах утраты, – поясняет Марина Сергеевна. – В данном случае они есть лишь по периметру полотна. Инфракрасный свет позволяет увидеть глубокие слои, первоначальный рисунок, сделанный на холсте. Так, мы можем заметить, что неизвестный живописец первым делом нанес на холст сетку, которая позволила ему точно в нужных масштабах и пропорциях перенести изображение с оригинала.

Игра света и реальности

Картины на втором этаже полны воздуха и света, доминирующим цветом здесь кажется голубой – в оттенках неба и моря, в занавесках на окне на картине Юрия Пименова «Лирические стихи». Картина советского живописца экспонировалась пару лет назад в Третьяковской галерее на выставке «Оттепель». В этом натюрморте с печатной машинкой все наполнено светом и полнотой чувств. Здесь много примет времени – и первые многоэтажки на заднем плане, и возвращение к идеям супрематизма в узорах кружки. Мастера ХХ века то играли со светом, заставляя его служить своим целям наподобие художников прошлого, то создавали произведения, которые подобны самой жизни. К этому стремились и многие живописцы века XIX.

Лирические стихи Юрия Пименова
Лирические стихи Юрия Пименова

В новом свете здесь предстала картина, которая в инвентаре своих прежних владельцев – князей Барятинских, была обозначена как «Крымские окрестности». Как удалось установить, ее автор – Эдоардо Пастина. Живописец работал в Риме в 1860-х годах и написал эту картину, вероятно, на основе дагерротипов и литографий, поскольку во времена Крымской войны 1853-1956 годов крымское побережье неоднократно было запечатлено. А мог художник и вовсе не видеть этих мест. Как и многие авторы того времени, мог писать на основе своего зрительского опыта и мастерства, обретенного в академии художеств. Лазурное небо, голубое море, величественные горы, быть может, и не существуют в реальности, но выглядят на полотне как настоящие. Эта картина с необыкновенными фантастическими цветами кажется более реалистичной, чем расположенная рядом с ней работа уроженца слободы Медвенки Ефима Чепцова. А между тем Ефим Михайлович писал сценку на улице итальянского города с натуры.

Что реалистичнее крымский берег Эдоардо Пастина или итальянская улица Чепцова
Что реалистичнее крымский берег Эдоардо Пастина или итальянская улица Чепцова

Все полотна на выставке расположены не случайным образом, и зрители могут сделать немало открытий, стараясь определить, почему одни картины соседствуют с другими. Или же расположены на противоположных стенах, как картины брата и сестры Поленовых. Работа Василия Поленова «Христос на Тивериадском (Генисаретском) озере» хорошо знакома гостям галереи, а вот полотно Елены Поленовой появилось здесь именно на выставке. Фигура ее Путника в темной одежде, шагающего в никуда вдоль разбитой колеи, перекликается со светлой фигурой Христа, идущего вдоль не то голубой, не то зеленой глади озера. Картина Василия Дмитриевича вся проникнута светом, в то время как на полотне Елены Дмитриевны лишь небольшая полоса не то рассвета, не то заката освещает безрадостный путь.

Еще немало открытий ждут посетителей выставки. Она продлится до марта.

Мария КОНЕВА, фото автора

Оставьте ваш отзыв
ФИОВаше имя или ник (псевдоним)
E-mailУкажите ваш e-mail для ответа
ГородСтрана (если не РФ), город
ТекстВ тексте распознаются гиперссылки http://site.ru/page.html и электронная почта mail@mail.ru
АнтиспамВведите в поле цифры на изображении → Введите в поле цифры на изображении
Выделенные поля обязательны для заполнения

Спецпроект



Спецпроект

Социальные сети


Instagram

Партнеры


Официальный сайт администрации Курской области

Официальный сайт Общественной палаты Курской области, комитета внутренней политики Администрации Курской области

Официальный сайт телерадиокомпании Сейм

Стратегия Президента

www.gosuslugi.ru

Работа в России

© 2003–2019, АУКО
«Редакция газеты « Курская правда»,

e-mail: info@kpravda.ru
телефон: (4712) 51-24-62
При использовании информации ссылка на сайт обязательна. 
Размещение рекламы
г. Курск, ул. Максима Горького, д. 9
телефон: (4712) 51-11-35
e-mail: reklama@kpravda.ru
Посетители сайта
Сегодня: 3 545
Вчера: 3 722
Всего: 10 564 223