Звезда волхвов

Номера 2019 года  :  № 1  :  Культура10 января 2019ПечатьОтзывы

Ну вот и прошло очередное светлое Рождество Христово. Кажется, что уже все известно, изучено и описано, тем не менее историки продолжают свои изыскания, спорят о датах и фактах, и выходят новые интересные книги

Книга французского историка. Великая романтическая история путешествия волхвов
Книга французского историка. Великая романтическая история путешествия волхвов

В минувшем году своего рода сенсацией стала публикация на русском языке книги авторитетного французского историка Жана-Кристиана Птифиса «Иисус. Жизнеописание Христа. От исторической реальности к священной тайне».

Книгу можно купить и прочитать, и вряд ли интересующийся темой человек пожалеет о покупке, а сейчас приведем лишь несколько фрагментов из текста, касающегося праздника Рождества, а точнее его самого яркого во всех смыслах символа – Вифлеемской звезды волхвов.

«17 декабря 1603 года в пражском замке официальный астроном императорского двора Иоганн Кеплер наблюдал, как в одной точке в созвездии Рыб встретились Юпитер и Сатурн. Встреча сопровождалась ярким свечением. Выглядело это так, как будто на небе появилась крупная звезда, видимая невооруженным глазом. А 9 октября 1604 года к этим двум планетам присоединился Марс.

Путем вычислений Кеплер установил, что в предыдущий раз такое явление произошло в 7 году до н. э. Тогда он вспомнил о сочинении португальского раввина Исаака Абрабанеля, утверждавшего, что Мессия должен был явиться, когда Юпитер и Сатурн объединят свой свет в созвездии Рыб.

Кеплер несколько раз повторил свои вычисления и, наконец, пришел к выводу, что Вифлеемская звезда – природный, а не сверхъестественный феномен, а Иисус родился не в 1 году, как считал монах Дионисий Малый, а в 7 году до н. э. Долгое время ученые отвергали это открытие.

Все изменилось в 1925 году, когда немецкий востоковед Петер Шнабель изучил сотни табличек из обожженной глины, найденных несколькими десятилетиями раньше в Аббу-Хаббе, древнем шумерском поселении в 32 км к югу от Багдада.

Шнабель обнаружил календарь, уточняющий, что встреча планет трижды произошла в 305 году эры Селевкидов, то есть в

7-6 годах до н. э. Как тут не вспомнить тексты Матфея и Иосифа Флавия о звезде, которая то появлялась, то исчезала. Современные астрономы повторили эти вычисления и полностью подтвердили эти движения планет.

В Халдее, Древней Вавилонии, была особая каста священников-прорицателей, которые в течение столетий наблюдали за небесными светилами и толковали сны и предсказания. Для этих знатоков одновременно астрономии и астрологии звезды были важнейшим связующим звеном между небесным миром и миром людей. По траектории звезд можно было прочесть посланные богами сообщения. Каждой стране соответствовали один из знаков зодиака и одна из планет.

Почему астрономы из Месопотамии так заинтересовались событием, которое не касалось их напрямую, что отправились в путь длиной примерно полторы тысячи километров через пустыни и оазисы, по пыльным тропам караванщиков?

И тут особую ценность приобретает предположение историка Кристофера Уолкера: «Если волхвы все-таки существовали, я думаю, что есть лишь одно правдоподобное объяснение этому: они были евреями из диаспоры».

Если это верно, в братстве халдейских прорицателей были иудейские астрологи, поселившиеся на Евфрате после изгнания евреев из Иудеи и не забывшие характерные для своей родной среды мессианские ожидания. Действительно, в сознании евреев звезда была символическим светильником, означающим скорый приход Мессии.

Самое древнее изображение звезды – символа рода Давида – обнаружено на печати, датированной 7 веком до н. э. Род Назореев свое второе селение, стоявшее рядом с Назаретом, назвал Кохаба («звезда»)…

Таким образом, ничто не мешает предположить, что в 7 году до н. э. некоторые из этих ученых иудеев поняли то, что не могли расшифровать их собратья-халдеи. И пришли к выводу, что рождение Мессии Израиля неизбежно.

Волхвы присоединились к сирийским и вавилонским купцам и их тяжело нагруженным верблюдам. Астрологи не могли и подумать о том, чтобы проделать путь в одиночку, поскольку на путешественников часто нападали грабители. Через шесть недель волхвы прибыли в Иерусалим...»

Цель книги «Иисус. Жизнеописание Христа. От исторической реальности к священной тайне», как пишет в прологе сам Жан-Кристиан Птифис, – попытаться создать набросок исторического портрета Христа и дать самое правдоподобное истолкование событий его жизни с помощью средств современной науки.

Для этого автор попробовал найти узкий путь между специализированными работами, которые трудны для чтения и предназначены для эрудированных читателей, и наивными соглашательскими реконструкциями, до сих пор процветающими как учебники христианской религии, но имеющими лишь весьма отдаленное отношение к исследованию, о котором здесь идет речь.

Подготовил Юрий МОРГУНОВ

Оставьте ваш отзыв
ФИОВаше имя или ник (псевдоним)
E-mailУкажите ваш e-mail для ответа
ГородСтрана (если не РФ), город
ТекстВ тексте распознаются гиперссылки http://site.ru/page.html и электронная почта mail@mail.ru
АнтиспамВведите в поле цифры на изображении → Введите в поле цифры на изображении
Выделенные поля обязательны для заполнения

Спецпроект



Спецпроект

Социальные сети


Instagram

Партнеры


Официальный сайт администрации Курской области

Официальный сайт Общественной палаты Курской области, комитета внутренней политики Администрации Курской области

Официальный сайт телерадиокомпании Сейм

Стратегия Президента

www.gosuslugi.ru

Работа в России

© 2003–2019, АУКО
«Редакция газеты « Курская правда»,

e-mail: info@kpravda.ru
телефон: (4712) 51-24-62
При использовании информации ссылка на сайт обязательна. 
Размещение рекламы
г. Курск, ул. Максима Горького, д. 9
телефон: (4712) 51-11-35
e-mail: reklama@kpravda.ru
Посетители сайта
Сегодня: 3 508
Вчера: 5 416
Всего: 10 412 073