Музыка как судьба

Номера 2017 года  :  № 56  :  Культура18 мая 2017ПечатьОтзывы

Хорошая судьба сложилась у книги, созданной по дневниковым записям, которые в течение своей жизни вел композитор Георгий Свиридов. «Музыка как судьба» впервые была издана в 2002 году. А в 2017-м – переиздана. Презентация второго издания состоялась в Свиридовском центре искусств в рамках VI Международного конкурса камерного пения им. Свиридова.

Не удивителен большой интерес к книге не только в среде музыкантов. Человеку любой профессии она интересна своим глубоким содержанием, сыновней заботой автора о судьбе и процветании России. Всю свою любовь к Свиридову вложил в производство книги и коллектив издательства «Молодая гвардия» (главный редактор Людмила Барыкина, первый заместитель Мария Залесская). Книга пополнила серию Библиотеки мемуаров «Близкое прошлое».

Второе издание, только-только увидевшее свет, расширенное и доработанное, включает новые, до этого не публиковавшиеся тексты: записные книжки 1963 года и тетрадь 1984 года. Существенно обновлен комментарий (теперь он постраничный). Составитель, автор комментариев и предисловия (в которое включены и новые исследования) Александр Сергеевич Белоненко, музыковед, доцент СПбГУ, заслуженный деятель искусств РФ, президент Национального Свиридовского фонда.

Представляя образ мыслей и мировоззрения композитора, организаторы презентации пригласили поделиться воспоминаниями о Свиридове членов жюри VI Международного конкурса, курских музыковедов, артистов.

Прославленный хоровой дирижер Владимир Минин, почти 30 лет друживший со Свиридовым, обратился сначала к временам Михаила Глинки. Когда вышла в свет его опера «Иван Сусанин», музыканты и околомузыкальные круги назвали ее «кучерской музыкой». С того времени до сего дня, считает Владимир Николаевич, ничего не изменилось. В «почвенники» записали Федора Абрамова, Василия Быкова, Валентина Распутина. В музыке к таким отнесли композиторов Свиридова и Гаврилина. Потому что музыка их вырастает из самых глубин народной жизни. Она не придумана Свиридовым, она озвучила часть жизни. В свете такой музыки произведения других композиторов, в том числе достаточно именитых, которые считают себя академически очень образованными, становятся бутафорскими. По этой причине отношение многих композиторов к Свиридову было негативным.

Когда в 2002 году вышла книга, она вызвала разные отклики, злобного негатива было много по разным поводам: по суждению композитора о музыке, по национальному вопросу, атмосфере в Союзе писателей и в обществе.

– Тем более мне радостно, – сказал Минин, – что у общества появился запрос на второе издание этой книги. У Свиридова как у крупной художественной личности были свои эстетические воззрения, которые не отвечали одинаково всем вкусам. И это правильно. Поэтому его высказывания в области неприятия какой-то музыки – это вкус композитора, и он может об этом заявить.

Елена Савельева, профессор Московской государственной консерватории имени Чайковского, призналась, что очень трудно о Свиридове говорить в прошедшем времени:

– Свиридов – это человек будущей России. Сегодня мы делаем все, что от нас зависит, для того, чтобы время его наступило скорее. Для нас, встретившихся с ним впервые в 90-е годы, встреча эта стала знаковой. Громогласный, строгий и в то же время тишайший слушатель, энциклопедически начитанный человек, потрясающе любопытный, жадный до жизни. Ему было все интересно. Гениальный во всем, игравший на совершенно другом рояле–«оркестре», он называл свою музыку «клавиром». Его произведения – не академически выверенная камерная музыка. Это музыкальная поэтика. И какая! Она требует от исполнителя очень большой доли собственного отношения и обязательной интерпретации его сочинений. Незабываемы его парящие над клавишами рояля руки и звучание абсолютного оркестра. Незабываемы мгновения совместных репетиций с ним. Незабываемо и его отношение к нам, молодым артистам: поздравительные телеграммы с успешным выступлением, благодарственные письма – это тоже Свиридов. Он не только лицо России, он наш, родной человек, научивший глубоко мыслить и чувствовать музыку. Очень трудно соответствовать его стандарту, каждый из нас старается приблизиться к нему. Очень радуемся, что к музыке Свиридова приходят молодые. Это было его большой мечтой, чтобы к русской музыке пришли русские люди. И книга его, уверена, выдержит еще не одно издание. Она моментально раскупается, становясь настольной книгой серьезного музыканта.

С Ириной Бикуловой, заслуженной артисткой России, солисткой Большого театра, они исполнили свиридовские романс на стихи Есенина «Березка» и песню Мэри из музыки к трагедии Пушкина «Пир во время чумы».

Алексей Вульфов, писатель, музыковед, журналист, развил мысль Свиридова, убеждавшего соотечественников: «Надо жить своей жизнью, своей традицией, продолжая накопленный веками опыт...». Композитор призывал обращаться назад, а не вперед стремиться, – если не будет почвы под ногами, ничего не получится. Не получится будущего никогда.

– Были мыслители в XX веке, – говорит Алексей Борисович, – Бердяев, Ильин, которые на высочайшем уровне осмысливали миссию России в жизни, в мире. Это было в начале века. А с середины и до конца столетия в дневниках и книге Свиридова Россия предстает в глубоком его осмыслении. Как он относился к России? – ответ в его произведениях. И ответ в книге: это правда о родной, горячо им любимой стране.

Михаил Артемов, преподаватель Курского музыкального колледжа имени Г.В. Свиридова, композитор, член Союза композиторов РФ, автор оркестровой аранжировки оперетты Свиридова «Примадонна», рассказал о том, что книга Георгия Васильевича для курских педагогов, проводящих вот уже 15 лет международные студенческие научно-практические конференции «Свиридовские чтения», стала настольной книгой.

– Жизненный и творческий путь Свиридова, – уточнил Михаил Юрьевич, – начинался в курской глубинке, в небольшом городке Фатеже. Здесь он провел первые свои почти 9 лет. В ту пору население городка составляло 5 тысяч жителей. Этот факт невозможно недооценить. 90 процентов информации, которую в своей жизни человек получает, он усваивает в первые годы жизни. В сердце человека закладывается то, что потом должно дать всходы и будет развиваться на протяжении всей его жизни. Когда читаешь книгу «Музыка как судьба», поражаешься памяти композитора. Глубоки и ярки впечатления его раннего детства о фатежских храмах, церковных службах, сияющих куполах. Не эти ли воспоминания, которые долгие годы подспудно таились в душе Георгия Васильевича, ярким, ослепительным светом уже на склоне лет вырвались из-под этого спуда и зазвучали величественным колокольным звоном в сочинениях «Песнопений и молитв». В середине 60-х годов вместе с Александром Филипповичем Ведерниковым Свиридов побывал в Фатеже. Он расплакался, когда увидел развалины храма, в котором его крестили. А в конце жизни говорил Ведерникову: «Как веришь, так и будет». Это ведь евангельские слова: «По вере вашей дастся вам». Истоки этой его непоказной веры – в корнях, в городке Фатеже. Корни рода Свиридовых крестьянские. Крестьянин – основа, закваска любой великой нации. В последние годы жизни на его рабочем столе лежал Молитвослов. Он был поражен этими текстами. Говорил: «В них сказано все о жизни, о человеке». Он пользовался ими, когда работал над «Песнопениями». Работа эта заняла многие годы. И не только эта его музыка озарена светом и радостью.

По мнению Михаила Артемова, в музыке Свиридова мы никогда и нигде не найдем негатива, которым переполнена музыка XX века. В ней нет места злу. Нет смакования зла. Его музыка будет звучать и исполняться, пока жива Россия.

И музыка на этой презентации звучала постоянно. Отрадно, что это были малознакомые произведения композитора. Их исполнили солисты Курской государственной филармонии: Надежда Гордеева, Ирина Стародубцева, Андрей Капралов, Светлана Саркисян, Анна Телюкина, сводный хор Курского музыкального колледжа им. Г.В. Свиридова (художественный руководитель и дирижер Наталья Вродливец).

Фрагменты дневниковых записей Свиридова читали Евгения Занина, Владимир Русанов, Сергей Михайлов, Виктор Зорькин, Алина Воронюк.

...Книга «Музыка как судьба» по-прежнему волнует всех, кто берет ее в руки, открывает тайны души и ума Георгия Свиридова, художника, по мере своих сил служившего раскрытию истины мира через синтез музыки и слова.

Людмила КУТЫКИНА

Оставьте ваш отзыв
ФИОВаше имя или ник (псевдоним)
E-mailУкажите ваш e-mail для ответа
ГородСтрана (если не РФ), город
ТекстВ тексте распознаются гиперссылки http://site.ru/page.html и электронная почта mail@mail.ru
АнтиспамВведите в поле цифры на изображении → Введите в поле цифры на изображении
Выделенные поля обязательны для заполнения

Партнеры


Официальный сайт администрации Курской области

Официальный сайт Общественной палаты Курской области, комитета внутренней политики Администрации Курской области

Официальный сайт телерадиокомпании Сейм

Работа в России

www.gosuslugi.ru

средне-русский экономический форум


© 2003–2017, АУКО
«Редакция газеты « Курская правда»,

e-mail: info@kpravda.ru
телефон: (4712) 51-24-62
При использовании информации ссылка на сайт обязательна. 
Размещение рекламы
г. Курск, ул. Максима Горького, д. 9
телефон: (4712) 51-11-35
e-mail: reklama@kpravda.ru
Посетители сайта
Сегодня: 2 034
Вчера: 3 342
Всего: 8 260 671