Свой почерк на чистом листе

Номера 2017 года  :  № 46  :  Культура27 апреля 2017ПечатьОтзывы

Представлять курянам Владимира Николаевича Минина, народного артиста СССР, лауреата Государственной премии СССР, руководителя Московского академического камерного хора, излишне. Он не раз в рамках свиридовских фестивалей радовал слушателей удивительными по красоте

и мастерству пения концертами. В этом году прославленный художественный руководитель великолепного коллектива впервые приглашен

на Международный конкурс камерного пения имени Георгия Свиридова в качестве сопредседателя жюри. Правда, поработать в нем в полной мере

на этот раз ему не удалось: дни совпали с празднованием в Москве 45-летия созданного им камерного хора. Перед отъездом маэстро встретился с курскими журналистами.

– Вступив в права сопредседателя жюри, как оцениваете силы конкурсантов?

– Отборочные туры – это как сито с крупными ячейками. Проваливается всегда в сито много, остается на поверхности меньше. Те, кто, в моем понимании, остался на поверхности, могут быть перспективными исполнителями. Победят в конкурсе те, кто сохраняет дух сочинений разных авторов, и прежде всего Свиридова. Поэтому столь разнообразна программа конкурсных выступлений.

– Владимир Николаевич, вы – профессор Российской академии музыки имени Гнесиных, много внимания уделяете педагогической работе. До созданного вами хора были и другие коллективы?

– Это были хоры со своей историей: молдавская капелла «Дойна» и Ленинградская капелла имени Глинки. Там реализация моих намерений в полной мере не могла осуществиться. Я еще был молод, меньше было знания тактики, как проводить в жизнь свою художественную идею. Был похож на человека, пытающегося остановить табун на всем скаку (говорю о Ленинградской капелле) – занятие бесперспективное. Через два года работы в капелле я уехал в Москву с мыслями: больше ни-ког-да, ни-за-что к хору не подойду! С этим убеждением прожил 5 лет.

– Неужели вам, владеющему тайнами человеческого голоса, жилось в эти годы «спокойно»?

– Нет... Засвербило... Тут как раз подошло ректорство в институте имени Гнесиных. Появилась возможность в благих целях использовать «служебное положение». Предложил желающим студентам, преподавателям создать камерный хор на каких-то иных основах, чем то официальное хоровое искусство, которое в это время складывалось в Советском Союзе. В 1972 году самодеятельный коллектив дал свой первый концерт, а через год и 7 месяцев камерный хор получил статус профессионального. Вышла первая пластинка, состоялись зарубежные гастроли. Так осуществилось намерение создать новый коллектив. На этом «чистом листе бумаги» можно было писать «своим почерком». Вот что для меня было важным. С самого начала был создан коллектив «лица не общим выражением». Мы имели свой хоровой почерк. Это было отмечено прессой. И свое лицо мы сохраняем до сегодняшнего дня.

– Можете ли вы сегодня сказать, что есть свобода творчества, что в искусстве нетрудно быть первым, надо просто им быть?

– Свобода творчества в моем жанре есть. Просто в департаменте культуры Москвы нет людей, которые бы хоть мало-мальски понимали в хоровом искусстве, поэтому мы свободны в своем творчестве. А трудно ли быть первым... Был такой замечательный американский скрипач Исаак Стерн. Он в 50-60-е годы потрясающе играл на скрипке. Его однажды спросили, входит ли он в пятерку лучших скрипачей мира? Он сказал: «Пожалуй, я где-нибудь третий, четвертый». «А кто первый?», – спросили. «Первых – сколько угодно!», – ответил он весело. У каждого из слушателей своя точка зрения. Нельзя быть приемлемым одновременно для всех. На каждый коллектив находится своя публика. Публика разная.

– Вы много творили совместно со Свиридовым. Всегда ли были согласны с его точкой зрения по поводу исполнения того или иного произведения?

– Конечно, не всегда. Но Свиридов был настолько авторитарный композитор, что у нас были столкновения. Он – композитор, автор сочинения, а я выступаю в роли главного технолога. Он очень хорошо слышит хор, а я понимаю, как лучше достичь того результата, которого он хочет. Если он говорил, что мне неприемлемо, я шел в «лобовую» атаку. Потом нашел более интеллигентный маневр, и вопрос заключался в том, на каком участке мы приходим к компромиссу: ближе к его точке зрения или ближе к моей. В частности, в кантате «Ночные облака», посвященной мне, была возможность в большей степени отстоять мою точку зрения. Или в хоровом произведении «Ты запой мне ту песню, что прежде» на слова Есенина – у автора в каждом такте есть акцент, а я этого не делаю. Георгий Васильевич послушал и сказал: «Мне нравится. Я согласен». В последующей работе я это учел и стал доказывать не словами, а исполнением.

– Вам посвятили свои сочинения также и другие выдающиеся композиторы современности: Валерий Гаврилин (хоровая симфония-действо «Перезвоны»), Родион Щедрин (хоровая литургия «Запечатленный ангел»), Владимир Дашкевич (литургия «Семь зарниц Апокалипсиса»). Как вами это воспринимается?

– От такого композитора, каким является Свиридов, посвящение рассматриваю как дар, в подтексте которого слышатся слова: «Я тебя считаю своим единомышленником, своим собратом по искусству, и поэтому тебе посвящаю это произведение». И посвящение Гаврилина – тоже дар мне, его единомышленнику. А бывают в искусстве посвящения другого рода: дарю, лишь бы ты это исполнил.

– Вы в Курске не первый раз. Каковы ваши впечатления?

– Скажу не по поводу внешнего вида города, его магазинов, а по поводу сравнения восприятия публикой жанра хоровой музыки. В 1958 году я начал свое руководство капеллой «Дойна». И где-то в 1960-61 годах, после декады молдавского искусства в Москве, было большое гастрольное турне по России. Судьба привела меня с этой капеллой в Курск. Из всей гастрольной поездки не было более холодной публики, чем в Харькове и Курске. Осталось тогда ужасающее впечатление. И вот, уже с моим хором судьба меня вновь привела в Курск в 90-е годы. И я возрадовался: какой прогресс произошел здесь в воспитании филармонией, музыкальными учебными заведениями своей публики. Я услышал на концерте другое восприятие музыки. Ведь судишь не по количеству аплодисментов, а по диффузии энергии между сценой и залом. За 30 лет – гигантская разница.

– Георгий Свиридов уделял много внимания общению с близкими ему по духу молодыми композиторами. А много хоровой музыки у современных композиторов? Предлагают исполнить?

– Не очень успешно складывается такое общение. Лет 10 назад в рамках пленума Союза композиторов РФ специально пошел на хоровой концерт послушать, что за уровень мышления музыкантского. После начала второго отделения все понял и ушел с концерта. Почему? Научились авторы довольно ловко складывать и что-то изобретать. А слушать нечего... Мыслей нет – это главное. Виню я их? Нет. Этот жанр идет по нисходящей в профессиональных коллективах, они деградируют. Самодеятельные, детские хоры замечательные есть в стране. Профессиональные, к моему сожалению, деградируют. Композиторы не пишут для них музыку, потому что они на этом мало зарабатывают себе на жизнь. Поэтому жанр в настоящее время находится в репертуарном кризисе. Приходится петь произведения, написанные для оркестра. Такой музыки много. Это происходит не первый раз в России, такое было в 30-е годы, когда Ленинградская капелла пела музыку из оперы Бизе «Кармен», переложения для хора. Это явление не случайное. Этому жанру в России крупно не повезло. В конце XIX – начале XX века были большие достижения, и культура начала развиваться. Композиторы начали писать для хора довольно поздно: Алябьев, Доргомыжский, а в конце XIX века – Танеев, Рахманинов. Гигантский был взлет. А потом 1917 год... Хор как побочное явление «опиума для народа» был выкинут из сферы внимания. В 1926 году «Всенощную» Рахманинова запретили, и она вообще не исполнялась. А хор нужен был только как орудие пропаганды для исполнения «Интернационала», «Смело, товарищи, в ногу», «Взвейтесь, соколы, орлами»... Поделки ремесленные звучали. Сколько лет прошло в пустоте. В 1956 году появляется Свиридов. С его превосходной музыкой. А теперь – стоп-машина опять. Все на энтузиастах, особенно детская самодеятельность. Надо надеяться, что во власти появятся люди, густо позолоченные культурой, и когда повсюду в школах будет нормально преподаваться урок пения, тогда Россия станет вновь поющей страной, какой была испокон веков.

– Состоятся ли на юбилейном концерте вашего хора премьеры?

– Да. Репертуарный кризис заставляет нас обращаться к оркестровой музыке. Поем переложения для хора. Но это другая музыка. Там нет слов. Искусство вокала со словом связано. По моей просьбе большой наш друг композитор Сергей Михайлович Анашкин переложил для хора «Ноктюрн» Грига. Исполняем Равеля «Болеро», и обязательно исполним музыку Свиридова.

– Конкурс продолжается, что пожелаете его участникам?

– Приветствую попытку молодых выступать на сцене с довольно известными произведениями. Но в то же время, когда слышу некое непонимание произведения, вижу некое неумение адекватно оценить свои возможности и выбрать соответственно своим способностям произведение, то виню не конкурсанта, этим страдают чаще студенты, а его педагога, который не подсказал, виню концертмейстера. Есть масса авторских записей Свиридова с мастерами вокального искусства. Не обязательно их повторять. Трудно сохранять дух произведения. Но надо сохранять. Больше обращать внимание на то, что было до них, как исполнялись камерные произведения. Это относится и к произведениям других авторов, к опере, фрагменты которых звучат на конкурсе. Такое иногда создается впечатление, как будто в России не было Шаляпина. Изобретают «велосипед» там, где есть достойная традиция в вокале.

– Вы счастливый человек?

– Безусловно. Потому что воплотил в жизнь мечту о хоре как уникальном ансамбле солистов и ярких индивидуальностей.

– Когда мы снова увидим в Курске ваш коллектив?

– Поступило приглашение на 16 декабря. В день рождения Г.В. Свиридова споем для его земляков.

В своей книге «Соло для дирижера» Владимир Минин написал: «Всякое искусство – это сгорание свечи... сгорание чего-то в тебе самом. Не ради профессии, а ради тех, кто приходит тебя слушать», «С годами время бежит быстрее, но труд и творчество замедляют его бег».

Невозможно лучше Георгия Свиридова сказать о Минине и его хоре: «Московский камерный хор был не только первым исполнителем многих моих сочинений. И каким исполнителем! Но он явился тем первым хором, который открыл мне возможности этого жанра. Не раз в его искусстве я находил вдохновение... Отдача здесь невероятная!.. Это очень талантливый человек, большой артист, настоящий художник, который умеет зажигаться и зажигать других. Это редкий дар».

Не откажешь Минину и в отваге. Одним из первых он включил в концертные программы хора «не рекомендованные к исполнению» в Советском Союзе духовные хоровые сочинения Рахманинова, Чайковского, Гречанинова, Чеснокова, Танеева. За возрождение духовной музыки Святейший патриарх Алексий II вручил ему орден Святого равноапостольного великого князя Владимира.

«Он служит России и бережет традиции», – сказала о Владимире Николаевиче Елена Образцова. «Служит» и «бережет» – это точно о нем.

Вряд ли в торжественный вечер (а происходит это в Москве сегодня) на концертном фраке Минина будут ордена, а их немало. Минин – кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени, ордена князя Даниила Московского, ордена Почета, ордена Славы и Чести III степени, Ордена Дружбы. Он – лауреат премии «Триумф», Международной премии Андрея Первозванного «Вера и верность».

... Маэстро спешил завершить пресс-конференцию... Но рассказ о нем будет не полным, если не сказать, что у хора в эти дни еще один юбилей: 10-летие проекта «Хор Минина – детям». Это выступления в детских клиниках, с благотворительными концертами – в ДШИ, школах. К юбилею хор записал и издал на собственные средства компакт-диск с песнями из мультфильмов и сказок. Воспитать слушателя – тоже большая забота коллектива и его руководителя.

Торжество мининского хора в Москве, уверена, будет грандиозным и сердечным. Слава его и хора давно шагнула за пределы страны. Более полутора миллиардов человек слушали в их исполнении Государственный гимн России а’капелла на церемонии закрытия зимней Олимпиады в Ванкувере в 2010 году.

Ими гордится страна. Они – созидатели!

Людмила КУТЫКИНА

Оставьте ваш отзыв
ФИОВаше имя или ник (псевдоним)
E-mailУкажите ваш e-mail для ответа
ГородСтрана (если не РФ), город
ТекстВ тексте распознаются гиперссылки http://site.ru/page.html и электронная почта mail@mail.ru
АнтиспамВведите в поле цифры на изображении → Введите в поле цифры на изображении
Выделенные поля обязательны для заполнения

Партнеры


Официальный сайт администрации Курской области

Официальный сайт Общественной палаты Курской области, комитета внутренней политики Администрации Курской области

Официальный сайт телерадиокомпании Сейм

Работа в России

www.gosuslugi.ru

средне-русский экономический форум


© 2003–2017, АУКО
«Редакция газеты « Курская правда»,

e-mail: info@kpravda.ru
телефон: (4712) 51-24-62
При использовании информации ссылка на сайт обязательна. 
Размещение рекламы
г. Курск, ул. Максима Горького, д. 9
телефон: (4712) 51-11-35
e-mail: reklama@kpravda.ru
Посетители сайта
Сегодня: 2 035
Вчера: 3 342
Всего: 8 260 672