Готовы ли вы стать волонтером?
Выберите вариант ответа!


Результаты опроса

«Ужин дураков» покорил курских зрителей

Номера 2015 года  :  № 121  :  Культура8 октября 2015ПечатьОтзывы

Впрочем, курские театралы были восхищены не только одним этим спектаклем Тверского академического театра драмы, гастроли которого проходили в нашем городе с 22 по 29 сентября.

На сцене Курского драматического театра имени Пушкина с аншлагом прошли «Маскарад» Лермонтова,«На всякого мудреца довольно простоты» Островского, «Собака на сене» испанского драматурга Лопе де Вега.

Безусловно, с отрадой отмечаешь тот факт, что в репертуаре тверской труппы классические произведения занимают почетное место.

– У нас действительно преобладает русская классика, – подтверждает руководитель литературно-драматической части Вероника Калинина. – И прежде всего это заслуга художественного руководителя театра народной артистки России режиссера Веры Ефремовой. Она уже сорок лет закладывает традиции истинно русского театра. И спектакли по классическим произведениям создаются именно в этих традициях.

– Вероника Сергеевна, сегодня некоторые режиссеры считают необходимым «осовременивать» классику, выстраивают «новые версии прочтения» ее. В итоге готовится даже не то чтобы неудачный винегрет, а вообще какое-то непонятное «кушанье», которое тем не менее предлагают зрителю «съесть» и быть довольным…

– Большинство наших артистов придерживаются мнения, что они не хотели бы играть «осовремененные» классические произведения. И это вполне объяснимо: во-первых, они воспитаны Верой Андреевной, а во-вторых, понимают, что такое настоящий русский театр. Мое мнение: если хочешь что-то осовременить, бери нечто только что написанное, чтобы не опошлять классические произведения, то огромное богатое наследие, которое нам оставили Островский, Чехов, Толстой, Достоевский… Это особенно важно для молодых зрителей, которые должны постигать классику в ее чистом прочтении, именно в том великолепии, в котором она написана. Возможно, кем-то движет желание эпатировать публику? Для нас это не характерно.

Действительно, Тверской театр, открывший в этом году юбилейный, 270-й сезон, считается одним «из самых знаковых и узнаваемых провинциальных театров России». Приоритет, как уже отметила Вероника Калинина, отдается произведениям русской и зарубежной классической литературы. Однако это вовсе не означает, что в репертуаре труппы нет произведений, высвечивающих грани жизни и страстей современного человека.

Таковым, в частности, является спектакль «Ужин дураков», поставленный по пьесе Франсиса Вебера «Ужин с придурком». Имя этого французского кинорежиссера и сценариста, снявшего «множество изящных комедий», должно быть хорошо известно российскому зрителю. Достаточно вспомнить хотя бы такие популярные фильмы, как «Игрушка», «Невезучие», «Папаши»…

Комедия «Ужин дураков» в постановке Тверского театра вызывает не только искренний смех в зале, во время иных мизансцен едва сдерживаешь слезы.

Сюжет пьесы, в общем-то, незатейливый. Богатый издатель Пьер Брошан придумал необычное развлечение. По средам компания молодых аристократов устраивает ужин, на который каждый участник должен привести… придурка. Это своего рода игра такая: побеждает в ней тот, чей «придурок» оказывается глупее всех и больше всех насмешит компанию. Сам Франсис Вебер в одном из интервью говорил, что «Ужин с придурком» – отнюдь не его изобретение, нечто надуманное, тема взята им из жизни: подобные ужины часто проходили в домах известных французских актеров.

Приглашая на ужин очередного «придурка», Пьер Брошан не догадывался, что выйдет из этого, скорее, не смешная, а грустная история, хотя найдено, по его мнению, то что надо: перл. Новая развлекательная среда неудачно началась с самого утра: Брошан, усердно занимавшийся йогой и повредивший спину, решает ужин отменить. Однако об этом забыли предупредить «придурка», и он, Франсуа Пиньон, обнаруживает «несчастного» хозяина дома практически обездвиженным.

Обе эти главные роли блестяще играют артисты Тарас Кузьмин (Брошан) и Александр Сафронов (Пиньон), который к тому же является и режиссером спектакля. Нельзя не отметить также великолепные декорации. Во время спектакля ты забываешь, что находишься в зрительном зале, ты словно «переселяешься» в роскошную гостиную богатого французского дома конца ХХ столетия и вместе с героями радуешься и страдаешь, становишься участником их сложных жизненных перипетий.

От Брошана уходит жена, не одобряющая его экстравагантный способ развлечения. И (какое совпадение!) от Пиньона тоже уходит жена, не разделяющая его увлечений. А увлекается он, бухгалтер в Министерстве финансов, изготовлением макетов из спичек, с которыми и является на предполагаемый званый ужин, будучи искренне убежден в том, что именно этим своим даром он и заинтересовал молодых аристократов.

Комедия «Ужин дураков» – это трогательная история о неоднозначных человеческих взаимоотношениях, об одиночестве, о том, что все-таки держится наш хрупкий мир на любви и дружбе, которые в своей счастливой сытой жизни человек не всегда способен оценить. Каким бы ты ни был успешным, имеющим достаточно сильное влияние на окружающих, каким бы защищенным от всех передряг ни казался себе самому, как только тебя жалят в болевую точку, земля начинает плыть под ногами. Когда чувствовавший себя достаточно уверенным в жизни налоговый инспектор Люсьен Шеваль узнает о любовной связи жены с ничтожеством, над которым только что все (да еще в присутствии «дурака» Франсуа Пиньона) потешались в гостиной Пьера Брошана, мир его, кажется, рушится. И это блестяще сыграно в спектакле заслуженным артистом России Залимом Мирзоевым.

– Мне очень нравится этот персонаж, – сказал Залим во время нашего разговора после спектакля. – И вообще герои пьесы хотя и кажутся дураками, но они живут полноценной жизнью. Да, в таком состоянии можно попасть в беду. Но, на мой взгляд, жизнь у этих людей гораздо интереснее, полнее, чем у тех, которые закрыты, в масках – словно запечатаны. Каждый из наших героев по-своему свободен от каких-то условностей. И это замечательно. А как артист хочу сказать, что очень важна еще атмосфера, в которой ты работаешь – так вот об этом как раз и позаботился режиссер спектакля Александр Сафронов. Мне давно уже не столь интересно, что играть. Мне важно, как и с кем играть. Можно ведь и какую-то большую роль сыграть не с тем режиссером, не с теми партнерами, и все погубить. Поэтому для меня гораздо актуальнее, не что бы я хотел сыграть, а с кем бы я хотел работать.

В «Ужине дураков» как раз творческие акценты расставлены удачно. И все актеры, а не только занятые в главных ролях, в буквальном смысле слова блистали на сцене, о чем свидетельствовали и частые аплодисменты зрителей. Ни один из персонажей не был проходным, задерживал на себе внимание зала.

– На сцене всегда нужно выкладываться по максимуму, – считает актриса Ирина Погодина, сыгравшая Марлен – женщину-нимфоманку. – Ты ведь не знаешь, кто находится в зале. Может быть, там сидят будущие актеры, которые, вполне возможно, именно в данный момент понимают, каково это – быть артистом.

Но, безусловно, главное зрительское внимание сосредоточилось на том, кто предстал в образе убедительного «придурка», – Пиньоне. По натуре человек добрый, «простодушный чудак», Франсуа искренне пытается помочь Брошану, но из-за своей недотепистости загоняет Пьера в ситуации одна глупее другой – от смешных до горьких. Предлагая Брошану помощь, он звонит его компаньону, но говорит ему совсем не то, о чем просит Пьер, и в результате выставляет последнего дураком. Тут же извиняется и вновь одержим желанием помочь, но опять все путает, принимая Марлен за жену Брошана Кристин и уговаривая ее вернуться к мужу.

Словом, в считанные часы Пиньон, сам того не желая, превращает жизнь Брошана, причислявшего себя к числу сильных мира, в кошмар. «Дурак» причиняет ему даже физическую боль, роняя Пьера в тот момент, когда по причине его поврежденной спины пытается помочь ему дойти до дивана. Франсуа и сам чувствует, что заводит в нелепую ситуацию и себя, и того, кого всем сердцем желает всячески поддержать, но при этом он совсем не догадывается, что его пригласили в этот дом в качестве «универсального придурка». И только когда карты раскрываются, Франсуа Пиньон произносит свой грустный монолог, который щемит сердце зрителя: «…Теперь я буду вашим дураком. Я устал быть умным – очень утомительно».

Несмотря на всю нелепость создавшегося положения, присутствие Франсуа Пиньона в доме Пьера Брошана не прошло даром для последнего, имело благоприятный исход: Пьер помирился со старым другом, прогнал любовницу, понял, что искренне любит свою жену. Так кто же оказался дураком на этом «ужине»? Наверное, этот «диагноз» сама жизнь ставит каждому присутствовавшему на нем, и в то же время отмечаешь, что каждый из героев по-своему умен. А еще невольно вспоминаешь известную поговорку: «Дураков всегда на одного больше, чем ты думаешь».

Все актеры, с которыми довелось поговорить, подчеркивали значимость своего персонажа и отмечали, насколько приятно было работать в таком составе.

– Я вводился в спектакль, когда он уже готовился много времени, а у меня на репетицию оставалось меньше месяца, – рассказывает исполнитель роли Пьера Брошана Тарас Кузьмин. – Работал с удовольствием. Приятно, что режиссером приветствовалась импровизация, в том числе и лично моя. Например, я предложил для моего героя занятия йогой, хотя, по сути, он сорвал спину, потому что уронил мыло в душе. Были и другие моменты, которые, на мой взгляд, обогатили спектакль, и теперь мы все с радостью в нем существуем.

– Вы любите своего героя?

– Да, мой персонаж мне очень близок. Вообще я давно выхожу на сцену, у меня более 20 ролей. И все они – как дети: трудно выделить любимого «ребенка».

В конце спектакля вышедших на поклон актеров зрители, стоя (по доброй курской традиции), долго приветствовали несмолкаемыми аплодисментами.

– Когда мы открывали гастроли «Маскарадом», очень волновались, – рассказывает Вероника Калинина. – Никогда ведь не знаешь, как тебя примут. Но нас встретили настолько доброжелательно! Наши артисты в восхищении от курских зрителей.

– И вообще нам очень понравились куряне и сам город, – добавил Залим Мирзоев. – А еще я как горец покорен вашими холмами, с удовольствием гулял по ним. Если представится возможность, я вновь с радостью выйду на сцену Курского драматического театра.

«Ужином дураков» завершились гастроли Тверского академического театра драмы. Но о них еще долго будут помнить восхищенные курские зрители.

Сцена из спектакля «Ужин дураков»
Сцена из спектакля «Ужин дураков»

Анна БЕЛУНОВА

Оставьте ваш отзыв
ФИОВаше имя или ник (псевдоним)
E-mailУкажите ваш e-mail для ответа
ГородСтрана (если не РФ), город
ТекстВ тексте распознаются гиперссылки http://site.ru/page.html и электронная почта mail@mail.ru
АнтиспамВведите в поле цифры на изображении → Введите в поле цифры на изображении
Выделенные поля обязательны для заполнения

Партнеры


Официальный сайт администрации Курской области

Официальный сайт Общественной палаты Курской области, комитета внутренней политики Администрации Курской области

Официальный сайт телерадиокомпании Сейм

Стратегия Президента

www.gosuslugi.ru

Работа в России

© 2003–2017, АУКО
«Редакция газеты « Курская правда»,

e-mail: info@kpravda.ru
телефон: (4712) 51-24-62
При использовании информации ссылка на сайт обязательна. 
Размещение рекламы
г. Курск, ул. Максима Горького, д. 9
телефон: (4712) 51-11-35
e-mail: reklama@kpravda.ru
Посетители сайта
Сегодня: 272
Вчера: 2 726
Всего: 8 788 108