Эта музыка – навсегда

Номера 2015 года  :  № 94  :  Культура6 августа 2015ПечатьОтзывы

Георгий Свиридов и кинематограф

«Курская правда» продолжает публикацию материалов о жизни и творчестве Георгия Свиридова в рамках совместного с комитетом по культуре Курской области проекта, посвященного 100-летию великого русского композитора.

Музыку к кино принято считать легким жанром. С первых шагов киноискусства многие композиторы обращались к этому жанру, создавая истинные шедевры. И не только авторы массовых песен, но и музыканты, писавшие так называемую «серьезную» музыку. Среди них – Дмитрий Шостакович, Сергей Прокофьев, Арам Хачатурян, Тихон Хренников, Георгий Свиридов.

Тот факт, что Свиридов написал музыку к более чем десяти кинофильмам, по-прежнему остается малоизвестным. 100-летие композитора – прекрасный повод исправить этот недостаток. Многие читатели наверняка знакомы с киномузыкой нашего земляка, даже не догадываясь об этом. «Метель» и «Время, вперед!» – произведения из той категории, которые, услышав хотя бы раз, запоминаешь навсегда.

Первой художественной кинокартиной Георгия Васильевича стала «Поднятая целина» режиссера Юлия Райзмана. На тот момент Свиридов, студент последнего курса Ленинградской консерватории, живет в общежитии. Крошечной стипендии не хватает, приходится вечерами подрабатывать тапером то в пивнушке у Кировского завода, то в ресторане Чванова на Петроградской стороне. Ему всего 25 лет, но он уже композитор, известный не только музыкальной среде. Им уже созданы романсы на стихи Пушкина, принесшие первую популярность.  

Пройдет 10 лет, и судьба вновь сведет Свиридова с кино. На студии «Мосфильм» был снят фильм Сергея Юткевича «Пржевальский» о жизни и деятельности знаменитого русского путешественника и ученого. В киноленте много сцен дикой природы, красоту, величие и опасность которой подчеркивает музыка нашего земляка. Через год на «Ленфильме» закончились съемки еще одной историко-биографической картины – о композиторе Николае Андреевиче Римском-Корсакове. Свиридов подбирал музыкальный материал, представив лучшие образцы сочинений русского композитора.

Затем были не менее интересные киноленты: исторический фильм о борьбе албанского народа против турецких завоевателей в XV веке «Великий воин Албании Скандерберг» (реж. Сергей Юткевич), двухсерийный художественный фильм режиссера Михаила Швейцера «Красная площадь».

Работа для театра и кино давала Свиридову возможность воплощения конкретных образов и ситуаций, дисциплинировала необходимостью точно укладываться в заданный хронометраж. Особенно точно музыка Свиридова соответствует историческим событиям в фильме «Доверие» режиссера Виктора Трегубовича – это совместная советско-финская постановка о признании независимости Финляндии.

Сочиняя музыку к кинофильмам, Георгий Васильевич сотрудничал и общался со многими деятелями современной ему киноиндустрии. В 1982 году завершилась работа с лентой Сергея Бондарчука «Красные колокола». Фильм второй – «Я видел рождение мира». В этом фильме показаны события октября 1917 года в России глазами очевидца и участника восстания американского журналиста Джона Рида. Все эти фильмы исторические. Свиридов писал музыку и к экранизациям русской классики. Ими стали «Воскресение» – экранизация одноименного романа Л. Н. Толстого (реж. М. Швейцер), драма по одноименному роману Леонида Леонова «Русский лес» (реж. В. Петров). Есть в фильмографии Георгия Васильевича и кинокартина о советской деревне «Полюшко-поле» (реж. В. Строева).

60-е годы – расцвет творчества композитора. Именно в этот временной период началась работа с кинолентами, музыка к которым принесла ему мировую известность.

В 1964 году к Свиридову обратился артист и кинорежиссер Владимир Басов, приступавший к съемкам кинофильма «Метель» по повести А.С. Пушкина. Композитора привлекла идея воссоздать образ современной Пушкину провинциальной России. Музыка словно стала самостоятельным действующим лицом фильма.

Пушкин рассказал романтическую историю, в которой русская метель непредсказуемо смешала несколько человеческих судеб. Музыка лишена того оттенка иронии, который явно ощущается в повести. Поэтизация простой жизни маленьких городков и усадеб, жизни, особенно близкой Свиридову, – вот что стало основным в его музыкальном решении. Он исходил из интонаций, бытовавших в начале XIX века: вальсовых, маршевых, романсовых, перезвона бубенцов, всегда висевших на дугах ямщицких лошадей. Но эти простые, подчас наивные интонации одухотворены им, использованы творчески, с особым, присущим только Свиридову, настроением. Музыка зазвучала как ретроспектива давно ушедшей, но милой, привлекательной, вызывающей ностальгическое чувство жизни.

Фильм «Метель» вышел на экран, и музыка из него сразу же зажила своей жизнью. Она оказалась настолько осязаема, что, кажется, будто не только слышишь ее, но и видишь воочию – и картины природы, и жанровые сцены, и бал, который весь разворачивается на фоне вальса.

В 1973 году из отдельных музыкальных эпизодов, созданных для кинофильма, композитор решил составить сюиту. Ее девять номеров создали последовательный ряд своего рода иллюстраций к пушкинской повести. Так и было решено назвать новый опус: музыкальные иллюстрации к повести Пушкина «Метель».

Еще одну оркестровую сюиту Свиридов монтирует из музыки к кино «Время, вперед!». На многие годы и десятилетия она – символ нашего времени, заставка главной новостной телепередачи страны.

Две оркестровые сюиты Георгия Свиридова «Метель» и «Время, вперед!» исполняют ведущие оркестры, талантливые дирижеры включают их в свои концертные программы. Они звучат в лучших концертных залах мира.

Музыка к фильму режиссера Михаила Швейцера по одноименному роману Валентина Катаева (1965 г.) «Время, вперед!». Фильм, снятый к 50-летию Октябрьской революции, рассказывает о строительстве Магнитки в начале 30-х годов. Один день из жизни молодежи, энтузиастов, которые созидают светлое будущее, умеют шутить и любить, не чувствуя лишений и бытовых неурядиц. Они строят будущее великой страны.

Шесть минут пролога – это хроника: новостройки, героический труд людей, кадры, показывающие зарубежные страны, как противопоставление светлому и счастливому народу Советского Союза… Зритель введен в атмосферу тех бурных лет, в которых и разворачивается сюжет киноленты. Шесть минут стремительной музыки  Свиридова. Изобразительный ряд пролога перечисляет факты, музыка объединяет их, передает атмосферу бурного становления молодой Страны Советов.

Эту музыку композитор написал молниеносно. Сроки поджимали, необходимо было срочно сдать режиссеру партитуру для кинофильма – оставался всего один вечер... Георгий Васильевич был заядлым рыбаком и, боясь пропустить вечерний клев, сочинил ее едва ли не за час.

Когда грянула перестройка и модным стало ругать прошлое, знаменитая заставка к программе «Время» была снята с эфира как примета «тоталитарного прошлого». Однако спустя несколько лет справедливость была восстановлена. Вот что писал по этому поводу режиссер фильма Михаил Швейцер: «Потому что эта музыка – навсегда. Потому что в ней пульс свободной от политической суеты жизни. В ней время, которое, вопреки всем ударам судьбы, историческим катастрофам и непоправимым потерям, продолжается вечно». За полвека вряд ли можно найти произведение, которое и сегодня передавало бы дух современности, дух сегодняшнего дня, подобно гениальной музыке нашего великого земляка.

Екатерина Демидова,

Ирина Воронова

(В статье использованы материалы Л. Михеевой, Е. Дубровой, Т. Олексенко)

Оставьте ваш отзыв
ФИОВаше имя или ник (псевдоним)
E-mailУкажите ваш e-mail для ответа
ГородСтрана (если не РФ), город
ТекстВ тексте распознаются гиперссылки http://site.ru/page.html и электронная почта mail@mail.ru
АнтиспамВведите в поле цифры на изображении → Введите в поле цифры на изображении
Выделенные поля обязательны для заполнения

Партнеры


Официальный сайт администрации Курской области

Официальный сайт Общественной палаты Курской области, комитета внутренней политики Администрации Курской области

Официальный сайт телерадиокомпании Сейм

Стратегия Президента

www.gosuslugi.ru

Работа в России

© 2003–2018, АУКО
«Редакция газеты « Курская правда»,

e-mail: info@kpravda.ru
телефон: (4712) 51-24-62
При использовании информации ссылка на сайт обязательна. 
Размещение рекламы
г. Курск, ул. Максима Горького, д. 9
телефон: (4712) 51-11-35
e-mail: reklama@kpravda.ru
Посетители сайта
Сегодня: 2 960
Вчера: 3 198
Всего: 9 838 510