Готовы ли вы стать волонтером?
Выберите вариант ответа!


Результаты опроса

Счастье Василия Ерофеева

Номера 2012 года  :  № 53  :  Культура17 мая 2012ПечатьОтзывы

Сразу на двух площадках – в областной картинной галерее имени А. Дейнеки и на художественно-графическом факультете КГУ – развернулась юбилейная выставка народного художника России (до сих пор единственного в Курске) Василия Ерофеева, посвященная 75-летию со дня рождения живописца и 50-летию его творческой деятельности. И это символично: полвека профессор Ерофеев преподает на худграфе, а в фондах Курской картинной галереи хранится немало его работ.

Если говорить о регалиях, то Василий Иванович еще и действительный член Академии гуманитарных наук, отличник просвещения СССР, лауреат губернаторской премии имени А. Дейнеки... Его картины – тематические полотна, портреты, пейзажи, натюрморты – являются достоянием многих музеев и частных коллекций в России и за рубежом. Но в своем восприятии мира он тот же босоногий деревенский мальчик, способный на удивление и восторг перед Жизнью.

Есть у мастера картина «Родина моя», где он изобразил себя в детстве пасущим гусей на берегу пруда в деревне Покровка Ястребовского (ныне Мантуровского) района.

«У нас до 130 гусей было, и я их пас, – вспоминает Василий Иванович. – Мы с мальчишками друг перед другом их разгоняли, чьи дальше улетят в пруд».

Тогда же в сельской школе третьеклассник Вася Ерофеев снискал славу художника, нарисовав простым карандашом портрет «отца народов». И до сих пор Василий Иванович приезжает на свою малую родину, которая дает ему и темы для творчества, и энергию созидания, устраивает там выставки своих работ. У него много портретов односельчан, которых он писал на протяжении десятилетий. Многие потом послужили прототипами для персонажей больших полотен.

Вначале Василий Иванович окончил Курское художественно-педагогическое училище, потом – Харьковский художественный институт и отправился работать в Полтаву. И здесь произошло, пожалуй, самое главное в его жизни событие: встреча с будущей женой Аллой, с которой они с тех пор не расстаются.

«Алла училась заочно в институте и приехала в Полтаву на сессию. Подруга привела ее к нам на молодежную вечеринку. Я как ее увидел, первой мыслью было: да вот моя жена, что я еще жду!.. Начал за ней ухаживать, предложил позировать для картины «Полтавские цветы», которую писал для киевской выставки, посвященной юбилею Тараса Григорьевича Шевченко».

Выставком не принял первый вариант картины. Невероятно, мистика, но в ту же ночь художник увидел ее во сне, как Менделеев свою таблицу, и перенес на полотно. Члены выставкома были потрясены. Так начался путь в большое искусство.

«Картина прошла на выставку, обо мне заговорили и уже обещали в Полтаве квартиру, а на меня напала какая-то тоска. Не могу начать ничего нового! Алла смотрит, раз прихожу выпивший, второй... Она говорит: «Вась, что с тобой? Никогда ведь такого не было...» – «Да знаешь, не хочу я в Полтаве жить. Давай переедем». А тут Женя Зайцев, Леня Руднев, с которыми я учился в Харькове, письма мне пишут, как им здорово работается в Курске. А я же отсюда родом! Алла говорит: «Ну раз так, поедем в Курск». Приехали, сели в трамвай, а тогда в трамваях даже двери не закрывались.

Кондукторша поймала мальчишку-зайца и выкинула его кепку на дорогу, а он как сиганет следом! Алла в ужасе: куда мы приехали, улицы грязные, нравы дикие... Но устроились, дали нам комнатушку в общежитии пединститута, и потекла моя жизнь на худграфе».

Ерофеев не собирался посвящать себя учительскому труду. Но вот уже без малого полвека преподает на факультете, давно профессор. От судьбы, говорит, не уйдешь. И среди его учеников – тоже уважаемые люди: заслуженные учителя, художники, кандидаты наук...

Возвращение на родину дало мощный всплеск творческой активности. С тех пор художником написано несколько сотен картин. В основном о сельской жизни. Именно деревню Ерофеев знает лучше всего, несмотря на долгую жизнь в городе. Пробовал как-то написать на индустриальную тему – не очень получилось.

Зато село в его творчестве удивительно полнокровно. С одной стороны посмотришь – тяжелый крестьянский труд. Но сколько радости, какая полнота жизни в глазах тех, кто им занимается, и словно не в тягость он им, а в удовольствие.

Некоторые искусствоведы в свое время советовали: «Зачем ты, Василий, это пишешь – кирзовые сапоги, телогрейки, мерзлую свеклу...Да ты лучше чего-нибудь покрасивее...» Но с полотен Ерофеева смотрит сама жизнь. Люди узнают на них самих себя, своих матерей, сестер... Таковы «Свекловичницы», «Полюшко-поле», «Счастье»...

Именно тематическая картина стала главным ерофеевским жанром. Эти солидные произведения проходили на самые престижные выставки, репродуцировались в журналах, книгах, их закупали музеи, предприятия, министерства...

«Счастье» открывало Всероссийскую выставку в московском Манеже, ее разместили прямо в первом зале. Репродукции с картины печатались везде, даже за границей. Я получал письма со всех концов страны. Вообще мне повезло: мои картины нравились и художникам, и искусствоведам, и зрителям. «Солдаток» увидел представитель ЦК в выставкоме, и вот меня приглашают в обком партии. Оказывается, запрос в Курск сделали: как живет художник, в каких условиях. Через две недели я получил квартиру. А как-то наши мастерские посетил первый секретарь обкома партии Монашов. Собрал художников и начал рассказывать о курском крае, какая здесь красота. Да это же, говорит, вторая Венеция! Так живописно рассказывал, что у меня глаза открылись, и я начал писать много пейзажей. Оглядываясь назад, вижу, что сделано много, но не я один это сделал. Я благодарен всем людям, с которыми общался, которые меня поддерживали и наставляли. Сколько историй мне рассказали... пишешь портрет, а за ним целая страна, целая эпоха. Не забыть встречу с одним из Кукрыниксов Порфирием Никитичем Крыловым. Это он сказал: «Мне твои картины очень нравятся, только ты не кидайся из стороны в сторону, от стиля к стилю, следуя за модой. Ты иди своим путем». Он фактически благословил меня на путь реализма».

В картинах Василия Ивановича вся история нашей Родины и народа в разные исторические эпохи: древняя Русь, Октябрьская революция, Гражданская и Великая Отечественная войны, современность... Немало портретов конкретных людей: Александр Дейнека, Георгий Свиридов, ректор КГУ Вячеслав Гвоздев, певица Ирина Стародубцева, групповые портреты доярок колхоза имени Фрунзе, передовиков колхоза «Россия»... Множество портретов жены. Нередко позируют ему студенты. Пейзажи – от курской земли до Италии. И все это – реализм. Правда жизни. Эпос и лирика.

Больше всего художник любит писать женщин. Он создал свой, ерофеевский, женский образ. Его ни с кем не перепутаешь, как сразу узнаешь женщин Рафаэля, Рубенса, Ренуара... Его сельские молодки большеглазы, белолицы, длинноноги, с тонкими пальцами – этакие крестьянки-аристократки. Они как бы вне времени и моды, даже в одежде: что на полотне 1980 года «Курские красавицы» (оно хранится в Государственной Третьяковской галерее), что на картине 2002 года «Живая вода», сюжет которой навеян Коренной пустынью. И во всех этих обобщенных ликах присутствует образ жены Аллы – пусть не во внешнем сходстве, но в душевной сути.

[IMAGE=4]

«Супруга всегда понимала, что такое творчество художника. Роль женщины велика вообще в жизни любого мужчины. Мы ведь му-жи-ки. Нам и подсказывать надо, и руководить (конечно, тактично, чтоб мы не обижались и думали, что мы – главные). А у Аллы это есть: и такт, и вкус, она всегда чувствует фальшь и лучше любого искусствоведа подскажет. А вообще «Курских красавиц» я начал писать, как только приехал из Полтавы. Посоветовала Роза Владимировна Трегуб: ты, говорит, Вася, съезди в Плехово, посмотри «Тимоню», как они поют и танцуют. Я приехал, начал работать над картиной, но дело продвигалось плохо. И тут попал на празднование Масленицы, и таких красавиц увидел, и как пошла работа! Так моя картина стала символом курских девчат».

Все проходит, но как великий гимн жизни останется ерофеевская женщина в саду под цветущими яблонями и в море тюльпанов. Красавицы с картин «Щедрая осень», «Полдень», «Праздник», «Праздничное шествие»... Молодые матери, наряду с центральным образом воина-победителя, – полноправные героини масштабного полотна «Весна 45 года. Ожидание».

... А к «Тимоне» Василий Иванович все-таки вернулся. Пока картину никто не видел, но со слов художника, это будет не только плеховский, но общенациональный «Тимоня», танец Победы, вобравший в себя всю мощь русского народа.

Тамара Антипенко

Оставьте ваш отзыв
ФИОВаше имя или ник (псевдоним)
E-mailУкажите ваш e-mail для ответа
ГородСтрана (если не РФ), город
ТекстВ тексте распознаются гиперссылки http://site.ru/page.html и электронная почта mail@mail.ru
АнтиспамВведите в поле цифры на изображении → Введите в поле цифры на изображении
Выделенные поля обязательны для заполнения

Партнеры


Официальный сайт администрации Курской области

Официальный сайт Общественной палаты Курской области, комитета внутренней политики Администрации Курской области

Официальный сайт телерадиокомпании Сейм

Стратегия Президента

www.gosuslugi.ru

Работа в России

© 2003–2017, АУКО
«Редакция газеты « Курская правда»,

e-mail: info@kpravda.ru
телефон: (4712) 51-24-62
При использовании информации ссылка на сайт обязательна. 
Размещение рекламы
г. Курск, ул. Максима Горького, д. 9
телефон: (4712) 51-11-35
e-mail: reklama@kpravda.ru
Посетители сайта
Сегодня: 1 632
Вчера: 2 922
Всего: 8 786 742