Тайна старинного распятия

Номера 2011 года  :  № 81  :  Культура12 июля 2011ПечатьОтзывы

Зимой этого года, занимаясь историей немецкой общины, в Государственном архиве Курской области я обнаружил фотографию скульптуры, изображающей распятого Иисуса Христа. Находилась она без сопроводительных пояснений в деле о строительстве нового здания лютеранской церкви – кирхи во имя святых апостолов Петра и Павла. Этот храм строился в 1893–1895 годах, и в его перестроенном здании ныне размещается прокуратура Курской области (ул. Ленина, 21).

Присмотрелся к снимку, скульптура мне показалась знакомой. Она очень напоминала то бронзовое распятие, которое сейчас возвышается в алтаре католического храма – костела во имя Успения Девы Марии, что на улице Марата, 31. Как раз недавно я фотографировал это произведение искусства. Сравнительный анализ запечатленной на дореволюционном фотоснимке скульптуры из дела о кирхе и находящейся ныне в костеле убедил меня в том, что это одна и та же работа!..

Но каким же образом это распятие попало в костел? Те, кто бывал лет 15 назад и ранее в Сергиево-Казанском соборе Курска, его наверняка помнят. Именно здесь на первом этаже оно находилось в левой части храма. А после передачи здания костела в 1997 году католической общине архиепископ Ювеналий благословил передачу ей этого распятия, которое имело явно неправославное происхождение. На это, в частности, указывает надпись на латинском языке в цокольной части: «ET INCLINATO CAPITE EMISIT SPIRITUM». В переводе – цитата из Евангелия от Иоанна: «И преклонив главу, испустил дух» (Ин. 19:30).

Зададимся вопросом, откуда же в самом соборе взялось это распятие? Вероятнее всего, это произошло после закрытия храма в 1933 году и передачи его Горсовету. Кирха была закрыта еще ранее, в 1924 году, и ее имущество, представляющее культурную ценность, оказалось, видимо, в поле зрения существовавшего в то время музея искусств. Впоследствии он влился в Курский губернский краеведческий музей.

К моменту закрытия Сергиевского прихода около двух лет нижний этаж собора уже использовался как место хлебной ссыпки «Заготзерна», чем наносил ущерб интерьеру. В 1933 году краеведческий музей добился передачи ему этого здания с целью открытия в нем антирелигиозного музея. Очевидно, к этому времени были экспонаты, которые могли бы наполнить соответствующую экспозицию.

Однако вместо антирелигиозного музея здесь в 1935 году появилась Курская картинная галерея, для чего музей из своих фондов выделил 300 произведений живописи, графики и скульптуры. Помещалась она на втором этаже, а на первом была художественная студия.

Идея организовать антирелигиозный музей реализовалась лишь в 1939 году. Неизвестно, правда, было ли выделено для него в качестве экспоната наше распятие, но с сентября 1941 года он переехал в бывший Сергиево-Казанский собор на первый этаж. В первые дни оккупации этот музей подвергся разграблению.

Вскоре при немцах, как и раньше, в храме возобновились богослужения, а распятие с тех пор, очевидно, вписалось на десятилетия в интерьер собора...

Но этим загадки старинного распятия не исчерпываются. В «Путеводителе по городу Курску» 1901 года в разделе о кирхе авторы А.А. Танков и Н.И. Златоверховников сообщают: «Алтарное изображение Христа (с картины Тордвальсена) исполнено в Дюссельдорфе».

Здесь стоит разобраться. Датский художник Бертель Торвальдсен (1770–1844), с ошибкой в фамилии, о котором упоминается в цитате, известен всему миру не как живописец, а как скульптор. Представляется странным, что знатоки города, если описывают то распятие, о котором мы ведем речь, не замечают подписи художника, высеченной под евангельской цитатой – S. Albano. Здесь же стоит и римская дата – MDCCCLXXXVI (1886).

Вообще, впервые это распятие описал покойный протоиерей Лев Лебедев, ошибочно датировав его 1836 годом. Получить достоверную информацию о текстах на скульптуре помог настоятель костела о. Ян Бобер. Важные сведения находятся на обратной стороне цоколя распятия. Чтобы прочесть их, потребовалось сделать на бумаге карандашную прорись трудночитаемых букв в узком пространстве от стены.

Итогом непростой расшифровки высеченной надписи стал следующий текст: «Flli Galli Fusero Firenze 1886». Он сообщает информацию о литейном предприятии, принадлежавшем братьям (Fratelli, сокращенно Flli) Галли Фузеро из Флоренции.

Что же нам известно об авторах бронзовой скульптуры? Благодаря зарубежным сайтам Интернета, по крупицам удалось найти сведения о создателях распятия.

Сальваторе Альбано (1841–1893/94) родился в итальянской Калабрии, был самоучкой. В юности, упражняясь в моделировании и вырезании, он обратил на себя внимание, став учеником скульпторов Тито Анджелини и Джованни Дюпре. По окончании Академии искусств он получил большую известность благодаря своей работе «Граф Уголини» 1864 года. На следующий год Сальваторе удостоился Золотой медали в Академии Неаполя за «Христа в Гефсиманском саду». В конце 1870-х Альбано учредил студию, которая стала одним из самых примечательных мест во Флоренции. Здесь останавливались американские туристы, некоторые из них заказывали различные бюсты и фигуры в полный рост.

Работы талантливого скульптора неоднократно экспонировались на разных художественных площадках. В частности, в Парижском салоне, где в 1878 году его творчество было отмечено медалью 3 класса. Там же, спустя три года, он представил своих «Мефистофеля и Маргариту». В то время произведения Альбано вышли на один уровень с лучшими мастерами классической скульптуры, характеризуясь проработкой мельчайших деталей передаваемых образов. В 1888 году в Королевской академии Лондона художник демонстрировал много аллегорических фигур и композиций из мрамора и бронзы, возведенных общественным признанием в ранг образцовых. Итальянский скульптор также был известен своей оперативностью исполнения образов из глины и алебастра. Некоторые такие произведения им изготавливались за два дня или того меньше.

Известные работы С. Альбано — «Шьющая девочка» (1880), «Амур и Психея» (1881), «Восставшие ангелы» (1893) и др. Они находятся во многих великих музеях мира, в том числе Метрополитен-музее, Бруклинском, а также частных собраниях.

Литейщики братья Галли Фузеро из Флоренции также известны созданием многих монументов. Они, в частности, изготовили памятники президенту США Дж. Вашингтону в Милуоки Р. Парка (1885), «Американский индеец в триумфе над поверженным бизоном» в Денвере П. Пауэрса (1892), копию скульптуры святого Элигия во Флоренции (1898) и многие другие.

В свете всех этих данных остаются неизвестными курские подробности приобретения местной евангелическо-лютеранской общиной созданного С. Альбано распятия. Но это деловое решение вполне укладывалось в логику действий немецкого общества, направленных на подготовку к сооружению более крупного и вместительного храма, сбор пожертвований на который начался еще в 1879 году.

Кстати, сохранившиеся старые фотографии алтарной части интерьера костела свидетельствуют о том, что до революции описываемого распятия здесь не было.

Юрий ОЗЕРОВ.

Оставьте ваш отзыв
ФИОВаше имя или ник (псевдоним)
E-mailУкажите ваш e-mail для ответа
ГородСтрана (если не РФ), город
ТекстВ тексте распознаются гиперссылки http://site.ru/page.html и электронная почта mail@mail.ru
АнтиспамВведите в поле цифры на изображении → Введите в поле цифры на изображении
Выделенные поля обязательны для заполнения

Партнеры


Официальный сайт администрации Курской области

Официальный сайт Общественной палаты Курской области, комитета внутренней политики Администрации Курской области

Официальный сайт телерадиокомпании Сейм

Стратегия Президента

www.gosuslugi.ru

Работа в России

© 2003–2018, АУКО
«Редакция газеты « Курская правда»,

e-mail: info@kpravda.ru
телефон: (4712) 51-24-62
При использовании информации ссылка на сайт обязательна. 
Размещение рекламы
г. Курск, ул. Максима Горького, д. 9
телефон: (4712) 51-11-35
e-mail: reklama@kpravda.ru
Посетители сайта
Сегодня: 626
Вчера: 3 198
Всего: 9 836 176