Пещерная обитель

Номера 2010 года  :  № 100  :  Культура31 августа 2010ПечатьОтзывы

Издавна паломников притягивали к себе монастыри — пристанища духовной силы и хранители церковных тайн. Они бывают разного типа: одни — надземные (их большинство), другие — пещерные. К числу последних относится Свято-Троицкий Холковский мужской монастырь, находящийся в Чернянском районе Белгородской области, в 15 километрах от города Нового Оскола. Туда и отправилась автор этих строк с друзьями в жаркий августовский день.

Сразу же привлекло расположение обители — у подножия мелового холма. Белогорье как раз славится меловыми отложениями, отчего и получило своё звучное название. Ещё до входа на территорию монастыря паломников встречает каменное, с крестом над кровлей, небольшое строение для укрытия колодца, откуда воду, как в деревнях, достают ведром, вращая металлический ворот. Вода чистейшая, вкусная и наверняка целебная. Недаром же приезжие (припарковавшихся частных машин не сосчитать) запасают её впрок, используя различные ёмкости.

Ну а дальше дорога ведёт наверх. К слову сказать, она выложена тротуарной плиткой, придорожные клумбы утопают в цветах. Самой высокой точки у подножия храма Святой Троицы можно достичь, преодолев 298 ступеней — это всё равно что подняться без лифта на 15-й этаж. Но тот, кто одолевает длинный, хотя не слишком крутой склон, обозревает живописную панораму: плавную дугу реки Оскол, в которую впадает более мелкая речушка Холки, заречные лесные дали. А прямо «под ногами» два бриллианта духовной культуры: по правую сторону — храм Донской иконы Пресвятой Богородицы, купол которого под ярким солнцем просто ослепляет; по левую сторону — памятник великому князю Киевскому Святославу Храброму. Эту великолепную работу выполнил наш земляк народный художник России Вячеслав Клыков, создавший серию скульптур православных святых.

Но почему именно здесь появился скульптурный образ Святослава? Князю и его войску приходилось защищать государство от набегов печенегов, половцев и других врагов. По территории нынешних Белгородской и Курской областей проходили юго-восточные рубежи Киевской Руси. Как гласит предание, сыновья Святослава — Новгород-Северский князь Игорь и буй-тур Всеволод, князь Трубчевский и Курский — встретились в Холках в 1185 году, чтобы обсудить совместный поход на половцев. Как известно, сам поход и кровопролитная битва послужили неизвестному автору сюжетом древнерусской поэмы «Слово о полку Игореве», в которой воспевается храбрость курских кметей (воинов).

Эти сведения, конечно же, интересны в познавательном смысле. И всё же паломников привлекает в первую очередь подземная обитель. Из 40-градусной жары сюда попадаешь как в рай, ведь постоянная температура в пещерах — всего плюс 8 градусов. Окунуться в прохладу ненадолго приятно, но каково жить в таких условиях круглый год?

Специалистов всегда занимал вопрос — являются ли местные пещеры природным созданием или же их происхождение искусственное? Большинство исследователей считает, что пещеры — дело рук человека. Их версия такова. Монастырь был основан в XIV веке монахами Киево-Печерской лавры, которые после татаро-монгольского нашествия покинули стольный град и вдали от людей нашли в дикой степи уединённое место под меловыми холмами. Вручную вырыли пещеры, в которых вели аскетическую жизнь: в своих кельях и в подземном Троицком храме усердно молились Богу, отвешивая за сутки до тысячи поклонов. Иноки обеспечивали сами себя, выращивая на огороде овощи, мололи зерно на построенной ими мельнице на берегу реки Холки.

Впервые эта обитель упоминается в летописи в 1620 году, хотя монахи поселились там значительно раньше. Первый царь из рода Романовых Михаил Фёдорович даровал в 1635 году монастырю Грамоту об освобождении от налогов. Его сын великий государь Алексей Михайлович посетил это место в качестве паломника и в знак сердечного расположения подарил обители колокола, церковные книги, икону святого Алексея в богатом окладе. Позже выделил братии земельные наделы, лесной массив и участок реки для ловли рыбы. Именно в этот период расцвета монастырь получил название Холковский Царёв-Николаевский (позднее) Троицкий. Однако историю монастыря иначе как многострадальной не назовёшь. Столетие спустя, в 1764 году, он был упразднён, а пещеры засыпаны — произошло это по Указу, подписанному Екатериной II, о передаче монастырских земель в собственность государства. Можно с уверенностью предположить, что часть земель досталась приближённым императрицы.

В 1830 годах на средства светлейшего князя А.Б. Голицына монастырь был частично восстановлен. В последующем Холковская обитель упоминается в «Памятной книжке Курской губернии на 1888 год» и в «Календаре и памятной книжке Курской губернии на 1892 год». Там говорится, что общая площадь пещер составляет 255 квадратных метров, а площадь келий, рассчитанных на 12 монахов, — 172 квадратных метра.

В начале XX века вход в пещеры был засыпан и практически забыт. И всё же потом местные крестьяне и наёмные рабочие откопали древние пещеры с кельями и подземную церковь. В советское время на монастырь вновь обрушилась беда — в который уже раз пещеры были закрыты. Истинным хозяевам они были возвращены лишь в 1990 году, а 28 декабря 1998 года решением Синода Русской православной церкви Свято-Троицкий Холковский монастырь, входящий в состав Белгородской и Старооскольской епархии, открыли официально.

Впечатление от знакомства с необычным местом усилилось после посещения этих самых пещер. Представьте себе длинный, узкий, похожий на лабиринт, белый сводчатый коридор, слабо освещённый кое-где электрическими лампами. Стены подземных ходов неровные и напоминают скульптурные заготовки, с вмятинами и срубленными концами.

Экскурсовод провела нас в Троицкую подземную церковь с керамическим иконостасом и в кельи, являющиеся уникальным памятником архитектуры начала XVII века. Для свободного посещения их пока шесть, остальные предстоит ещё откопать. В этой работе археологам активно помогает отряд добровольцев, который приезжает сюда осенью.

Каждый из двенадцати монахов жил в отдельной келье, а условия самые что ни на есть спартанские. В стенах вырублены ниши для икон и ложе для сна, устилаемое соломой. Ни тебе одеяла, ни подушки. Жизнь монахов проходила почти в полной темноте — коридоры и кельи освещались лишь коптилками. И всё же иноки время от времени выходили на свет божий для выполнения хозяйственных работ. Иное дело — быть затворником. Его келья закрыта со всех сторон и отделена от коридора лишь узкой щелью для передачи пищи и воды. Затвор — высший церковный подвиг, и того, кто решается на него, фактически замуровывают заживо. Человек живёт в холодных стенах, без какого-либо общения, и остаётся наедине до самой смерти. Постелью ему служит гроб, который он заранее берёт с собой в келью.

С каким же облегчением мы покинули это каменное подземелье, чтобы заново вернуться в светскую жизнь! В благоприятных условиях живут теперь монахи, и те, кто только собирается посвятить себя служению Богу вдали от мирской суеты — для них выстроен братский корпус. Есть помещение и для паломников, желающих пожить в святом, намоленном месте хотя бы два-три дня.

Тамара ГРИВА.Фото Ольги СИЛАКОВОЙ.

Оставьте ваш отзыв
ФИОВаше имя или ник (псевдоним)
E-mailУкажите ваш e-mail для ответа
ГородСтрана (если не РФ), город
ТекстВ тексте распознаются гиперссылки http://site.ru/page.html и электронная почта mail@mail.ru
АнтиспамВведите в поле цифры на изображении → Введите в поле цифры на изображении
Выделенные поля обязательны для заполнения

Партнеры


Официальный сайт администрации Курской области

Официальный сайт Общественной палаты Курской области, комитета внутренней политики Администрации Курской области

Официальный сайт телерадиокомпании Сейм

Стратегия Президента

www.gosuslugi.ru

Работа в России

© 2003–2018, АУКО
«Редакция газеты « Курская правда»,

e-mail: info@kpravda.ru
телефон: (4712) 51-24-62
При использовании информации ссылка на сайт обязательна. 
Размещение рекламы
г. Курск, ул. Максима Горького, д. 9
телефон: (4712) 51-11-35
e-mail: reklama@kpravda.ru
Посетители сайта
Сегодня: 622
Вчера: 3 198
Всего: 9 836 172