Все же Свиридов зазвучал…

Номера 2009 года  :  № 287  :  Культура23 декабря 2009ПечатьОтзывы

Свиридовские декабрьские концерты в Курске, ожидаемые в течение всего года как эталон художественности и высокого искусства, на этот раз принесли немало неоднозначных впечатлений…

Одиннадцатый музыкальный фестиваль имени Г.В. Свиридова, открывшийся 5 декабря в зале филармонии, заставил задуматься о многом. Вдруг обнаружилось, что меняется вектор духовности этих зимних встреч… «Музыка, зовущая в храм…» – общая направленность не только последнего сочинения Г.В.Свиридова, названного им «Песнопения и молитвы», но всего его творчества (именно в этом ключе проходили фестивали начала двухтысячных) — в день открытия резко сменилась на… балаган!

Я не против балагана, более того, это определенный пласт русской культуры, наиболее ярко проявившей себя в масленичных гуляниях XIX века. Любопытные воспоминания о петербургских балаганах остались у современников: о нетребовательном к интонационной чистоте звучании оркестриков, о поведении публики, неистово ликующей от острот особого толка, опускавшим планку духовности. Ведь площадное искусство – это синоним не только развлекательности…

Так вот открытие вдруг (или не вдруг) фестиваля прошло в кафешантанном ключе: вместо вселенских размышлений и глубинных переживаний Светлана Безродная предложила слушателям популярные фрагменты классической музыки и даже танцевальные танго-фокстротные мелодии ХХ века… В результате получилось «шоу», в котором традиционное для коллектива оркестра «Вивальди» введение элемента театрализации превратилось в шляпы с перьями в оффенбаховском канкане, завершившем первое отделение. Балаган вместо Искусства…

Фальшь в звуках… Мне объяснили, что нестройность звучания оркестра вызвана была неопытностью звукооператора. Но позвольте, к чему микрофоны? Зачем увеличивать децибелы, искажая звучание? Впрочем, публика была в восторге и обрушивалась на исполнителей громом аплодисментов. В Курске всегда любили оперетту и развлечения. Но причем тут Свиридов? «Отметившись» далеко не лучшим исполнением его «Романса» в начале концерта и произнеся 15-минутную речь во славу…местного «министра культуры», руководитель академического(?) коллектива забыла о существовании Георгия Васильевича, больше к этому имени не возвращаясь.

Во второй вечер фестиваля – 9 декабря – с блеском, характерным для наших заслуженных артистов Российской Федерации Ирины Стародубцевой и Виктора Хмелевского, прошла «Романсовая гостиная»: в приношение Г.В. Свиридову прозвучали романсы и песни А.С. Даргомыжского и М.П. Мусоргского.

Третий концерт отзвучал 11 декабря и принес настоящее открытие. Нет, музыки нашего земляка не было и на этот раз. Но концерт-то был как раз в традициях фестиваля: молодой пианист Павел Кушнир изумительно исполнил Прелюдии Рахманинова. Все 24, весь том. И это было прекрасно, достойно, романтически и на высшем уровне! Наш дорогой и любимый Курск можно поздравить: у нас появился незаурядный пианист!

Удивительно, но Георгий Васильевич, с таким негодованием смотревший с плаката в первый день фестиваля на оркестр «Вивальди» с пританцовывающей Безродной, на фортепианном концерте с традиционного портрета взирал благостно на немногочисленную аудиторию слушателей (концерт-то был в фойе второго этажа филармонии), замершую от восприятия этого чуда.

В четвертый фестивальный день в большом зале филармонии прошла многочасовая XV Детская хоровая Ассамблея, в которой приняли участие лучшие хоры детских музыкальных школ Центрального региона России.

К сожалению, торжественное закрытие, заявленное на 16 декабря, пока не состоялось из-за недомогания Елены Васильевны Образцовой. Но как же быть с традициями? С сохранением памяти и музыки нашего великого земляка? Ведь не только в возложении цветов к памятнику в день его рождения 16 декабря должно заключаться величание…

Однако праздник все же состоялся, праздник души в приобщении к музыке: 15 декабря в зале старейшего в городе Курского государственного университета, отметившего в 2009 году 75-летие, исполнялась наконец-то музыка Г.В. Свиридова. И мы прикоснулись к исполнительскому таланту еще одного молодого, но уже ярко проявившегося явления российской музыкальной культуры. В пик декабрьских морозов под сводами старинного зала зазвучал Камерный хор «Русская консерватория» под руководством Николая Ходзинского, художественного руководителя и дирижера, лауреата премии имени Бориса Чайковского. Вот в этом исполнении и был явлен наконец-то Свиридов.

С хором приехал и Камерный оркестр. Вместе они составили Капеллу под тем же названием, старательно и с пониманием, без фальши и искренне исполнившую в первом отделении духовную музыку немецких (И.С. Баха, Г.Ф Телемана, Й. Кунау) и чешского (Я.Д. Зеленка) композиторов первой половины XVIII столетия. Следует отметить солистов, лауреатов международных конкурсов (как значилось в отлично составленной и отпечатанной, обстоятельной и даже с текстами звучавших сочинений программе, более привычной для всех прежних фестивалей): прекрасное сопрано Натальи Павловой, достаточно емкий и своеобразный альт Татьяны Абраменко, инструментальных исполнителей – Арину Цытленок (клавесин, блок-флейта), Дарью и Александра Юц (фортепиано и скрипка), Василия Третьякова (гобой), Екатерину Лазареву (арфа).

Второе отделение полностью было посвящено музыке Г.В. Свиридова: широкий шаг из века XVIII – в ХХ. Четыре поэта (А.А. Прокофьев, А.А. Блок, А.К. Толстой и П.В. Орешин), четыре миропонимания, каждый слог стихов которых был донесен до слушателей с предельной четкостью дикции – мастерство, доступное далеко не каждому хору!

Вокально-хоровое отделение открыли «Четыре песни на слова А.А. Прокофьева» для смешанного хора в сопровождении инструментального ансамбля, завершенные Г.В. Свиридовым к 1981 году. Начало же работы над этим циклом было связано с его еще консерваторской учебной работой. Очень ярко прозвучали радость жизнеутверждения и уверенность в победе («Слева – поле, справа – поле…»), динамизм («Солдатская ночь…») и первые трагические нотки («Песня военного времени»), пресекаемые величанием:

Наша Родина – Россия,

Дальняя да горная.

Наша Родина – Россия,

Грозная и гордая.

Неофольклоризм Г.В. Свиридова, который звучит в каждом его сочинении, – это подлинная народность, глубинность, обращение к древнейшим фольклорным пластам, к их слышанию и претворению, без развлекательства и фальши. Таким было и второе из исполненных сочинений: Четыре хора из цикла на слова А. Блока «Песни безвременья» для меццо-сопрано (Татьяна Абраменко), смешанного хора и инструментального ансамбля принесли очарование пасторальных моментов («Ветер принес издалека…») и возрождение природы и духа («Верю в солнце Завета…»), которые привели к откровению («Когда я прозревал впервые…»). И вновь – природа («Жаворонок» из Исаакяна), но после всего пережитого:

Душа, окутанная тьмой,

Глядит с тоской на мир несчастный.

А над склоненной головой

Ликует жаворонок страстный!

Полифоническое «Горе» на слова А.К. Толстого (1981 год) прозвучало как нахлынувшее и безвозвратное, затянувшее, закружившее, мятущееся и не отпускающее, просветляющееся, но остающееся с тобой навсегда… Миниатюра, иное исполнение которой и не захочется теперь слушать!

Очень логично, как итог и проблема, завершила концерт поэма «Лапотный мужик» Г.В. Свиридова на слова П.В. Орешина, поставив перед слушателями вопрос: «Кто любит Родину?» Проникновенно, с большим драматизмом прозвучало это философское сочинение в исполнении Андрея Архипова (бас), солиста Большого театра.

Произведения нашего земляка звучали в исполнении не только «Русской консерватории», но и курских музыкантов, так как во втором отделении концерта принимали участие заслуженный артист Российской Федерации Юрий Ткачев (баян), Сергей Сидоров (баян), Олег Коробецкий (ударные) и Александр Крупнов (ударные).

Сочинения Г.В. Свиридова будут исполняться в декабре, январе и феврале: по приглашению Свиридовского фонда в Курск приедут лауреаты вокального конкурса 2007 года. И мы продолжим постигать философию бытия, так остро выраженную композитором в звуках.

Глубина свиридовских откровений во всепроникающем в пространстве и времени звуковом своеобразии его творчества потрясала всегда, но в этот раз все слышалось по-новому… То ли от молодости и индивидуальности исполнения Николаем Ходзинским с его «Русской консерваторией»; то ли от того, что и мы сами, проживая кризисные годы, становимся иными и наконец-то начинаем понимать то, о чем говорил великий Л. Бетховен: «Музыка – откровение более высокое, чем мудрость и философия».

Неизменный организатор, автор проектов фестивалей и конкурсов начиная с 1998 года, ведущий декабрьских свиридовских концертов неповторимый и обаятельный Леонид Афанасьевич Марченко, руководитель общественной некоммерческой организации «Национальный Свиридовский фонд», выразил искреннюю благодарность Павлу Николаевичу Горбунову, директору филармонии, и Станиславу Георгиевичу Попкову, директору музыкального колледжа-интерната за существенную помощь в организации концерта, выделением ценных музыкальных инструментов для эталонного исполнения сочинений композитора.

Марина Космовская,

доктор искусствоведения, профессор.

Фото Дмитрия Шойтова.

Оставьте ваш отзыв
ФИОВаше имя или ник (псевдоним)
E-mailУкажите ваш e-mail для ответа
ГородСтрана (если не РФ), город
ТекстВ тексте распознаются гиперссылки http://site.ru/page.html и электронная почта mail@mail.ru
АнтиспамВведите в поле цифры на изображении → Введите в поле цифры на изображении
Выделенные поля обязательны для заполнения

Партнеры


Официальный сайт администрации Курской области

Официальный сайт Общественной палаты Курской области, комитета внутренней политики Администрации Курской области

Официальный сайт телерадиокомпании Сейм

Стратегия Президента

www.gosuslugi.ru

Работа в России

© 2003–2018, АУКО
«Редакция газеты « Курская правда»,

e-mail: info@kpravda.ru
телефон: (4712) 51-24-62
При использовании информации ссылка на сайт обязательна. 
Размещение рекламы
г. Курск, ул. Максима Горького, д. 9
телефон: (4712) 51-11-35
e-mail: reklama@kpravda.ru
Посетители сайта
Сегодня: 2 961
Вчера: 3 198
Всего: 9 838 511